Внеурочная деятельность по изобразительному искусству
Сибгатуллина И. П.,
учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Деятельность по воспитанию и развитию личности обучающегося в школе осуществляется разными путями, важное значение имеет такой ее вид, как внеурочная деятельность. Перед педагогом стоит задача увидеть в каждом обучающемся личность творческую, активную и способную трудиться, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Дети обладают разнообразным потенциалом способностей. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности в процессе школьного обучения. Однако, только урочной деятельности не достаточно.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и нетрадиционном рисованием.
Сегодня есть выбор вариантов художественного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программ.
Я в своей работе сделала ударение на внеурочную деятельность и организовала кружок внеурочной деятельности «Мир фантазий»
Работа кружка строится на использовании нетрадиционных техник рисования в условиях сотрудничества и сотворчества, созданных для развития творческих способностей учащихся, обеспечивающих достижение планируемых результатов.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Во время разработки программы внеурочной деятельности учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Нетрадиционных техник и приемов рисования огромное множество, как для начальных классов, так и для 5-7 это:
-пальчиковая живопись
-рисование ватными палочками
-печатание листьями
-Рисование свечой
-Кляксография
-Монотопия
-Набрызг
-Восковые мелки+акварель
-Оттиск смятой бумагой
-Рисование поролоном
-Тиснение
-Тычок жесткой полусухой кистью
-Рисование по сырому
-Черно-белый граттаж
-Рисование солью
-примакивание кисти
-рисование мыльными пузырями
-рисование по стеклу, по ткани,
-мелом по бархатной бумаге и многое другое
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и доверительные отношения между учителем и учеником - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности. Важно, чтобы всякий раз учитель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость и удивление, желание созидательно трудиться.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности. Нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Все необычное привлекает внимание детей, дети начинают задавать вопросы учителю, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Заключение
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в учебный процесс разнообразных творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного учителя, направленной на повышение качества образования.
Главная задача внеурочной деятельности состоит в расширении и углублении знаний, полученных на уроках, по основам изобразительной грамоты, формированию практических художественных умений и навыков, воспитание эстетической отзывчивости и художественного вкуса, формирование личностных качеств.
Таким образом, создание положительного эмоционального климата взаимодействия учителя и ученика и использование в моей работе нетрадиционных техник рисования формирует у учащихся технические навыки рисования и умения создавать свой неповторимый образ. Дети получают удовольствие от рисования, что очень важно. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия, которые содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Положительный результат, будет достигнут только в условиях тесного взаимодействия его участников.
3