СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 СЕЛА ИГЛИНО» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

ШМО нач. классов

МБОУ СОШ №2 с.Иглино

протокол №______

_____________ 20_______ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

____________/Рафикова Т.Г.

_________________ 20 ___ г.


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №2 с.Иглино

____________ Р.Р.Ханов

Приказ № ____

от _________________ 20___г

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

НА СТУПЕНИ НОО

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ





















Составитель: учитель начальных классов Белоусова Т. Н.












2019 г.




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции РФ;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.

  6. Закона Республики Башкортостан  «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  7. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  8. Примерной программы «Шахматы в школе» Е.П. Прудниковой

  9. Программой по внеурочной деятельности НОО МБОУ СОШ №2с.Иглино

  10. Приложения к письму Министерства образования РБ от 09.03.2016 №04-05/273 «Методические рекомендации по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»

  11. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности на ступени начального общего образования МБОУ СОШ №2 с.Иглино. Приказ 169 от 29 августа 2018 г.

  12. Учебного плана МБОУ СОШ №2 с.Иглино. Приказ № 180 от 29 августа 2018 г.


Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

«Шахматы в школе» - курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.

В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи..

Главная задача педагога по шахматам - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.

Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

- компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;

- высокая степень травмобезопасности.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской, гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

2. Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3. Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при

равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила

шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.

2 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры (повторение материала 1 -го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном

спортивно-шахматном

празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

4 класс (34 ч)

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген».

Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве.

Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации.

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном

спортивно-шахматном

празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со сверстниками.

Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими.

Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.




















4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

1

1

1

2

Базовые понятия шахматной игры

29

20

20

22

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

4

4

2

4

Соревнования

3

8

8

8

5

Шахматные праздники

1

1

1

Общее количество часов

33

34

34

34
























Приложение 1



4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

на 2019-2020 учебный год (1 класс)

разработано на основе рабочей программы 2019 г.

составитель: учитель начальных классов Белоусова Т.Н.


п\п

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Примечание

1

6.09


Шахматы - мои друзья.

История возникновения шахмат


2

13.09


Шахматная доска


3

20.09


Горизонталь


4

27.09


Вертикаль


5

4.10


Диагональ


6

11.10


Шахматная нотация


7

18.10


Шахматные фигуры и начальная позиция


8

25.10


Ладья


9

8.11


Слон


10

15.11


Ферзь


11

22.11


Конь


12

29.11


Пешка


13

6.12


Превращение пешки


14

13.12


Король


15

20.12


Ценность фигур


16

27.12


Шахматный турнир


17

17.01


Нападение


18

24.01


Взятие. Взятие на проходе


19

31.01


Шах и защита от шаха


20

7.02


Мат


21

14.02


Пат - ничья


22

28.02


Рокировка


23

6.03


Основные принципы игры в начале партии


24

13.03


Мат двумя ладьями одинокому королю


25

20.03


Мат ферзём и ладьёй одинокому королю


26

3.04


Мат ферзём и королём одинокому королю


27

10.04


Материальное преимущество


28

17.04


Нарушение основных прин­ципов игры в начале партии


29

24.04


Партии-миниатюры


30

1.05


Запись шахматной партии


31

8.05


Шахматный этикет


32

15.05


Шахматный турнир


33

22.05


Шахматный турнир































































4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы в школе»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД (2 класс)

разработано на основе рабочей программы 2018 г.

составитель: учитель начальных классов

п\п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Примечание




Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и вы­дающиеся шахматисты мира





Шахматные фигуры (повторение)





Нападение в шахматной пар­тии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)





Мат. Пат. Мат одинокому ко­ролю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение)





Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уни­чтожение атакующей фигуры, защита фигуры





Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение





Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?





Тактический приём «двойной удар»





Тактический приём «связка»





Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?





Тактический приём «ловля фигуры»





Тактический приём «сквозной удар»





Мат на последней горизонта­ли





Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?





Тактический приём «откры­тый шах»






Тактический приём «двойной шах»





Шахматный турнир




Шахматный турнир





Шахматный турнир





Основы игры в дебюте: де­бютные ловушки





Основы игры в дебюте: де­бютные ловушки





Основы игры в дебюте: атака на короля





Основы игры в дебюте: атака на короля





Основы эндшпиля: реализа­ция большого материального преимущества





Основы эндшпиля: реализа­ция большого материального преимущества





Основы анализа шахматной партии





Основы анализа шахматной партии





Основы анализа шахматной партии





Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?





Шахматный турнир





Шахматный турнир





Шахматный турнир





Шахматный праздник





































































4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы в школе»

на 2018-2019 учебный год (3 класс)

разработано на основе рабочей программы 2018 г.

составитель: учитель начальных классов Максютова Е.В.

п\п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Примечание

04.09.18


Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахмат­ных соревнований.


11.09.18


Матование одинокого короля разными фигурами (повторе­ние)


18.09.18


Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)


25.09.18


Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «от­крытый шах» (повторение)


02.10.18


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


09.10.18


Тактический приём «завлече­ние»


16.10.18


Тактический приём «отвлечение»


23.10.18


Тактический приём «уничто­жение защиты»


06.11.18


Тактический приём «спёртый мат»


13.11.18


Сочетание тактических приё­мов


20.11.18


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


27.11.18


Борьба за инициативу


04.12.18


Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля


11.12.18


Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля


18.12.18


Атака на рокировавшегося ко­роля


25.12.18


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


15.01.19


Шахматный турнир


22.01.19


Шахматный турнир


29.01.19


Шахматный турнир


05.02.19


Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план


12.02.19


Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план


19.02.19


Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата


26.02.19


Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»


05.03.19


Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля


12.03.19


Основы пешечного эн,цтттпиля: король с пешкой против коро­ля с пешкой


19.03.19


Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата


02.04.19


Теоретические позиции пе­шечного эн,цтттпиля: ферзь против пешки


09.04.19


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


16.04.19


Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов


23.04.19


Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд - М. Карлсен


30.04.19


Шахматный турнир


07.05.19


Шахматный турнир


14.05.19


Шахматный турнир


21.05.19


Шахматный турнир


28.05.19


Шахматный праздник




4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы в школе»

на 2018-2019 учебный год (4 класс)

разработано на основе рабочей программы 2018 г.

составитель: учитель начальных классов Максютова Е.В.


№п\п

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Примечание

3.09.18


История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России


10.09.18


Основные принципы игры в дебюте


17.09.18


Перевес в развитии фигур


24.09.18


Атака на короля


1.10.18


Перевес в пространстве


8.10.18


Оценка позиции


15.10.18


План игры


22.10.18


Выбор хода


5.11.18


Открытые дебюты


12.11.18


Полуоткрытые дебюты


19.11.18


Закрытые дебюты


26.11.18


Гамбиты


3.12.18


Тактический приём «мельни­ца»


10.12.18


Тактический приём «перекры­тие»


17.12.18


Тактический приём «рентген»


24.12.18


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


31.12.18


Анализ шахматной партии: выбери ход


14.01.19


Шахматный турнир


21.01.19


Шахматный турнир


28.01.19


Шахматный турнир


4.02.19


Простейшие ладейные энд­шпили: ладья с пешкой и ко­ролём против ладьи и короля


11.02.19


Простейшие ладейные энд­шпили: ладья с пешкой и ко­ролём против ладьи и короля


18.02.19


Простейшие ладейные энд­шпили: ладья с пешкой и ко­ролём против ладьи и короля


25.02.19


Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слона­ми одинокому королю.


4.03.19


Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слона­ми одинокому королю.


11.03.19


Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и сло­ном одинокому королю


18.03.19


Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и сло­ном одинокому королю


1.04.19


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


8.04.19


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


15.04.19


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?


22.04.19


Роль шахмат в жизни челове­ка.


29.04.19


Как стать сильным шахмати­стом


6.05.19


Шахматный турнир


13.05.19


Шахматный турнир


20.05.19


Шахматный турнир


27.05.19


Шахматный праздник