МКОУ «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Алтухова»
Выступление на педагогическом совете
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС НОО
(из опыта работы)»
Савенкова И.А.,
учитель начальных классов высшей категории
п. Черемисиново
2018 год
Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС НОО
(из опыта работы)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
До введения ФГОС второго поколения все мы, учителя, работающие с детьми, не имели возможность заниматься внеучебной деятельностью в том количестве, в котором мы могли, и хотели ребята. В лучшем случае вели только один кружок, а вся остальная внеучебная деятельность организовывалась за счёт своего личного времени без всякой оплаты.
Теперь ситуация совсем другая. Вот уже более пяти лет мы работаем над полезной организацией свободного времени детей после уроков. Об опыте организации и осуществления такой деятельности и хочу рассказать.
Анализируя свой опыт организации внеучебной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни. Совместно с родителями решаем: чем и где будут заняты ребята после уроков, как организовать наиболее благоприятно и безопасно передвижение детей из одного учреждения в другое и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся, и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные(инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита проектов, коллективные путешествия и т.д.
Кроме того, одним из активных инструментов учебно-познавательной и проектной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии. На этой ступени обучения ИКТ используется для формирования первичных навыков работы с информацией.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность в моём классе организуется по направлениям: общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.
Цель занятий общекультурного направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляют свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, концертов. Кружок «Хореография» посещают 11 человек, «Хоровое пение» - 6 человек.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через занятия кружка «Здоровейка». Цель занятий: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Занятие ведёт учитель физкультуры.
Духовно – нравственное направление. Кружок «Азбука нравственности» веду я, провожу беседы по нравственному воспитанию и поведению, читаем книги, делаем сообщения, проводим тематические праздники, просмотр видеофильмов и т.д. Основной задачей является освоение детьми духовно – нравственных ценностей.
Общеинтеллектуальное направление. Веду кружки «Занимательная грамматика», «Математический калейдоскоп», «Учись учиться». В одной из групп английского языка проводятся занятия клуба «Весёлый английский» учителем английского языка. Занятия в данных кружках ориентированы на расширение кругозора и знаний, развитие у детей пространственного и логического мышления, умение формулировать и высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме, формирование у детей способности читать и понимать информацию на английском языке. Основной целью является развитие познавательных потребностей и способностей, подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач: развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной сложности; решение нестандартных логических задач; раскрытие творческих способностей ребёнка.
Младшие школьники достаточно исполнительны и дисциплинированы, они с удовольствием посещают занятия по внеурочной деятельности, участвуют в массовых игровых мероприятиях, праздниках.
Ребёнок, вовлечённый в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивает качества, помогающие успешному личностному развитию.
Конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой опыт работы в таком режиме, могу сказать, что перегруженности у детей не наблюдается. Между уроками в школе и дополнительными занятиями 45 – 60 минут. За это время дети обедают, гуляют на свежем воздухе.
Таким образом, такая форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам. Ребята получают дополнительное развитие в игровой, занимательной форме, расширяют кругозор. У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом. Для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, индивидуально, идёт сплочение детского коллектива.