СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие ДРУЖБА НАРОДОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения

19 декабря 2023

Класс

4

Тема занятия

Народы России

Направление внеурочной деятельности

Духовно-нравственное

Цель

Формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.

Задачи

 

1. Образовательные

Познакомить с народами разных национальностей и их костюмами, играми.

2. Развивающие

Развивать интерес к разнообразию народов России.

3. Воспитательные

Воспитывать любовь к родине и доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты

 

Метапредметные

 

1. Регулятивные

Определять и формулировать тему и цель внеурочного занятия с помощью учителя;

Учиться высказывать свое предположение;

2. Познавательные

Искать и выбирать нужную информацию из текста.

3. Коммуникативные

Строить речевое высказывание в устной форме;

Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Учится работать в группе.

Личностные

Учиться самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности);

Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве

Оборудование для учителя

Презентация к занятию, посылка с письмами, письма с заданиями, разрезные карточки костюмов, трафареты варежек.

Оборудование для учащихся

Цветная бумага, фломастеры, карандаши.

 

 

 

План внеурочного занятия

 

 

Этап внеурочного занятия

Время

 

 

 

1.

Организационный момент. Ритуал приветствия.

1 мин.

2.

Сообщение темы занятия.

5 мин.

3.

Сюрпризный момент «К нам пришла посылка»

10 мин.

4.

Игра «Народы нашей страны».

5 мин.

5.

Белорусская народная игра “Мельница”.

5 мин.

6.

Игра «Собери национальный костюм»

5 мин.

7.

«Чувашские варежки»

8 мин.

8.

Заключительная часть занятия. Рефлексия

3 мин.

9.

Ритуал прощания.

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход внеурочного занятия

 

Этап

занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная,

П - парная, Г – групповая)

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.

 

Здравствуйте, ребята. Я начну, а вы продолжите.

У русских родной язык

-У хантов родной язык

-У башкир родной язык

- У чувашей родной язык

- У грузинов родной язык

-Послушайте, как здороваются эти народы по-разному на своем языке.

Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте.

Якуты говорят: «Норуон норгуй» (привет)

Татары говорят: «Исэнмесез» (здоровы ли вы)

Чуваши говорят: «Ырă кун» (добрый день)

Башкиры говорят: «Хаумыгыгыз» (здоровы ли вы)

Армяне говорят: «Барев дзез» (добра вам)

Молодцы, ребята, вы поздоровались друг с другом на языках разных народов.

Приветствуют учителя.

 Русский

хантыйский

башкирский

чувашский

грузинский

Дети здороваются друг с другом, повторяют за учителем

Ф

Р: Учиться высказывать свое предположение

 

2. Сообщение темы занятия.

Послушайте внимательно стихотворение Андрея Валентиновича. Малышева Моя Родина Великая Россия

Россия - Родина святая

Люблю тебя я всей душой

Россия - ты обитель рая

Горжусь Великою страной

От Запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет милей

Народ России мудрый, честный

Веками доблесть доказал

В суровых битвах - Победитель

Дух, волю, силу показал…

- О чем это стихотворение?

-«Россия… Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Так писал С. Есенин.

А это значит, что и мы будем с вами сегодня говорить о…

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О родине, о России.

 

 

России

 

Ф

Р: Определять и формулировать тему и цель внеурочного занятия с помощью учителя

II. Основная часть занятия.

Россия – многонациональная страна. В ней проживают около двухсот наций и народностей: русские, башкиры, калмыки, чуваши, якуты, , татары… да разве всех перечислишь! Все они различаются своим происхождением и историей, языками, обычаями. Многие века наши народы жили в едином государстве. Этим единством в многообразии и жива наша держава. Дружба народов – необходимое и важнейшее условие ее успешного развития. Дружба народов сближает людей.

Слушают учителя

Ф

 

Сюрпризный момент «К нам пришла посылка»

 

Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка, давайте скорее откроем ее и посмотрим, что же там. Прочитайте, что написано в письме.

Народы Севера.

Под этим понятием обычно обобщают коренных обитателей Сибири, Дальнего Востока. Большинство народностей малочисленны, и являются носителями древнейшей культуры. Выделяют следующие этносы Коми , Манси, Ханты, Ненцы , Энцы, Долганы, Кеты, Эвенки, Эвены Чукчи, Чуванцы и другие.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне.

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту.

Жилище ненцев называется чум, а жилище чукчей яранга — это шатер многоугольной формы, крытый оленьими шкурами, мехом наружу.

Современное развитие промышленности в северных районах постепенно вытесняет малые народы с обжитых территорий, меняя их жизненный уклад. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о сохранении культуры этих самобытных народов.

Народы Поволжья

Народы Поволжья: русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры, удмурты. А сплотила все народы наша самая крупная река - матушка – Волга, впадающая в Каспийское море, в Прикаспийской низменности находится республика Калмыкия.

Татары являются коренным населением Российской Федерации, вторым основным по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Мордва. Мордва – это коренные жители России, проживающие бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги.

Башкиры. Это исконный поволжский народ. Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел. Основным занятием башкиров издавна было полукочевое скотоводство разведение коней и соколиная охота.

Чувашский народ. С киргизского языка наименование этноса переводится как «скоромные». В соответствии с современными словарями «чуваши» – это «безобидные».

Марийцы. Марийцы - лесной народ. Леса занимают половину площади Марий-Эл. Лес всегда кормил, оберегал и занимал особое место в материальной и духовной культуре марийцев. Лес считается символом благополучия людей: он защищал от врагов и стихий.

Удмурты Удмурты живут в районах Западного Приуралья, расположенных в бассейне Камы и Вятки. Удмурт – это спокойный, уравновешенный человек с невозмутимым темпераментом

Народы Сибири

Сибирь, кроме севера, занимают алтайцы, тувинцы, буряты, якуты, эвенки, хакасы селькупы, ительмены.

Алтайцы. Место их проживания – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе.

Якуты – самый многочисленный из сибирских народов, численность составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью европейского государства.

Буряты – большие любители праздников, но один празднуется особо. Это Новый год или Сагаалган на бурятском языке, с которым связано много традиций. В отличие от славян, празднующих начало всего года один день, тут обряды продолжались целых 2 недели.

Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью около 72 000 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Хакасы — немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги.

Тувинцы

Существуют два равноценных названия в наше время: Республика Тува и Республика Тыва. В её столице – Кызыле – находится географический центр Азии, что символизирует памятник на берегу Енисея.

Народы Кавказа

Северный Кавказ — не самый большой по территории, но, определенно — самый населенный регион России, где проживает почти 15 млн человек. Здесь проживают представители 50 национальностей и разговаривают на 40 различных языках.

Там проживают чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Пожилые люди пользуются особым почетом у всех народов, населяющих Северный Кавказ. Старики всегда были источником мудрости, хранителями традиций, обычаев, преданий, старейшины улаживали конфликты и решали важные общественные вопросы. Культура уважения к «старшему» — важная часть воспитательного процесса подрастающего поколения.

Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. В Дагестане считают, что плох тот день, когда не пришел гость. Двери домов этих горцев всегда открыты.

Чеченский юноша становится совершеннолетним в пятнадцать лет. В этот день по традиции родственники дарят ему множество подарков, но самым значимым является папаха. Папаха-главный атрибут одежды чеченских мужчин, символ его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, это означает, что он стал зрелым и отвечает за свои поступки.

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещённые его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет.

Читают письмо: В посылке находится несколько заданий, но, чтобы вы смогли легко справится с ними, сначала вы должны узнать о разнообразии народов России. Их отличительных особенностях и традициях.

 

Делятся на небольшие группы и кратко знакомятся с народами России. Учитель помогает, дополняет ответы.

Ф, Г

П: Искать и выбирать нужную информацию из текста

Строить речевое высказывание в устной форме;

К:Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Учится работать в группе.

Л:Учиться самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности);

Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве

Игра «Народы нашей страны»

Отлично, а теперь выполним первое задание из посылки. Обратите внимание на элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Чувашский н.к. – хушпу

Найдите среди народов разных национальностей – русских.

-А как догадались?

- Что еще вы можете рассказать про русский народ?

- А теперь давайте попробуем подобрать к каждому кокошнику праздничный сарафан».

 

 

 

 

 

По внешнему виду – сарафан, рубашка, кокошник.

Угощение – блины.

Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водится много пушного зверя, ягод, грибов. Реки полны рыбой.

 

Ф

Белорусская народная игра “Мельница”

 - У каждого народа свои песни, сказки, национальные игры. Сейчас мы попробуем сыграть в белорусскую народную игру – Мельница или по-другому Млын.

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.

 Мельница-бездельница, кружит не спеша.

Но подует суховей, заработает быстрей.

 Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

 Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.

Он в сторонке постоит за другими поглядит.

Играют в игру

Ф

Игра «Собери национальный костюм»

В следующем задании мы должны собрать изображение костюмов из разрезных картинок.

 

Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.

 

Г

«Чувашские варежки»

Давайте мы с вами сделаем варежки с чувашским орнаментом

(Работа с цветной бумагой)

— Вот какие красивые варежки у нас получились. Молодцы!

Вырезают и раскрашивают варежки.

Ф, И

III. Заключительная часть занятия.

 

Рефлексия

Перед вами необыкновенный цветок. Это Цветик-Семицветик. На его лепестках даны пословицы о дружбе, но они не закончены. Закончите пословицы: ·Не мил и свет, когда…

·Нет друга – ищи, а найдёшь…

·Не имей 100 рублей, а имей…

·С добрым дружись, а лукавых…

·Старый друг лучше…

·Хорошую дружбу топором …

·Дерево держится корнями, а человек…

Россия - удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. Большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России - в крепкой дружбе всех живущих в ней народов.

 

 

друга нет

береги

сто друзей

берегись

новых двух

не разрубишь

друзьями

Ф

К:Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Ритуал прощания.

А на прощание, предлагаю вам исполнить песню «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева

Поют песню

Ф

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие ДРУЖБА НАРОДОВ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"

(ГБПОУ ЛПК)






КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ


НАРОДЫ РОССИИ









Составитель:



Ючкова Полина Алексеевна



Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах



курс 3, группа 321

Оценка: _______________________









г. Лукоянов 2023


Дата проведения

19 декабря 2023

Класс

4

Тема занятия

Народы России

Направление внеурочной деятельности

Духовно-нравственное

Цель

Формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.

Задачи


1. Образовательные

Познакомить с народами разных национальностей и их костюмами, играми.

2. Развивающие

Развивать интерес к разнообразию народов России.

3. Воспитательные

Воспитывать любовь к родине и доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты


Метапредметные


1. Регулятивные

Определять и формулировать тему и цель внеурочного занятия с помощью учителя;

Учиться высказывать свое предположение;

2. Познавательные

Искать и выбирать нужную информацию из текста.

3. Коммуникативные

Строить речевое высказывание в устной форме;

Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Учится работать в группе.

Личностные

Учиться самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности);

Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве

Оборудование для учителя

Презентация к занятию, посылка с письмами, письма с заданиями, разрезные карточки костюмов, трафареты варежек.

Оборудование для учащихся

Цветная бумага, фломастеры, карандаши.



План внеурочного занятия



Этап внеурочного занятия

Время




1.

Организационный момент. Ритуал приветствия.

1 мин.

2.

Сообщение темы занятия.

5 мин.

3.

Сюрпризный момент «К нам пришла посылка»

10 мин.

4.

Игра «Народы нашей страны».

5 мин.

5.

Белорусская народная игра “Мельница”.

5 мин.

6.

Игра «Собери национальный костюм»


5 мин.

7.

«Чувашские варежки»

8 мин.

8.

Заключительная часть занятия. Рефлексия

3 мин.

9.

Ритуал прощания.

3 мин.






















Ход внеурочного занятия


Этап

занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная,

П - парная, Г – групповая)

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.


Здравствуйте, ребята. Я начну, а вы продолжите.

У русских родной язык

-У хантов родной язык

-У башкир родной язык

- У чувашей родной язык

- У грузинов родной язык

-Послушайте, как здороваются эти народы по-разному на своем языке.

Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте.

Якуты говорят: «Норуон норгуй» (привет)

Татары говорят: «Исэнмесез» (здоровы ли вы)

Чуваши говорят: «Ырă кун» (добрый день)

Башкиры говорят: «Хаумыгыгыз» (здоровы ли вы)

Армяне говорят: «Барев дзез» (добра вам)

Молодцы, ребята, вы поздоровались друг с другом на языках разных народов.

Приветствуют учителя.

Русский

хантыйский

башкирский

чувашский

грузинский

Дети здороваются друг с другом, повторяют за учителем

Ф

Р: Учиться высказывать свое предположение


2. Сообщение темы занятия.

Послушайте внимательно стихотворение Андрея Валентиновича. Малышева Моя Родина Великая Россия

Россия - Родина святая

Люблю тебя я всей душой

Россия - ты обитель рая

Горжусь Великою страной

От Запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет милей

Народ России мудрый, честный

Веками доблесть доказал

В суровых битвах - Победитель

Дух, волю, силу показал…

- О чем это стихотворение?

-«Россия… Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Так писал С. Есенин.

А это значит, что и мы будем с вами сегодня говорить о…


Слушают стихотворение














О родине, о России.



России


Ф

Р: Определять и формулировать тему и цель внеурочного занятия с помощью учителя

II. Основная часть занятия.

Россия – многонациональная страна. В ней проживают около двухсот наций и народностей: русские, башкиры, калмыки, чуваши, якуты, , татары… да разве всех перечислишь! Все они различаются своим происхождением и историей, языками, обычаями. Многие века наши народы жили в едином государстве. Этим единством в многообразии и жива наша держава. Дружба народов – необходимое и важнейшее условие ее успешного развития. Дружба народов сближает людей.

Слушают учителя

Ф


Сюрпризный момент «К нам пришла посылка»


Ребята, посмотрите, к нам пришла посылка, давайте скорее откроем ее и посмотрим, что же там. Прочитайте, что написано в письме.

Народы Севера.

Под этим понятием обычно обобщают коренных обитателей Сибири, Дальнего Востока. Большинство народностей малочисленны, и являются носителями древнейшей культуры. Выделяют следующие этносы Коми , Манси, Ханты, Ненцы , Энцы, Долганы, Кеты, Эвенки, Эвены Чукчи, Чуванцы и другие.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне.

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту.

Жилище ненцев называется чум, а жилище чукчей яранга — это шатер многоугольной формы, крытый оленьими шкурами, мехом наружу.

Современное развитие промышленности в северных районах постепенно вытесняет малые народы с обжитых территорий, меняя их жизненный уклад. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос о сохранении культуры этих самобытных народов.

Народы Поволжья

Народы Поволжья: русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры, удмурты. А сплотила все народы наша самая крупная река - матушка – Волга, впадающая в Каспийское море, в Прикаспийской низменности находится республика Калмыкия.

Татары являются коренным населением Российской Федерации, вторым основным по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Мордва. Мордва – это коренные жители России, проживающие бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги.

Башкиры. Это исконный поволжский народ. Существует несколько толкований названия национальности. Некоторые историки утверждают, что «башкорт» означает «главный волк», вторые уверены, что слово переводится, как «хозяин пчел. Основным занятием башкиров издавна было полукочевое скотоводство разведение коней и соколиная охота.

Чувашский народ. С киргизского языка наименование этноса переводится как «скоромные». В соответствии с современными словарями «чуваши» – это «безобидные».

Марийцы. Марийцы - лесной народ. Леса занимают половину площади Марий-Эл. Лес всегда кормил, оберегал и занимал особое место в материальной и духовной культуре марийцев. Лес считается символом благополучия людей: он защищал от врагов и стихий.

Удмурты Удмурты живут в районах Западного Приуралья, расположенных в бассейне Камы и Вятки. Удмурт – это спокойный, уравновешенный человек с невозмутимым темпераментом

Народы Сибири

Сибирь, кроме севера, занимают алтайцы, тувинцы, буряты, якуты, эвенки, хакасы селькупы, ительмены.

Алтайцы. Место их проживания – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе.

Якуты – самый многочисленный из сибирских народов, численность составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью европейского государства.

Буряты – большие любители праздников, но один празднуется особо. Это Новый год или Сагаалган на бурятском языке, с которым связано много традиций. В отличие от славян, празднующих начало всего года один день, тут обряды продолжались целых 2 недели.

Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью около 72 000 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Хакасы — немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги.

Тувинцы

Существуют два равноценных названия в наше время: Республика Тува и Республика Тыва. В её столице – Кызыле – находится географический центр Азии, что символизирует памятник на берегу Енисея.

Народы Кавказа

Северный Кавказ — не самый большой по территории, но, определенно — самый населенный регион России, где проживает почти 15 млн человек. Здесь проживают представители 50 национальностей и разговаривают на 40 различных языках.

Там проживают чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.

Очень часто их называют горцами, темпераментными людьми, в чьих жилах течёт горячая кровь. Но любой спор в любую минуту готов разрешить совет старейшин, который чтут и уважают от мала до велика. Пожилые люди пользуются особым почетом у всех народов, населяющих Северный Кавказ. Старики всегда были источником мудрости, хранителями традиций, обычаев, преданий, старейшины улаживали конфликты и решали важные общественные вопросы. Культура уважения к «старшему» — важная часть воспитательного процесса подрастающего поколения.

Кавказцы славятся своим гостеприимством, каждого, кто переступает порог их дома, они встречают, как дорогих гостей, и угощают различными яствами. В Дагестане считают, что плох тот день, когда не пришел гость. Двери домов этих горцев всегда открыты.

Чеченский юноша становится совершеннолетним в пятнадцать лет. В этот день по традиции родственники дарят ему множество подарков, но самым значимым является папаха. Папаха-главный атрибут одежды чеченских мужчин, символ его чести и достоинства. Когда юноша надевает папаху, это означает, что он стал зрелым и отвечает за свои поступки.

Кавказ прекрасен не только кухней, но и красотой родной природы. Кто видел восход солнца, освещённые его лучами горы и прилепленные к ним сакли, тот вряд ли это забудет.

Читают письмо: В посылке находится несколько заданий, но, чтобы вы смогли легко справится с ними, сначала вы должны узнать о разнообразии народов России. Их отличительных особенностях и традициях.


Делятся на небольшие группы и кратко знакомятся с народами России. Учитель помогает, дополняет ответы.

Ф, Г

П: Искать и выбирать нужную информацию из текста

Строить речевое высказывание в устной форме;

К:Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Учится работать в группе.

Л:Учиться самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности);

Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве

Игра «Народы нашей страны»

О тлично, а теперь выполним первое задание из посылки. Обратите внимание на элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Чувашский н.к. – хушпу

Н айдите среди народов разных национальностей – русских.

-А как догадались?

- Что еще вы можете рассказать про русский народ?

- А теперь давайте попробуем подобрать к каждому кокошнику праздничный сарафан».






По внешнему виду – сарафан, рубашка, кокошник.

Угощение – блины.

Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водится много пушного зверя, ягод, грибов. Реки полны рыбой.


Ф

Белорусская народная игра “Мельница”

- У каждого народа свои песни, сказки, национальные игры. Сейчас мы попробуем сыграть в белорусскую народную игру – Мельница или по-другому Млын.

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.

Мельница-бездельница, кружит не спеша.

Но подует суховей, заработает быстрей.

Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот, наверное, устал.

Он в сторонке постоит за другими поглядит.

Играют в игру

Ф

Игра «Собери национальный костюм»

В следующем задании мы должны собрать изображение костюмов из разрезных картинок.


Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.


Г

«Чувашские варежки»

Д авайте мы с вами сделаем варежки с чувашским орнаментом

(Работа с цветной бумагой)

— Вот какие красивые варежки у нас получились. Молодцы!

Вырезают и раскрашивают варежки.

Ф, И

III. Заключительная часть занятия.


Рефлексия

Перед вами необыкновенный цветок. Это Цветик-Семицветик. На его лепестках даны пословицы о дружбе, но они не закончены. Закончите пословицы: ·Не мил и свет, когда…

·Нет друга – ищи, а найдёшь…

·Не имей 100 рублей, а имей…

·С добрым дружись, а лукавых…

·Старый друг лучше…

·Хорошую дружбу топором …

·Дерево держится корнями, а человек…

Россия - удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. Большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России - в крепкой дружбе всех живущих в ней народов.



друга нет

береги

сто друзей

берегись

новых двух

не разрубишь

друзьями

Ф

К:Участвовать в общей беседе, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;

Ритуал прощания.

А на прощание, предлагаю вам исполнить песню «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева

Поют песню

Ф