СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Заговори, чтоб я тебя узнал"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященное орфоэпии. Может быть использован при подготовке к предметной неделе по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Заговори, чтоб я тебя узнал"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учеников 6 класса

«Заговори, чтоб я тебя узнал!»



Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Жердевская СОШ»: Мальцева Е.В.



Цель: развитие умения применять правила орфоэпии в предложенном речевом материале, соблюдение правил орфоэпии в самостоятельной речи, активизация и развитие эмоциональной лексики учащихся.



Задачи:

- закрепить полученные знания, умения, навыки по орфоэпии;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;

- способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание правильно и красиво говорить;

- формировать умение работать в команде, сотрудничать;

- повысить интерес к учебно-познавательной деятельности, к предмету

Описание игры.

Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды по 6 человек. Работа участников оценивается жюри. В качестве домашнего задания команды сочиняют двустишия на заданные рифмы.

Ход игры.

Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Прежде чем мы поговорим о теме нашего мероприятия, давайте послушаем стихотворение. В. Громова «Шутка».



Мой дядя выяснял лет 40

И всё же выяснить не мог-

Как говорить вернее - творог?!

А может, правильней – творог!?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке -

Лицо, как роза, расцвело

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно он не дорог,

Пойдёт в ватрушку и в пирог.

А как спросить: «Почём творог?

А может правильнее – творог?


А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

«Н-да.. Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же всё-таки – творог,

А может правильнее – творог?

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы –

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»




Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(Ответы учащихся).

Чему же мы посвятим наше сегодняшнее мероприятие?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Сегодня мы поговорим об орфоэпии. Что такое орфоэпия? Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения.  Соблюдение этих норм имеет важное значение. Его социальная роль велика в наше время особенно, когда устная речь стала средством широкого общения, инструментом воздействия на других, частью делового имиджа.  (Задания по орфоэпии содержатся в КИМах ЕГЭ, который вам тоже в скором времени придется сдавать.)

Вы разделились на две команды. Это команда « Красноречивые люди » и команда « Знатоки орфоэпии ». Сегодня вам придется выполнить ряд заданий, в ходе которых мы посмотрим, насколько хорошо вы владеете нормами русской речи. А в роли членов жюри у нас сегодня выступают ученики 8 д класса: Кузнецова Маша, Лукашин Никита, Лыткин Данила.

Команды готовы? Члены жюри готовы? Тогда приступим к заданиям!

Итак, первое задание. «Долго думал да хорошо сказал»

Задание: после коллективного совещания один представитель команды должен прочитать предложенный текст, правильно произнося выделенные слова (по 1 баллу за каждое правильно произнесённое выделенное слово; максимальный балл – 9).




№ команды

Текст для команды

Верный вариант

1

Наша подруга-модель пригласила нас на свой День рождения. Она жила в километре от шоссе, рядом с магазином, который назывался «Квартал». Мы решили подарить ей кашне и шкатулку из бересты. Праздник прошёл отлично, мы досыта наелись торта.

Наша подруга-модель[дэ] пригласила нас на свой День рождения. Она жила в киломЕтре от шоссе[сэ], рядом с магазИном, который назывался «КвартАл». Мы решили подарить ей кашне[нэ] и шкатулку из берЁсты. Праздник прошёл отлично, мы дОсыта наелись тОрта.

2

Маша шла по рельсам, черпая грязь сапогами. Её одолевала дремота. Единственное, что ей хотелось, это наесться досыта и умыться добела. Она бережливо держала в руках игрушечного шимпанзе. Девочка была одета не по погоде: на ней было хлопковое платье с орнаментом. Вскоре она нашла дорогу домой.

Маша шла по рельсам[р’], чЕрпая грязь сапогами. Её одолевала дремОта. Единственное, что ей хотелось, это наесться дОсыта и умыться добелА. Она бережлИво держала в руках игрушечного шимпанзе[зэ]. Девочка была одета не по погоде: на ней было хлОпковое платье с орнАментом. Вскоре она нашла дорогу домой.



Задание № 2 «Одно из двух»: из предложенных пар словосочетаний выбрать правильные и подчеркнуть (по 1 баллу за каждое правильное словосочетание; максимальный балл – 5).


№ команды

Словосочетания для команды

Верный вариант

1

Пара ботинок – пара ботинков

Много делов – много дел

Песни грузин – песни грузинов

Килограмм апельсинов – килограмм апельсин

Группа инженер – группа инженеров

Пара ботинок

Много дел

Песни грузин

Килограмм апельсинов

Группа инженеров

2

Пара валенок – пара валенков

Много местов – много мест

Песни осетин – песни осетинов

Килограмм мандаринов – килограмм мандарин

Группа офицер – группа офицеров

Пара валенок

Много мест

Песни осетин

Килограмм мандаринов

Группа офицеров



Задание № 3: Представьте себе очередь в овощной магазин…

Карапетян: Кому апельсины, кому мандарины! Рубль штучка, три рубля кучка, в кучке три штучки!

Попова: Завесьте, пожалуйста, свеклУ грамм на шестьсот.

Карапетян: Сейчас сделаем.

Попова: А ещё бы помидор мне килограмм шесть.

Милосердова: И мне свёклу, пожалуйста, грамм на триста, яблоков пять килограмм.

Карапетян: Яблоков нет, хотите апельсинов?

Милосердова: Апельсинов не хочу, щАвель есть?

Карапетян: Нет.

Посвалюк: А есть у вас сок сливОвый? А грушОвый?

А когда будет, вы мне позвОните?

Карапетян: Обязательно позвоню.

Учитель: Спасибо нашим героям. Теперь слово командам. Что же было не так в речи покупателей? Посоветуйте, пожалуйста, как правильно говорить.

(Слово командам)

Следующее задание - №4 «Посчитай-ка». Послушайте стихотворения ответьте на вопрос.

Сколько речевых ошибок допущено в тексте?

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивéе», «Мы так хóчим»,

«Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,

Квáртал, пóртфель, билютéнь»,

«Пóверх плана выполняем»,

«Агент звóнит целый день».

(слово командам)

задание № 5 «Найди лишнее». Давайте посмотрим на экран.

(обе команды дают ответ, затем правильный вариант выводится на экран)

  1. Найди ошибку

А) алфавИт, процЕнт, досУг, звОнит;

Б) свЁкла, сливОвый, щавЕль

В)обеспЕчение, квартАл, жАлюзи, мусоропровОд;

Г)(много) мандаринов, апельсинов, яблоков, помидоров.



  1. Найди лишнее.

А) что, скворечник, скучный, гречневый;

Б) яичница, булочная, вечный, конечно;

В) дачный, чтобы, нарочно, пустячный.



Учитель: И последний конкур - «Домашнее задание» Наши команды заранее получили следующее задание – сочинить двустишия на указанные рифмы для запоминания правильного произношения слов.

Вот эти рифмы: (на экране)

договор – спор

Жалюзи – вблизи

Щавель – Куршевель

Мастерски – виски

Торты – шорты

Шарфы – Марфы

Банты – таланты

Красивее – счастливее

Новорождённый – утомлённый



Учитель: Спасибо командам. Эти двустишия мы обязательно используем с вами на уроках. А пока жюри будет подводить итоги, я хочу прочитать вам фрагмент рассказа М. Горького «Красавица».

Жаркий летний день. На палубе парохода стоят люди. Все смотрят в сторону одной женщины. Она же, остановившая на себе общее внимание, стояла у борта парохода и грызла семечки подсолнухов. И она была действительно красива той русской здоровой, сочной красотой, которая, так сильно возбуждая чувство, ничего не говорит уму. …Он(юноша) весь ушел в свои глаза, любуясь ею, и все шептал своему соседу, пожилому человеку с седыми усами: -Заговорите с нею!.. Пожалуйста!... У нее, должно быть, прекрасный звучный голос… Мне хочется видеть, что еще даст ей речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. И тогда она, эта женщина, будет вдвойне красива… Но она заговорила сама звучным контральто, неровным и прерывистым от избытка силы и обилия воздуха:

- Вот так тепло седни! Юноша вздрогнул. - Взопрела я… бе-еды как!

Юноша с печальным испугом в глазах взглянул на своего соседа. Тот вкусно улыбался и крутил ус.

- Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже…Прорва их…Так и жгут…

Публика весело и одобрительно хохотала. Бледный юноша тихо повернулся, и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошел прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода.

Учитель: Как вы думаете, почему юноша почувствовал себя так, словно на него вылили ледяную воду?

(Ответы учащихся)

Жюри озвучивает результаты.

Учитель: Подводя итоги мероприятию, ответьте мне на вопрос – нужно ли изучать орфоэпические нормы и соблюдать правила русской речи?

Конечно, ведь как говорил еще Л. Н. Толстой «речь человека – это зеркало его самого».





























Задание № 1 «Долго думал да хорошо сказал»



Наша подруга-модель пригласила нас на свой День рождения. Она жила в километре от шоссе, рядом с магазином, который назывался «Квартал». Мы решили подарить ей кашне и шкатулку из бересты. Праздник прошёл отлично, мы досыта наелись торта.





































Задание № 1 «Долго думал да хорошо сказал»





Маша шла по рельсам, черпая грязь сапогами. Её одолевала дремота. Единственное, что ей хотелось, это наесться досыта и умыться добела. Она бережливо держала в руках игрушечного шимпанзе. Девочка была одета не по погоде: на ней было хлопковое платье с орнаментом. Вскоре она нашла дорогу домой



























Задание №2 «Одно из двух»







Пара ботинок – пара ботинков

Много делов – много дел

Песни грузин – песни грузинов

Килограмм апельсинов – килограмм апельсин

Группа инженер – группа инженеров































Задание №2 «Одно из двух»





Пара валенок – пара валенков

Много местов – много мест

Песни осетин – песни осетинов

Килограмм мандаринов – килограмм мандарин

Группа офицер – группа офицеров