Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Руководитель ___________________________/И.В. Орехова/ (Протокол №____ от ________________________ 2019 года) | УТВЕРЖДЕНА Директор школы ______________________/А.В. Матяшова/ (Приказ №____ от _________________________2019 года) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР И МЫ»
(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории
п. Новокасторное, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр и мы» для 3 класса составлена на основе:
№ | Нормативные документы |
1 | Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ. |
2 | ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357) |
3 | ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы |
4 | Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019/2020 учебный год. |
5 | Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2019/2020 учебный год. |
6 | Примерной программы по внеурочной деятельности «Театр и мы» И. А. Генералова. |
В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Ганелин Е.Р. | Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». | 2010 г. | «Учитель» |
2 | Генералов И.А. | Программа курса «Театр» для начальной школы Сборник программ. Начальная школа | 2012 г. | «Просвещение» |
Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса
(ФГОС)
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
-развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Личностные | Третьеклассники должны научиться: - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, - создавать условия для проявления чувства коллективизма; - развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу; - формировать культуру общения, ценностного отношения к театру как наследию и к проявлению здорового образа жизни. - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; - развивать воображение, выразительность речи; - пополнять словарный запас, образный строй речи; - знакомить детей с терминологией театрального искусства; -развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; - формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: Третьеклассники должны приобрести следующие умения: - моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. - умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников, - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания, · активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; · проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; · проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; · оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Познавательные УУД: - умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, · характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; · общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; · обеспечивать защиту и сохранность природы во время игровой деятельности; · организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр; · планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности; |
Предметные | толерантности; - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; - развивать воображение, выразительность речи; - пополнять словарный запас, образный строй речи. Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос, - умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, - формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, · управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; · умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; · умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; · умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - формировать способность строить диалог друг с другом; - знакомить детей с терминологией театрального искусства; -развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников; формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного отношения к жизни; - развитие коммуникативной культуры детей. |
предметные | Ученик научится: - планировать режим дня, организовывать отдых и досуг; - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; - развивать воображение, выразительность речи; - пополнять словарный запас, образный строй речи; - формировать способность строить диалог друг с другом; · оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения. |
предметные | Ученик получит возможность научиться: - формировать навыки зрительской культуры поведения в театре; - развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся; - развивать воображение, выразительность речи; - пополнять словарный запас, образный строй речи; · взаимодействовать со сверстниками, · анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять. |
Содержание учебного предмета, курса
Раздел / тема | Содержание |
Мы играем – мы мечтаем! (3 часа) Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». | Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». |
Театр. (19 часов) В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение Звук и шумы. | В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. |
Основы актерского мастерства. (4 часа) Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. | Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. |
Наш театр (8 часов) Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. | Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Мы играем – мы мечтаем! | 3 ч. |
2. | Театр. | 19 ч. |
3. | Основы актёрского мастерства. | 4 ч. |
4. | Наш театр. | 8 ч. |
Итого | | 34 ч. |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | | Проверочная работа 1 |
2 четверть | | Проверочная работа 1 |
3 четверть | | Проверочная работа 1 |
4 четверть | | Проверочная работа 1 |
Итого | 34 | Проверочная работа – 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата план. факт. |
Мы играем – мы мечтаем! (3 часа) |
1. | Что такое театр? | 1 ч. | | | |
2 | Театральные профессии. | 1 ч. | | | |
3. | Театральные профессии. | 1 ч. | | | |
Театр (19 часов) |
4 | Бутафор. Реквизитор. | 1 ч. | | | |
5 | Художник-декоратор. | 1 ч. | | | |
6 | Древнегреческий театр. | 1 ч. | | | |
7. | Театр «Глобус». | 1 ч. | | | |
8 | Театр под крышей. | 1 ч. | | | |
9 | Театр под крышей. | 1 ч. | | | |
10 | Современный театр. | 1 ч. | | | |
11 | Современный театр. | 1 ч. | | | |
12 | Театральный билет. | 1 ч. | | | |
13 | Театр кукол. | 1 ч. | | | |
14 | Театр кукол. | 1 ч. | | | |
15 | Музыкальный театр. | 1 ч. | | | |
16 | Музыкальный театр. | 1 ч. | | | |
17 | Цирк. | 1 ч. | | | |
18 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 ч. | | | |
19 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 ч. | | | |
20 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 1 ч. | | | |
21 | Зритель в зале. | 1 ч. | | | |
22 | Зритель в зале. | 1 ч. | | | |
Основы актерского мастерства. (4 часа) |
23 | Театральный этюд. | 1 ч. | | | |
24 | Театральный этюд. | 1 ч. | | | |
25 | Театральный этюд. | 1 ч. | | | |
26 | Театральный этюд. | 1 ч. | | | |
Наш театр (8 часов) |
27 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 1 ч. | | | |
28 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 1 ч. | | | |
29 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 1 ч. | | | |
30 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 1 ч. | | | |
31 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 1 ч. | | | |
32 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 1 ч. | | | |
33 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. | 1 ч. | | | |
34 | Итоговое занятие | 1 ч. | | | |
Итого 34 ч. |