МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 СЕЛА ИГЛИНО» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО ШМО нач. классов МБОУ СОШ №2 с.Иглино протокол №______ _____________ 20_______ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________/Рафикова Т.Г. _________________ 20 ___ г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №2 с.Иглино ____________ Р.Р.Ханов Приказ № ____ от _________________ 20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
НА СТУПЕНИ НОО
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Составитель: учитель начальных классов Белоусова Т. Н.
2019 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Шахматы в школе» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ;
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
Примерной программы «Шахматы в школе» Е.П. Прудниковой
Программой по внеурочной деятельности НОО МБОУ СОШ №2с.Иглино
Приложения к письму Министерства образования РБ от 09.03.2016 №04-05/273 «Методические рекомендации по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности на ступени начального общего образования МБОУ СОШ №2 с.Иглино. Приказ 169 от 29 августа 2018 г.
Учебного плана МБОУ СОШ №2 с.Иглино. Приказ № 180 от 29 августа 2018 г.
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» - курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное образование - переход от гносеологической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи..
Главная задача педагога по шахматам - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
- компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
- высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской, гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
1. Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
2. Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
3. Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 класс (33 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила | шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира. | Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки. | Знают основные шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и партию, рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнёром. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. |
2 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира. | Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала 1 -го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
3 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. | Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки. | Знают шахматные комбинации и тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии. Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат». | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4 класс (34 ч) |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. | Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. | Знают тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, Защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках. Умеют находить тактические приёмы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи (позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации. | Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса». | Умеют играть партию от начала до конца с записью партии и различным контролем времени. |
Шахматный праздник | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике. | Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике. |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Базовые понятия шахматной игры | 29 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
3 | Конкурсы решения позиций | — | 4 | 4 | 2 |
4 | Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 |
5 | Шахматные праздники | — | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
Приложение 1
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
на 2019-2020 учебный год (1 класс)
разработано на основе рабочей программы 2019 г.
составитель: учитель начальных классов Белоусова Т.Н.
№ п\п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Примечание |
1 | 6.09 | | Шахматы - мои друзья. История возникновения шахмат | |
2 | 13.09 | | Шахматная доска | |
3 | 20.09 | | Горизонталь | |
4 | 27.09 | | Вертикаль | |
5 | 4.10 | | Диагональ | |
6 | 11.10 | | Шахматная нотация | |
7 | 18.10 | | Шахматные фигуры и начальная позиция | |
8 | 25.10 | | Ладья | |
9 | 8.11 | | Слон | |
10 | 15.11 | | Ферзь | |
11 | 22.11 | | Конь | |
12 | 29.11 | | Пешка | |
13 | 6.12 | | Превращение пешки | |
14 | 13.12 | | Король | |
15 | 20.12 | | Ценность фигур | |
16 | 27.12 | | Шахматный турнир | |
17 | 17.01 | | Нападение | |
18 | 24.01 | | Взятие. Взятие на проходе | |
19 | 31.01 | | Шах и защита от шаха | |
20 | 7.02 | | Мат | |
21 | 14.02 | | Пат - ничья | |
22 | 28.02 | | Рокировка | |
23 | 6.03 | | Основные принципы игры в начале партии | |
24 | 13.03 | | Мат двумя ладьями одинокому королю | |
25 | 20.03 | | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | |
26 | 3.04 | | Мат ферзём и королём одинокому королю | |
27 | 10.04 | | Материальное преимущество | |
28 | 17.04 | | Нарушение основных принципов игры в начале партии | |
29 | 24.04 | | Партии-миниатюры | |
30 | 1.05 | | Запись шахматной партии | |
31 | 8.05 | | Шахматный этикет | |
32 | 15.05 | | Шахматный турнир | |
33 | 22.05 | | Шахматный турнир | |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы в школе»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД (2 класс)
разработано на основе рабочей программы 2018 г.
составитель: учитель начальных классов
№п\п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Примечание | |
| | | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | | |
| | | Шахматные фигуры (повторение) | | |
| | | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | | |
| | | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | | |
| | | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | | |
| | | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение | | |
| | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | | |
| | | Тактический приём «двойной удар» | | |
| | | Тактический приём «связка» | | |
| | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | | |
| | | Тактический приём «ловля фигуры» | | |
| | | Тактический приём «сквозной удар» | | |
| | | Мат на последней горизонтали | | |
| | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | | |
| | | Тактический приём «открытый шах» | | |
| | | | Тактический приём «двойной шах» | |
| | | | Шахматный турнир | |
| | | Шахматный турнир | | |
| | | Шахматный турнир | | |
| | | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | | |
| | | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | | |
| | | Основы игры в дебюте: атака на короля | | |
| | | Основы игры в дебюте: атака на короля | | |
| | | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | | |
| | | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | | |
| | | Основы анализа шахматной партии | | |
| | | Основы анализа шахматной партии | | |
| | | Основы анализа шахматной партии | | |
| | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | | |
| | | Шахматный турнир | | |
| | | Шахматный турнир | | |
| | | Шахматный турнир | | |
| | | Шахматный праздник | | |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы в школе»
на 2018-2019 учебный год (3 класс)
разработано на основе рабочей программы 2018 г.
составитель: учитель начальных классов Максютова Е.В.
№п\п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Примечание |
| 04.09.18 | | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. | |
| 11.09.18 | | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) | |
| 18.09.18 | | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | |
| 25.09.18 | | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) | |
| 02.10.18 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 09.10.18 | | Тактический приём «завлечение» | |
| 16.10.18 | | Тактический приём «отвлечение» | |
| 23.10.18 | | Тактический приём «уничтожение защиты» | |
| 06.11.18 | | Тактический приём «спёртый мат» | |
| 13.11.18 | | Сочетание тактических приёмов | |
| 20.11.18 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 27.11.18 | | Борьба за инициативу | |
| 04.12.18 | | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля | |
| 11.12.18 | | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля | |
| 18.12.18 | | Атака на рокировавшегося короля | |
| 25.12.18 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 15.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 22.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 29.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 05.02.19 | | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | |
| 12.02.19 | | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | |
| 19.02.19 | | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | |
| 26.02.19 | | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | |
| 05.03.19 | | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | |
| 12.03.19 | | Основы пешечного эн,цтттпиля: король с пешкой против короля с пешкой | |
| 19.03.19 | | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | |
| 02.04.19 | | Теоретические позиции пешечного эн,цтттпиля: ферзь против пешки | |
| 09.04.19 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 16.04.19 | | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов | |
| 23.04.19 | | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд - М. Карлсен | |
| 30.04.19 | | Шахматный турнир | |
| 07.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 14.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 21.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 28.05.19 | | Шахматный праздник | |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы в школе»
на 2018-2019 учебный год (4 класс)
разработано на основе рабочей программы 2018 г.
составитель: учитель начальных классов Максютова Е.В.
№п\п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Примечание |
| 3.09.18 | | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | |
| 10.09.18 | | Основные принципы игры в дебюте | |
| 17.09.18 | | Перевес в развитии фигур | |
| 24.09.18 | | Атака на короля | |
| 1.10.18 | | Перевес в пространстве | |
| 8.10.18 | | Оценка позиции | |
| 15.10.18 | | План игры | |
| 22.10.18 | | Выбор хода | |
| 5.11.18 | | Открытые дебюты | |
| 12.11.18 | | Полуоткрытые дебюты | |
| 19.11.18 | | Закрытые дебюты | |
| 26.11.18 | | Гамбиты | |
| 3.12.18 | | Тактический приём «мельница» | |
| 10.12.18 | | Тактический приём «перекрытие» | |
| 17.12.18 | | Тактический приём «рентген» | |
| 24.12.18 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 31.12.18 | | Анализ шахматной партии: выбери ход | |
| 14.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 21.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 28.01.19 | | Шахматный турнир | |
| 4.02.19 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля | |
| 11.02.19 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля | |
| 18.02.19 | | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля | |
| 25.02.19 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | |
| 4.03.19 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. | |
| 11.03.19 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю | |
| 18.03.19 | | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю | |
| 1.04.19 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 8.04.19 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 15.04.19 | | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | |
| 22.04.19 | | Роль шахмат в жизни человека. | |
| 29.04.19 | | Как стать сильным шахматистом | |
| 6.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 13.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 20.05.19 | | Шахматный турнир | |
| 27.05.19 | | Шахматный праздник | |