Внеурочная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях школы - интерната
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [2]
В процессе работы с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.
Основная цель такой работы — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.
Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность памяти. У них доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах, в то время как у людей, слышащих этот процесс слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь.
Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Здесь как прямое следствие вытекают нарушения в речевом развитии. [2]
Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, слуховой, зрительный.
При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи, говорящего дошкольники и школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать его с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха – слухо-зрительный.
При проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность детей. [2]
Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения.
Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в небольшой степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.
В условиях школы - интерната дети большую часть времени проводят вне урока. Внеурочная работа – составная часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеурочной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения обучающихся с ОВЗ не только одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, трудовые акции). [1]
Основными задачами внеурочной работы с обучающимися с ограниченными возможностями являются:
создание социально-психологических условий, позволяющих обеспечить
полноценную интеграцию и личностную самореализацию учеников с особыми
потребностями в образовательном учреждении;
всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;
успешная социализация детей, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.
Другими словами, помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь
различными видами деятельности, выработав у обучающихся достаточный
уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из
экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Данные задачи реализуются через основные направления воспитательной
работы:
безопасность жизнедеятельности;
гражданско-патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
экологическая деятельность;
основы правовых знаний;
трудовое и экономическое воспитание, профориентационную работу;
охрана здоровья, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения;
художественно-эстетическое воспитание.
Внеурочная деятельность включает в себя:
- индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего
развития детей с ОВЗ и их практическую подготовку к самостоятельной жизни
и труду.
Формы организации внеурочной деятельности:
- экскурсии,
- кружки, секции,
- практические занятия,
- соревнования,
- праздники,
- беседы,
- викторины,
- игры (сюжетно-ролевые, деловые и т.п.). [3]
Вся работа с обучающимися интерната планируется по принципу
доступности, используется индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. На занятиях воспитатели используют наглядный материал, карточки. Работа по социализации ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях, начиная с режимных моментов, воспитательских занятий и различных видов деятельности детей.
С помощью специально организованных занятий по самообслуживающему труду обучающиеся овладевают бытовыми умениями и навыками, необходимыми им в практике повседневной жизни (уход за одеждой, обувью, стирка, уборка постели, игровых и классных помещений, уход за растениями).
Для поддержания чистоты и порядка отрегулирована система ежедневного дежурства. Такая ежедневная работа улучшает качество жизни детей с ОВЗ, и способствует их социализации, а также их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
Литература
Бок, О.В., Скыбина, А.И., Карпова, И.Н. Сборник материалов региональной научно – практической конференции//Белгород. – 2016. – с. 356 – 357
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. // Сыктывкар. – 2015. – с. 3 – 10
Чебан, Н.Г. Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность. https://www.gscoumt.minobr63.ru