Толоченко Ирина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ «ШКОЛА №54
Г.О.ДОНЕЦК»
+79494134782
tolocenkoi@gmail.com
Внеклассное мероприятие «Поговорим о войне…»
1. Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны и значением Победы для страны.
2. Способствовать формированию чувства гордости за свою страну и её героическое прошлое.
3. Формировать уважение к памяти героев войны.
4. Воспитывать патриотизм и отношение к своей стране как к ценности.
5. Укреплять чувство солидарности и единства с народом России.
6. Воспитывать чувство благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
1.Подготовительная работа.
Учитель:
Ребята, сегодня мы поговорим о Победе.
- Как вы думаете, чему мы должны научиться, чему мы должны научиться?
(Дети высказывают свои предположения).
Учитель:
- С чего начинается память – с берез?
С речным песком?
С дождем на дороге?
А если - с убийством!
А если - со слезами! (К.М. Симонов)
Учитель: Ребята, о чем эти строки?
Учитель: Что для вас такое память?
Учитель: Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания?
Учитель: А если это ужасные события, должны ли мы хранить их в памяти?
Упражнение "Ассоциации"
Учитель: Скажите мне, что такое война? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Упражнение "Даты и события"
Учитель: Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий. Определите, о чем нам говорят эти цифры.
На экране идет презентация фильма "1941-1945".
-Учитель говорит под фонограмму песни А. Александрова "Священная война"
-Учитель: В обычный летний день 21 июня 1941 года все шло своим чередом: взрослые работали, школьники готовились к выпускным, девочки играли в "дочки-матери", а мальчики катались на деревянных лошадках, представляя себя солдатами Красной Армии. Никто не подозревал, что через несколько часов все это уйдет в прошлое. У целого поколения, родившегося с 1928 по 1945 год, украли детство... "Дети Великой Отечественной войны” - вот как их сейчас называют. И дело не только в дате рождения. Они были воспитаны войной. Теперь они стали ветеранами - детьми войны. И память хранит все в сердце. Это наш сегодняшний разговор. У героев нашего сегодняшнего урока есть одна общая черта: в 1941 году все они были детьми. Но время неумолимо… И сегодня они уже являются последними свидетелями самой страшной войны двадцатого века. Из фрагментов их детской памяти мы узнаем другую войну: войну, которую видел маленький человек. Давайте узнаем, через что прошли люди, когда они были в вашем возрасте.
2. Основная часть.
Учитель: Они говорят, что на войне нет детей. Но эта война повлияла на жизни миллионов детей. Давайте посмотрим короткий видеоклип о войне, увиденный глазами детей. Эта война страшнее, чем запечатленная взглядом взрослого…
- Стихотворение учащегося "Всем нужен мир!"
Таков девиз сегодняшнего урока:
Мир под ясным небом, ярким солнцем и созвездием добра!
- Что такое мир?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним значение слова мир.
- Вот объяснение значения этого слова, данное толковым словарем:
1. МИР - это вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружественные отношения, соглашение между кем-либо, отсутствие войны; тишина, мир; соглашение о прекращении войны. С древних времен люди сочиняли пословицы о мире. Давайте проанализируем несколько пословиц.
Игра "Собери пословицу".
Работать в парах. Дети получают конверты с частями пословиц.
* Мир созидает, война разрушает
* Мир на планете - счастливые дети.
* Стойте вместе за мир – войны не будет.
* Худой мир лучше любой ссоры.
Объясните значение пословиц. (Ответы детей).
Учитель:
- Ребята, а что такое символ мира?
Загадка: Ну, это же птица мира,
Только в небе парившая,
Она быстро спустилась к нашим ногам,
Смело шагает по дороге.
И он боится только кошек,
Мы даем ей семена и крошки.
Птичка с нами круглый год,
Воркует, поет. (голубь)
- Символ появился после Второй мировой войны. Эмблема голубя мира была написана Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. В древние времена голубь был символом мира и плодородия. Так, согласно библейской легенде, появление голубя с оливковой ветвью над Ноевым ковчегом свидетельствовало о том, что вода сошла с поверхности земли. Это был знак наступления мира и обновления жизни.
- Назовите слово, противоположное по значению слову МИР. /Война/.
- Раскрасьте эти слова. Какие краски вы будете использовать?
- Опишите свои эмоции.
Учитель:
Все встали на защиту Родины. Эшелоны отправлялись на фронт, создавались партизанские отряды, женщины и дети вставали на трудовую вахту. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали теплую одежду для фронтовиков, выступали с концертами в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крошечный, кто-то подросток, кто-то утонченный старик. Война застала их в столицах и маленьких деревнях, дома и на трудовой вахте, в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на передовой и в глубоком тылу.
Клип "А закаты алые, алые, алые.." группы "Герои".
Учитель:
Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне, о событиях тех дней?
Сейчас мы проведем небольшой квест.
Первая станция "Снайпер"
Блиц-опрос:
* Каковы даты начала и окончания Второй мировой войны? (22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года)
• Как ласково называлось новое секретное оружие нашей армии? ("Катюша")
• Сколько дней длилась героическая оборона Ленинграда? (около 900)
* Назовите легендарную марку танка, которого очень боялись фашисты
• (Т-34)
• Эта песня была написана в первые дни войны. Как называется эта песня? (Священная война)
Вторая станция - "Шифр" (в соответствии с подсказками для названия военной техники и оружия войны)
Назовите известные вам боевые машины Великой Отечественной войны.
1 правильный ответ – 1 балл ИТОГО - 10 баллов
1. Черепаха ползет - стальная рубашка, Враг в овраге, черепаха там, где враг. (Танк)
2. Крышка закрыта, зарыта в землю, Ждет Фрица-бандита. (Мой)
3. Это не похоже на пушку, но не дай Бог, она сгорит. (Ступка)
4. Не пчела, не шмель, а жужжит, крыло не подвижно, а летает. (Самолет)
5. Красная девица - гроза для фрицев, Ее стоит петь, как верную смерть для немца. (Катюша. Его официальное название - боевая машина реактивной артиллерии.)
6. Крышка закрыта, зарыта в землю, ждет Фрица-бандита. (Мой)
7. Это не похоже на пистолет, но не дай Бог, он сгорит. (Ступка)
8. Не пчела, не шмель, а жужжит, крыло не подвижно, а летает. (Самолет)
9. Не корабль, не лодка, ни весел, ни парусов, но она не тонет. (Понтон)
10 - Назовите самый известный танк Второй мировой войны (Т-34)
Третья станция - "Медсанбат" (для оказания первой медицинской помощи при травмах)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
- Я приглашаю всех подойти ко мне и встать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма.
Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать или может быть, уже делаете, чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок своему однокласснику. Разрешите мне начать: «Я буду трудиться во благо своей Родины»
Далее клубок переходит от одного к другому. Последним клубок снова берёт учитель:
Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. Ведь патриотами не рождаются. Ими становятся.
Учитель:
Спасибо вам, ребята, вы молодцы.
Война... от Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600 км, итого – 2600. Поездом – 4 дня, самолетом - 4 часа, перебежками, по–пластунски - 4 долгих года. 1418 дней и ночей длилась самая тяжелая и тяжелая война.