Внеклассное занятие «Азбука добра».
Цель: воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим.
Задачи:
• сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
• расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
• способствовать расширению кругозора детей;
• развивать речь, память, мышление;
• воспитывать доброжелательность;
• формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Ход занятия.
Добрый день, дорогие ребята, сядьте красиво, закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнышко.
Посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в своё сердце. Почувствуйте свет, тепло, которое идёт от вашего сердца вашим друзьям, родителям, родным, учителям. Ваше сердце наполнено теплом и добром. А значит, в этом классе собрались добрые, сердечные ребята.
Сегодня у нас необычное занятие. Итак, тема нашего занятия … А может вы определите её сами, прослушав стихотворение.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Итак, тема нашего занятия «Азбука добра». Мы сегодня с вами будем говорить о добре, доброте, вас ждёт много игр и интересных заданий.
Говорят, что мир существует благодаря доброте человеческого сердца. А вот злые чувства угнетают наши души. Доброта же творит, возрождает, лечит. Недаром в народе говорят: делай добро и жди добра. В нашем мире сейчас много зла и жестокости. Поэтому, не случайно мы выбрали тему для нашего проекта, по которому работаем с начала сентября. А кто скажет, как называется наш групповой проект? (ответы детей «Доброе сердца- добрые дела») В ходе проекта мы с вами уже сделали много добрых дел, и нам бы хотелось, чтобы в ваших сердечках осталась частичка доброты.
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернётся,
У кого-то сильней просто сердце забьётся.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, дети, на сердце стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!
Ребята, давайте вспомним, что такое ДОБРО, ДОБРОТА, ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.
Доброта – отзывчивость, дружеское отношение к людям.
Добрый человек – готовый помочь людям, отзывчивый. (Повторить с детьми)
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Вот некоторые из этих высказываний. (высказывания писателей)
«Доброта это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
(Михаил Пришвин - писатель)
«Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно».
(Эдуард Асадов-поэт)
«На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».
(Лев Кассиль-писатель)
«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир – английский писатель).
«Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Лев Толстой- писатель).
Ребята, вы знаете, что очень много книг написано о доброте, о добрых человеческих поступках. Когда мы открывали наш проект, мы посетили школьную библиотеку, где Татьяна Юрьевна познакомила нас с книжной выставкой «Дорога к доброте» Многие ребята взяли книги для домашнего чтения.
А в каких книгах, чаще всего добро побеждает зло? (в сказках)
Сказочная викторина
Сейчас бы я хотела провести с вами небольшую сказочную викторину. Слушайте внимательно вопрос, затем называете сказочного героя и из какой он книги.
1.Сказочный герой этой книги спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло «Буратино»)
2. Девочка из этой сказки оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда «Снежная королева»)
3.Этот доктор лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Доктор Айболит «Айболит»)
4. Девочка из этой сказки помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли «Волшебник изумрудного города»)
5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот «Кот в сапогах»)
6.Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя «Цветик-семицветик»)
Мы знаем, что девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик» потратила 6 лепестков в пустую, и только 1 лепесток на доброе дело. А на что бы потратили вы заветный лепесток.
Игра «Волшебный цветок» (дети отрывают лепесток и загадывают желание)
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Ребята, а вы много знаете добрых слов?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … (спасибо)
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (простите, пожалуйста)
Встретила соседа Митю,
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! – зря от Мити
Ждала слово … (извините)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Игру заканчивать пора.
И мы надеемся, что с ней
Вы стали и добрее и умей.
А всегда ли вы говорите добрые слова?
Не забывайте их! От них у людей всегда хорошее настроение.
Физминутка
Поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышите волшебное слово, то выполняете команду, если нет - то не выполняете.
Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.
Спасибо! Молодцы!Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям.
Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)
Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие истории из школьной жизни, как только вы заметите невежливое, некрасивое поведение - поднимите красный кружок, если одобряете - поднимите зелёный. Кружки у вас на столе.
Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе по дороге в школу и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
После урока технологии, всегда убираем в шкаф ножницы, клей, цветную бумагу. (Зеленая.)
На перемене у двери в столовую два мальчика, обогнав девочку и оттолкнув её, первыми вбежали в столовую. (Красная.)
Зимой делаем кормушки, подкармливаем птиц . (Зеленая.)
Две девочки в столовой болтают за столом во время еды. (Красная.)
Некоторые мальчишки из нашей школы дразнят собак и кошек, бросают в них камни. (Красная.)
По утрам в спальне убираем свои постели. (Зеленая.)
Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
(Красная.)
Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? (Ответы детей) Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелёгкий. На нём человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
А сейчас послушайте стихотворение «Добрым быть совсем не просто».
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети. Но чтобы радость людям дарить, Нужно и добрым и вежливым быть!
Игра «Добрый человек».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый человек». У вас на подставках полоски, где написаны качества доброго человека и злого. Давайте сделаем «солнышко добра» К кружку, где написано «Добрый человек», отбираем и приклеиваем «полоски-лучики» с качествами доброго человека.
Добрый человек Злой человек
Вежливый Грубый
Аккуратный Неопрятный
Трудолюбивый Лентяй
Отзывчивый Безразличный
Честный Лживый
Щедрый Жадный
Добрый Злой
(Предложить ребёнку прочитать качества доброго человека)
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Доброта – это признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие – большую доброту, а слабый человек бывает добреньким только на словах. В чем же выражается доброта? Конечно же, в хороших поступках!
Я думаю, что у вас добрые сердца и каждый из вас во время нашего проекта уже совершил добрый поступок, а может быть и не один!
Предлагаю посмотреть презентацию по проекту, о ваших добрых делах.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Доброта слабых - делает сильными, сильных- великодушными, а весь мир- чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Есть такое поверье, что каждый человек в своей жизни должен построить дом, воспитать ребёнка и посадить дерево. Пока строительством дома и воспитанием детей вам заниматься ещё рановато, а вот посадить дерево, вы уже можете. Я предлагаю сегодня посадить «Дерево добрых дел», и пусть оно становится всё краше от ваших хороших поступков. Пока шёл наш проект, я записывала ваши хорошие дела на листочках, теперь предлагаю ими украсить наше дерево.
Наше занятие подходит к концу, и я надеюсь, что вы вырастете добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
В конце занятия хочу вас поблагодарить за хорошую работу. И предложить продолжить фразы:
Сегодня на занятии я узнал…. Мне было интересно….
Мне было трудно… Мне понравилось…
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне на прощанье,
Пожелать при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!