Внешняя политика Александра II
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока и задачи урока:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по определению целей и основных направлений внешней политики России в 50–70-е гг. XIX века;
по изучению итогов внешней политики.
Развивающие:
создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы;
создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.
Воспитательные:
содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.
Приемы ТРКМ: «Тонкие и толстые вопросы», Мозговой штурм, Метод углов, сюжетная таблица
Оборудование: презентация «Внешняя политика Александра 2», учебник А.В.Торкунов. История России. часть 1. 9 класс.М., Просвещение, 2019 г., карта, раздаточный материал - исторические документы.
Ход урока
1. Организационный момент 2. Изучение нового материала Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний.
Вступительное слово учителя о том, что внутренняя обстановка в стране определяла и задачи России во внешней политике.
«Мозговой штурм». Опираясь на знания, полученные на уроках Новой истории о внешней политике европейских стран (особенно Германии и Англии), анализируя итоги Крымской войны, определите, какие задачи стояли перед российской дипломатией в этот период?
В результате высказанных учащимися собственных мнений и предположений определяются основные задачи внешней политики России.
Презентация
Решение этих задач напрямую было связано с деятельностью министра иностранных дел Российской империи в годы правления Александра 2 А.М.Горчакова. (сообщение учащегося «А.М.Горчаков: человек и дипломат»)
? Какие личные и профессиональные качества позволили канцлеру Горчакову стать «первым и единственным министром иностранных дел, которому обстоятельства позволили значительно влиять на государственную политику» (историк В.Лопатников)
Стадия осмысления
1). Выход России из Парижского мира.
Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №1) и текстом учебника п.21, пункт 1.
? Каким образом международный конфликт обернулся дипломатической победой России?
? Какое значение для России имел выход из Парижского мира? (обмен мнениями)
2). «Союз трех императоров».
Рассказ учителя о союзе Россия–Германия–Австро-Венгрии, о целях его участников.
? Как выдумаете, почему союз изначально был непрочным?
3). Политика России в Средней Азии.
Составление сюжетной таблицы по материалу учебника п.2 (Приложение №2)
Группы устно обмениваются записями в таблице, дополняя или исправляя друг друга.
? Используя данные таблицы, покажите на карте земли, вошедшие в состав Российской империи.
4). Политика России на Дальнем Востоке. Продажа Аляски.
Рассказ учителя о дальневосточной политике России (отношения с Китаем и Японией)
Продажа Аляски. Самостоятельная работа учащихся в группах с историческим документом (приложение №3)
Метод углов. «Зачем продали Аляску? ((учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
Стадия рефлексии
- «Тонкие и толстые» вопросы по новому материалу (по 2 вопроса от группы).
Приложения
Приложение №1
Выход России из Парижского мира 1856г.
Из циркуляра министра иностранных дел А.М. Горчакова к русским
дипломатическим представителям в Западной Европе от 19 ноября 1870г.
«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших трактат
1856года, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить, что его
величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата 1856 года,
насколько они ограничивают его верховные права на Черное море …
При исполнении этого поручения вы употребите старание точно определить, что наш
августейший монарх имеет единственно в виду безопасность и достоинство своей
империи. В мысль его императорского величества вовсе не входит возбуждение
восточного вопроса…» (из хрестоматии по истории России под редакцией
С.С.Дмитриева)
Приложение №2
Политика России в Средней Азии.
Заполнение сюжетного плана по материалу учебника
Когда
Кто
Что
Почему
Приложение №3
Продажа Аляски
Из договора о продаже Россией полуострова Аляска США от 18 марта 1867года.
«Ст.1. Его императорское величество сим обязуется уступить Соединенным Штатам …
всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на
Американском материке, а также прилегающие к ней острова…
Ст.2. Передача одновременно с территорией права собственности на все публичные
здания. Церкви, воздвигнутые русским правительством, остаются собственностью членов
православной церкви.
Ст.3. Жители уступленной территории могут по своему желанию возвратиться в Россию в
трехгодичный срок, сохраняя свою национальность. Но если они предпочитают
оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако, диких туземных
племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами предоставленными
гражданам Соединенных Штатов…
Ст.6. На основании выше установленной уступки, США обязываются заплатить
дипломатическому представителю его императорского величества семь миллионов двести
тысяч долларов золотою монетою…» (Международная политика новейшего времени в
договорах, нотах и декларациях под редакций Ю.В. Ключникова)