СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочной деятельности с детьми по технике рисования "Пластилинография"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывает свои интересы и увлечения, свое «я», раскрывается как личность.

В данной статье делюсь опытом работы по внеурочной деятельности с детьми по технике рисования «Пластилинография».

Ключевые слова: пластилинография, пластилин, лепка, сюжетные картины, художественный вкус, фантазия, творчество, развитие личности, развитие мелкой моторики.

 

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел и «графия» - создавать, изображать. Техника рисования «Пластилинография» заключается в рисовании пластилином на картоне. Принцип, который заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Фон и персонажи изображаются с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Основным материалом является пластилин, а основным инструментом в «Пластилинографии» являются руки ребенка. Данная техника вносит определенную новизну в творчество детей, делает её более увлекательной и интересной, развивает мелкую моторику рук.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочной деятельности с детьми по технике рисования "Пластилинография"»

Литвинюк Юлия Валерьевна

МБОУ «СОШ № 31»

г. Ангарск

Внеурочной деятельности с детьми

по технике рисования «Пластилинография»

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывает свои интересы и увлечения, свое «я», раскрывается как личность.

В данной статье делюсь опытом работы по внеурочной деятельности с детьми по технике рисования «Пластилинография».

Ключевые слова: пластилинография, пластилин, лепка, сюжетные картины, художественный вкус, фантазия, творчество, развитие личности, развитие мелкой моторики.


Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание не только детей, но и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел и «графия» - создавать, изображать. Техника рисования «Пластилинография» заключается в рисовании пластилином на картоне. Принцип, который заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Фон и персонажи изображаются с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Основным материалом является пластилин, а основным инструментом в «Пластилинографии» являются руки ребенка. Данная техника вносит определенную новизну в творчество детей, делает её более увлекательной и интересной, развивает мелкую моторику рук.

Основными целями и задачами обучения учащихся данной технике рисования «Пластилинография» являются: 1). формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; 2). освоение новых приёмов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин; 3). обучение умению ориентироваться на листе бумаги; 4). развитие эмоций и фантазии; 5). развитие пространственного мышления и творческих способностей; 6). воспитание у детей художественного вкуса; 7). развитие моторики пальцев рук детей.

Рекомендации по организации работы в технике рисования «Пластилинография: 1). чтобы не допустить деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон; 2). предотвратить появление на картоне жирных пятен можно, если приклеить с противоположной стороны скотч; 3). устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если удалите пластилин стеком; 4). чтобы продлить «жизнь» картине из пластилина необходимо покрыть её бесцветным лаком для ногтей, поместить в рамку под стекло.

Материалы для создания пластилиновой картины: 1). картон с контурным рисунком, покрытый скотчем; 2). набор пластилина; 3). стеки; 4). доска для лепки; 5). лак для ногтей; 6). рамка.

Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином: 1). размазыванию; 2). катанию шариков; 3). выкладыванию картинки пластилиновыми шариками; 4). выкладыванию картинки полосками пластилина; 5). рисованию по контуру; 6). размазыванию с объёмным эффектом.

Существует несколько видов пластилинографии:

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности. Данный вид используется на стекле. Стекло можно заменить на оргстекло. Рисунок наносится маркером, а потом наносится пластилин. Наносить можно при помощи рук или стека. Тщательно размазывая по стеклу так, чтобы слой пластилина был тонкий.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины с использованием различных элементов валиков, шариков, дисков. Такая техника является сложной, потому что ребенку необходимо овладеть всеми приемами лепки. Сначала мы переносим рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый элемент рисунка пластилином соответствующего цвета. Это можно сделать целыми деталями или жгутиками.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.

Контурная пластилинография - изображение рисунка при помощи жгутов. Данная техника требует от ребенка усидчивости и кропотливой работы. Пространство рисунка заполняем жгутиками.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. С помощью такой техники можно выполнить очень яркий и красивы сюжет. Такая техника подойдет для изображения пейзажа, когда один слой закрывается другим. Бывает что в картине есть такие элементы, которые сложно вылепить, для того чтобы их выполнить на отдельной бумаге наносят тонкий слой пластилина, вырезают с помощью ножниц и наклеивают на картину.


Моей первой ученицей была моя дочь Мария. Почему спросите Вы? Ответ прост: я росла вместе с ней и хотела быть полезной, нужной, интересной для неё. Занялась поиском чего-то нового, интересного, как для ребёнка, так и для себя.

Лепка всегда привлекает малышей, а «Пластилинография» интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой технологией, развивает свои творческие способности и мелкую моторику рук.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма.

Мария успешно освоила все виды пластилинографии.

Со своими работами участвовала и участвует в различных конкурсах, выставках. Занимает призовые места, получает благодарности.

Я хочу поделиться своим опытом работы по внеурочной деятельности через мастер-класс в технике рисования «Пластилинография».

Практическая часть. Мастер-класс в технике рисования «Пластилинография». Работа: «Ваза с цветами».

  1. Для начала работы необходимо найти контурный рисунок. Рисунок можно распечатать или нарисовать самим. При работе с пластилином следует использовать как основу плотный картон. Это необходимо для того, чтобы не происходило деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания.

  1. Чтобы избежать масляных пятен, проклейте скотчем с изнаночной стороны.

  1. В работе, особенно сложных рисунков потребуются стеки с разнообразными кончиками.

  1. Подберите подходящую на ваш взгляд цветовую гамму для вашей работы.

  1. Твёрдый пластилин необходимо размять. Возьмите маленький кусочек пластилина и начните этот кусочек разминать. Далее прикладываем к поверхности и начитаем легкими движениями растирать по поверхности, тем самым заполняя весь фон данного рисунка. Если пластилин зашёл за контур можно воспользоваться стеком и подтереть контур.

  1. Сделали заготовку. Теперь работу предлагаю начать с листьев. Для этого я взяла несколько цветов зелёного пластилина, чтобы придать листьям оттенок, необходимо перемешать несколько цветов.

  1. Теперь займёмся цветками. Для контура катаем «жгутики». Их можно выполнить на ладони или на поверхности. Выкладываем по контуру цветов, придавливая и размазывая. Для оттенка можно перемешать цвета. Например: красный и белый.

  1. Теперь на каждом лепестке делаем небольшие отрезки (желобки) стеком от центра до середины лепестка.

  1. Из пластилина жёлтого цвета катаем небольшой шарик, этот шарик прикладываем к центру цветка и надавливаем. Берём «палочку» и легким нажатием делаем небольшие «вмятинки» на сердцевине цветка.

  1. Далее займёмся вазой. При выполнении также можно взять несколько цветов коричневого цвета и перемешать их. Далее прикладываем к поверхности и начитаем легкими движениями растирать по поверхности, тем самым заполняя весь фон. Если пластилин зашёл за контур можно воспользоватьсястеком и подтереть контур.

Для контура мы катаем «жгутики». Их можно выполнить на ладони или на поверхности. Выкладываем по контуру, придавливая.

Катаем шарики и тоже прикладываем к нужному месту по рисунку и придавливаем.

  1. По окончании своей работы картину можно покрыть лаком.

  1. Просушить картину. Поместить в рамку. Это делается для того, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности.

Мастер-класс сопровождает ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ.

Я провела несколько мастер-классов и после первого занятия поняла, что не ошиблась с выбором техники рисования «Пластилинография». Дети увлечённо работали, им нравилось, что всё всегда получается. Детей подкупает то, что пластилином можно рисовать, а не только лепить.

Сам процесс лепки помогает учащимся выразить свои эмоции, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев. Ребёнок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Планируется отслеживать и оценивать результаты данных мастер-классов через организацию персональных и коллективных выставок, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, созданию портфолио, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, посещение музеев.

На мой взгляд, выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятия. Поэтому в конце занятия проводится выставка работ с целью обсуждения: Что получилось? На каком этапе было сложно? И так далее…