СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность «Дорогою открытий и добра» Малая родина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельнось «Дорогою открытий и добра»

                                            Малая родина.

 

Цели:

-создать условия для формирования  гражданской позиции ребят;

 -формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;

-создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности Родины;

-развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

 

Задачи:

-формирование у детей образа родной страны;

-развитие у учащихся коммуникативных навыков;

-сплочение детского коллектива;

-расширение представления учащихся о родной стране,

-дать первоначальные представления о родном крае, о Родине.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации, рисунки детей, картины природы родного края, карточки с пословицами, карточки с названиями деревень, газеты.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность «Дорогою открытий и добра» Малая родина.»

Внеурочная деятельнось «Дорогою открытий и добра»

Малая родина.



Цели:

-создать условия для формирования гражданской позиции ребят;

-формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;

-создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности Родины;

-развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.



Задачи:

-формирование у детей образа родной страны;

-развитие у учащихся коммуникативных навыков;

-сплочение детского коллектива;

-расширение представления учащихся о родной стране,

-дать первоначальные представления о родном крае, о Родине.



Оборудование: мультимедийное оборудование, презентации, рисунки детей, картины природы родного края, карточки с пословицами, карточки с названиями деревень, газеты.



Предварительная работа:

1.Проведение конкурса рисунков «Родина моя».

2.Подбор стихотворений, пословиц, песен.

3.Исследовательская работа по изучению родного края.

4.Разучивание песен, танца.

Ход занятия.

1слайд.

1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Ребята! У нас сегодня на занятии много гостей. Пусть вас это не смущает.

  • Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

2.Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас творческое занятие-проект. Мы попробуем создать литературную газету.

-А о чём, догадайтесь сами, разгадав ребус.

2слайд

Р1А (Родина)

-Правильно, наша газета будет о Родине.

М. Агашина «Родина моя» 3 слайд



Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я, отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.







Учитель:



- О чем это стихотворение?

-  Как бы вы его назвали?

«Родина моя» - так назвал его и автор.

Учитель: Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.

Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному:

  • А как, называли нашу страну раньше?

4 слайд.

Учитель: Верно, Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

(«Песня о России» Чумакова Варя)



3.Введение в проект.

Учитель:

-Наш класс на некоторое время превратится в редакцию газеты. Мы будем и корреспондентами, и художниками-оформителями, редакторами, ну и, конечно же, у нас будет много помощников.

Наша газета будет особенной, ведь вы создадите её своими руками. Я на доске буду создавать макет большой газеты, а вы будете создавать странички газеты поменьше. Чтобы у нас всё получилось, как мы должны работать?

(Дружно, помогать друг другу, не ссориться, активно, творчески)

Учитель:

-Ребята, начнём с самого главного. Что есть у всех газет?

(Заголовок, название)

Учитель:

-А назовём мы нашу газету «Малая родина» (прикрепить на доску)



Учитель:

- Давайте обратимся к словарю и узнаем, что обозначает слово «Родина».

5 слайд

( В толковом словаре говорится, что слово «родина» возникло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода).



Учитель:

- Ребята, придумайте слова с корнем «род»

(родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной,… )



6 слайд

Учитель:

- Родители, родня, родственники, родичи, Родина - слова с одним корнем, близким по смыслу.



-А как мы ещё называем Родину? Придумайте слова-синонимы.

(Отечество, Отчизна, Родина-мать)

7 слайд



- Почему мы так её называем? (Прочитать со слайда)

-А что для вас Родина?

8 слайд

( Дети показывают свои рисунки и объясняют)

Учитель: У вас на парте лежат рисунки и стихи о Родине, приклейте их на страничку вашей газеты. Работаем аккуратно, чтобы всё у вас получилось красиво.

Учитель: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству, родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые слова. Человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Итак, ключевое слово у нас – РОДИНА.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей родине, говорится в пословицах.

Игра «Собери пословицу» - 9 слайд

  • Родина – мать, Родине служить

  • Жить -, умей за неё постоять

  • Человек без Родины, там и пригодится.

  • Где кто родится, что соловей без песни


Учитель: Кто догадался – поднимает руку.

Проверим. -10 слайд

-А теперь объясните, как вы понимаете эти пословицы.

- Прикрепим и пословицы на нашу газету. Они у вас тоже лежат на парте.

11 слайд

Учитель: - Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место, это твоя малая родина.

-Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём - это наш родной край, это наша малая Родина.

Это слово я записала два раза. В чём их различие?



12 слайд.



Учитель: - Давайте узнаем, когда слово «Родина» пишется с большой буквы, и когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Прочитать со слайда)

Учитель: - У каждого человека есть своя малая родина. Это то место, где родился человек, где провёл лучшие свои самые лучшие детские годы.

- А где родились вы? Назовите свою малую родину?

13 слайд.

Настя, Егор-д.Новая, Серёжа-С.Полдеревка, Лиза, Виталик, Варя -п. Димара, Диана, Алёша, Андрей - с. Чупалейка.

-Прикрепите на страничку газеты – Моя малая родина и название вашей малой родины (Новая, Димара, Чупалейка, Полдеревка)

Учитель: - А что нас всех объединяет?

(Чупалейская школа-прикрепить название с. Чупалейка и фотографию школы в центр)

Чупалейская школа объединила ребят из д.Новая (прикрепить название), села Полдеревка, п. Димара.

-Наши корреспонденты провели исследовательскую работу и сейчас поделяться с нами своими исследованиями.

Итак, слово представляется корреспонденту нашей газеты Огурцовой Диане, она расскажет о прошлом своей малой родины - селе Чупалейка.

(Рассказ Дианы с презентацией). (Девочки уходят переодеваться)

Учитель: - Ребята, а кто из вас знает, что такое престольный праздник?

Престольный праздник - храмовый праздник в честь христианского святого, которому посвящён данный храм.

Престольный праздник с. Чупалейка - троица. (Прикрепить название праздника). Об этом празднике нам расскажут наши помощники





(Рассказ о Троице)- Белкова Даша

В конце мая – начале июня празднуется День Святой Троицы – один из главных праздников Православной церкви. Отмечается он в воскресенье через семь недель после Пасхи. Семь недель и сам день Пасхи – это 50дней, отсюда и другое название праздника – Пятидесятница.

Днём Святой Троицы зовётся этот праздник потому, что с этого дня открылось миру действие всей Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица единого Бога: Отца и сына и Святого Духа. Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица: Бог Отец – Творец всего существующего в мире, Бог Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой, наполняющий всё жизненной силой.

(Показ иконы и прикрепить на доску)

Символ праздника - берёзка. Берёзовыми ветвями украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что берёза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки берёзы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

-Давайте посмотрим танец берёзок.

(Танец девочек «Во поле берёза стояла»)

-Очень увлекательное занятие троицкой недели – гадание по венкам, которые плели из берёзовых ветвей. Считалось, чей венок пристанет к берегу – та, останется в девках, чей уплывёт или пристанет к другому венку – та выйдет замуж, чей потонет – та не скоро дождётся суженого.

На Троицу на столах было много зелени, салатов, круглый хлеб, яичницу, как символ солнца, варёные яйца. В этот день пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. На столах было много хмельных медов и вин. В эти дни в каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зелёного цвета.

Учитель: - Спасибо нашим помощникам.

Учитель: Слово представляется корреспонденту Алясьевой Насте. Она расскажет о своей малой родине – д. Новой.

(Рассказ Насти с презентацией)

-Наши помощники расскажут нам о престольном празднике д. Новой - Покров.

(Прикрепить название)

Рассказ о Покрове (Пугачёва Настя)

14 октября отмечается один из любимейших праздников на Руси -Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен русской православной церковью в середине 12 века.

Праздник Покрова пресвятой Богородицы берёт своё название из Византии и является напоминанием об одном явлении, произошедшем в 10 веке, в Константинополе. Город был осаждён сарацинами, и жители, ища защиты и покровительства, собирались в святилище и возносили молитвы Спасителю и Царице Небесной. (Прикрепить икону)

Много лет назад случилось это

В мокром и холодном октябре

Всё стояло в тёмный цвет одето

На тревожной утренней заре

Небеса вдруг светом озарились

Жёлтым, белым, нежно-голубым.

Люди плакали, крестились и молились,-

О спасенье были их мольбы.

Матерь Божия тем людям показалась.

Вся сияла, точно солнца свет.

И прикрыла город покрывалом,

Сохранив его от горьких бед.

Как правило, торжество Пресвятой Богородицы совпадает с первыми заморозками и выпадением снега, поэтому земледельцы стараются к этому времени убрать урожай с полей, сделать необходимые заготовки на зиму. Покров означал конец сельскохозяйственным работам. Наступало время заняться домом. На Покров было принято утеплять жильё, «утыкать» избу. Если не утеплишь до Покрова. Она останется холодной на весь год. В этот день пекут блины. Это называется «запекать углы»- чтобы было зимой в горнице тепло, а следующий год принёс хороший урожай.

Покров-время начала посиделок. На посиделках молодёжь собиралась в какой-нибудь избе. Девушки пряли пряжу, ребята лапти плели, вили верёвки или просто сидели рядышком, отдыхали и разговаривали.

А ещё на таких посиделках любили петь частушки.

-А вы знаете частушки?

(Частушки)

Слякоть пусть и бездорожье-

Не грусти, потупя взор.

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

От всего на свете злого

Лес и поле, и дома-

Покрывает всё покровом

Богородица сама.



Учитель: Слово предоставляется корреспонденту нашей газеты Зайцеву Сергею. Он нам расскажет о своём селе Полдеревка. (Прикрепить название)

(Рассказ Зайцева Серёжи с презентацией)

Учитель: А престольным праздником села Полдеревка является Никола зимний, о нём нам расскажет Кожевникова Маша.

(Прикрепить – Никола зимний)

Рассказ о Николе Зимнем (Кожевникова Маша)

С давних пор на Руси существовал праздник-День святого Николая -19 декабря. Этот праздник в селе Полдеревка – престольный.

Его называли «отцом бедных», «скорым помощником», «дедушкой Николаем». Верили, что он заступится, вызволит из беды, сотворит чудо.

(Показать икону и прикрепить на доску)

Оттого и назвали его «Николаем Чудотворцем». Раньше считали, что Святой Николай-это Дед Мороз, что это он приносил детям подарки, подкладывая их под ёлку или в башмачки.

Святой Николай приносил детям угощенья, чтобы положить их в башмачки всех хороших и послушных детей.

Давайте и мы попробуем оставить свою обувь за дверью. Может и нас ожидает чудо.

А ещё, детушки, был добрый обычай помогать друг другу. Если в дом приходила беда помогали все. Не забывали стариков, детей, сирот -приносили им пищу.

А сейчас вспомните пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Молодцы!

Запомните дети эти мудрые пословицы. Старайтесь быть такими же гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится «как аукнется, так и откликнется»

А сейчас, дети. Пойдём и посмотрим не свершилось ли чудо.

(Дети идут за дверь)

Вот видите, чудо произошло. За вашу доброту и послушание Святой Николай принёс вам подарки.



Учитель: Чумакова Варя родилась и живёт в посёлке Димара, о которой она нам сейчас и расскажет.

(Рассказ Чумаковой Вари)

-Ребята, на Димаре престольным праздником тоже считается Троица

Поэтому, я просто прикреплю ещё одну икону, тоже троицу, а вы прикрепите на ваши странички названия престольных праздников и всё, что с ними связано: пословицы, приметы, загадки, рисунки. (Помочь)

Учитель: Спасибо, молодцы! Корреспонденты проделали большую и полезную работу.

На нашей газете осталось местечко. Сюда бы я хотела прикрепить названия деревень, в которых когда-то жили люди, а теперь этих деревень или совсем нет, и все жители разъехались: это такие деревни, как Сарма, Клоповка,

Верхняя Велетьма, Новая Эра, Илькино, Тайга, Ягодка, Дальнечёрная, п.Солнце1.

Или в этих деревнях живут 2-3семьи: это такие деревни, как п.Солнце2,Шарнавка,Старая, Гагарская, Дальнепесочная.

Давайте послушаем стихотворение «Тихая моя родина…», Лапина Лиза.

Тихая моя родина! Ива, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена в давние годы мои.

Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители: «Это на том берегу».

Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

Купол церковной обители яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал: между речными изгибами

Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина,

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина, я ничего не забыл.



Учитель: Ребята, действительно, мы стараемся не забывать прошлое нашей Родины. Тема малой родины актуальна в настоящее время. Вот у меня в руках заметки, тоже из газеты, но нашей районной «Выксунский рабочий».

В них говорится, что просят откликнуться жителей заброшенных деревень, для того, чтобы написать Книгу Памяти. Встреча состоялась 23 марта и на ней рассказывали о деревне Ягодка, а директор нашей школы – Алла Ивановна Сазонова рассказала о Верхней Велетьме.

А вот ещё одна заметка, в которой объявляется конкурс на съёмку любительских фильмов о малой родине. Может кто-то из вас пожелает участвовать, конечно, с помощью взрослых. Вы теперь многое знаете о малой родине, работы принимаются до ноября. Впереди – целое лето.

И ещё, ребята, мне хочется показать ещё одну статью о селе Чупалейка. В ней говорится о том, что люди помнят и хранят традиции предков. В селе есть ансамбль бабушек, которые поют старинные песни и костюмы у них старинные. Недавно они выступали в Шиморском и заняли первое место. Хочется отметить, что участницы этого ансамбля Королёва Тамара Александровна и Лёскина Полина Фёдоровна долгое время проработали учителями нашей школы.

Итог занятия.

Учитель: Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы вы не были, ваш родной край всегда будет для вас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Рефлексия.

Учитель: Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать малую Родину?

(Какая она?) (Выслушать ответы детей)

Учитель: Сейчас подойдите к доске и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите на газету.

(Любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая).

(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)

Учитель: Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой и т. д.

А как вы думаете, что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала? (Ответы детей).

А теперь вставьте ваши странички в файлы, выйдите к доске и покажите, что у вас получилось.

(Соединить страницы)

Вот какая замечательная газета у нас получилась. Молодцы!

(Построить детей у доски).

Учитель: Как нужна человеку родная семья,

Дом с теплом бескорыстным и светом

И село, в котором родился я

Буду помнить зимой и летом.

Ученик: Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные.

Раздольные песни поют.

(Все вместе исполняют песню «Наш край»).

1.То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!

2.От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
И зовут они вперёд.

3.Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Весь цветёт, как вешний сад.

4.Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!

































Учитель: Мысли о родине неразрывно связаны с родительским домом. Для каждого человека очень дорог дом, где прошло его детство. Каждый из вас знает, что находится в вашем доме и как называется каждая вещь.

Отгадайте загадки о домашних предметах:

Загадки:

1.Маленькая собачка свернувшись лежит-

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)

2. Стоит бычище проклёваны бочища. (дом)

3.Кто в дом не идёт меня за руку берёт. (дверь)

4.Много соседей рядом век живут, а не видятся . (окна).

5.Мы день не спим, мы ночь не спим

И день, и ночь стучим, стучим. (часы)



Учитель: А сейчас мы совершим с вами заочную экскурсию в прошлое и посмотрим, такие же предметы были раньше, какими вы пользуетесь сейчас или нет.

-Отгадайте, что это:

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь-да вода. (самовар)

Учитель: Послушайте, какое красивое слово – самовар, т. е. сам варит.

Раньше, когда не было электричества, воду подогревали в самоваре дровами. У самовара была труба. Сухие лучины складывали вниз самовара, поджигали, из трубы шёл дым, а вода нагревалась. Люди старшего поколения убеждены. Что из самовара пить чай, попахивающий дымком, гораздо вкуснее.

-Поднимите руки, кто дома пьёт чай из самовара?

-А из чего же вы пьёте чай сейчас?

Может быть в будущем и электрические чайники будут музейными экспонатами.

-А сейчас послушайте ещё одну загадку:

-По реке-простыне плывёт пароход,

То взад, то вперёд, а за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать. (утюг)

-Когда не было электричества, одежду гладили при помощи рубели, потом в русской горнице появился утюг, но он был необычным. Верх у него открывался и в него засыпали горячие угли. Благодаря углям, утюг нагревался. И можно было гладить.

-Послушайте ещё одну загадку:

-Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит-отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)

-Раньше люди пищу готовили в печи. Готовили не в кастрюле, а в чугунках. А как же чугунок такой в печку поставить? Далеко ведь, рукой не достать. Да и огонь горит, попробуй, заберись туда голыми руками! Вот и помогал ухват чугунок в печь ставить или из печи вытаскивать.

Много ещё вещей и предметов было раньше, о которых мы ещё не всё знаем, просто посмотрите, если заинтересуетесь, мы выясним значения этих вещей на наших следующих занятиях.