СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материально-техническая оснащенность мест занятий учебным оборудованием, необходимым спортивным инвентарем – одно из условий эффективности занятий физической культурой. Авторы данной публикации также сделали попытку решить проблему повышения эффективности педагогического процесса по физическому воспитанию, одним из путей которого является совершенствование технического оснащения мест учебных занятий. Мы разработали комбинированные конструкции оборудования, на которых учащиеся могут выполнять упражнения одновременно.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций»

Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций


Азиуллин Р.Р., доцент,

учитель физической культуры МБОУ «СОШ №10»

г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Физическое воспитание школьников с каждым годом приобретает все большее значение. В докладе Совета Федерации «О положении детей в Рoссийской Федерации» (23.06.2006 г. №199-СФ) гoвoрится o тoм, чтo состояние здоровья детей нашей страны свидетельствует o продолжающемся его ухудшении. За последние десять лет распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний учащихся выросла на 92%. Окoлo 50% мальчикoв и 75% девoчек не в сoстоянии выполнить нормы физической подготовленности. Главный педиатр страны, член Общественной палаты, академик РАМН А. А. Баранoв, оценивая современное состояние здоровья детей, отметил, что сегодня наблюдается процесс физической деградации российских детей.

В последние годы все большее число общеобразовательных школ оснащают спортивные залы нестандартным оборудованием. И сегодня всё меньше остается учителей физической культуры, которых надо убеждать в его целесообразности. Однако перед учителями довольно часто возникают вопросы: каким оборудованием оснастить зал, как его расположить, как организовать продуктивное использование и достигнуть наибольшего эффекта. В первую очередь каждый нестандартный снаряд должен отвечать требованиям комплексного развития физических качеств, фронтальной и поточной организации учебной деятельности учащихся, многопрофильности использования, быстрой установки и демонтажа, доступности и безопасности при выполнении упражнений.

Материально-техническая оснащенность мест занятий учебным оборудованием, необходимым спортивным инвентарем – одно из условий эффективности занятий физической культурой. Авторы данной публикации также сделали попытку решить проблему повышения эффективности педагогического процесса по физическому воспитанию, одним из путей которого является совершенствование технического оснащения мест учебных занятий. Мы разработали комбинированные конструкции оборудования, на которых учащиеся могут выполнять упражнения одновременно.

Идея создания такого нестандартного оборудования возникла у нас после проведения мониторинга и изучения проблемы плотности учебных занятий – ликвидации простоев, сокращения времени для вспомогательной работы, более правильного соотношения по времени между непосредственным выполнением упражнения, обдумыванием объяснений учителя, наблюдением за работой других и отдыхом – одна из самых важных.

Несколько слов об истории нашей школы: школа является одной из старейшей в городе, она является базовой площадкой для прохождения педагогической и тренерской практики для студентов Поволжской Государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Высокая квалификация преподавателей физической культуры и ОБЖ: 1- заслуженный учитель, 1 – кандидат педагогических наук.

Наиболее сильная сторона сотрудничество с высшей школой – Поволжской государственной академией физической культуры, спорта и туризма, Набережночелнинским институтом социально-педагогических технологий и ресурсов, сотрудничество с кафедрой физкультуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета им. П.Ф.Лесгафта. Методическую поддержку и научное руководство осуществляет: доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма - Ю.П.Денисенко, доктор биологических наук. Реализуется тесное сотрудничество с комитетом по делам молодежи и спорту города, УФИСом, с местным футбольным клубом «КАМАЗ», Федерацией хоккея Республики Татарстан, молодежными центрами «Заман», «Шатлык», ДЮСШ №1 «Титан», ДЮСШ №10,11, центром туризма.

Особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в нашей школе подразумевают: Формирования целостной, эффективной системы организации досуга и спортивно-воспитательной работы, созданием необходимых условий для формирования здорового образа жизни. Привлечения всех возрастных и социальных категорий к участию в проведении культурно-массовых мероприятиях, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Решаемые задачи:

  • Создание условий для овладения жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;

  • Организация взаимодействия всех учреждений и организаций района по вопросам организации содержательного досуга, осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительств;

  • Профилактика антиобщественных проявлений в молодежной среде;

  • Обеспечение доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

  • Предоставление равных возможностей по адаптации к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта.

За последние годы прослеживается положительная тенденция - поступление воспитанников в ВУЗы республики, страны по профилю физкультурно-оздоровительной направленности. Наши воспитанники являются активными участниками олимпиадного движения, а также около 12 воспитанников играет в различных престижных спортивных клубах республики, страны, играют и сейчас в команде мастеров.

Исходя из вышеизложенного у нас возникла идея для создания своими силами и с привлечение учащихся старших классов к созданию нестандартного оборудования на базе нашей школы, с данным предложением мы обратились к администрации школы, и получили понимание и поддержку, собрали актив школы и предложили в свободное от учебных занятий время попробовать создать тренажеры и оборудование своими руками.


Мы считаем что лучше работать с классом, разделив его на отделения с постоянным составом занимающихся, учитывая данные медицинского осмотра и физической подготовленности учащихся, мы считаем что зачисление учащихся заранее в разряд слабых может травмировать их морально. В основной части урока класс разбивается на группы, это дает возможность сократить число занимающихся комплектовать их учениками одинаковой физической подготовленности. Кроме группировки учащиеся класса на отделения, применяется и поточный метод проведения основной части урока гимнастики с использованием комбинированных снарядов. На таких комбинированных снарядах могут одновременно выполнять упражнения 9-12 учеников.

Неплохо зарекомендовал себя поточный метод проведения основной части урока. Упражнения при поточном методе урока проводятся как средство тренировки закрепления уже освоенных технических навыков. Деление класса на группы в школьном уроке с использованием существующих гимнастических снарядов является более удобной формой, чем занятия со всем составом у одного снаряда. К тому же методика проведения основной части урока становится более гибкой, а самое главное - увеличивается плотность урока. Но в какой-то мере и такая форма проведения урока не может полностью удовлетворить все современные требования, предъявляемые к учебному процессу.

Так, учителю не удается одновременно видеть всех выполняющих упражнения, исправлять ошибки, поддерживать дисциплину и порядок, а главное – планомерно регулировать физическую нагрузку каждого ученика. Конечно, очень много зависит от учителя. Ведь именно он должен придать уроку целесообразность и целеустремленность, создать преемственность и внутреннюю связь между отдельными изучаемыми упражнениями, способствовать тому, чтобы ученики при выполнении упражнения на снарядах были более внимательны, глубже и вернее поняли упражнение, сознательно относились к изучению программного материала. Следует заметить, что роль сознания при выработке двигательного навыка не ограничивается осмысливанием отдельных, начальных элементов. Ученик должен совершенно ясно себе представлять, в чем заключается данное движение, как следует выполнять, почему необходимо выполнять именно так, а не иначе.

Для этого учитель должен правильно разрабатывать план урока, свои требования преподнести так, чтобы ученики ясно представили себе, что от них требуется на уроке, чем они должны заниматься, что обязаны усвоить. Все это повысит эффективность занятий.

В полной мере задача коллективного обучения учащихся на уроках с применением нестандартного оборудования решена не окончательно, особенно в младших и средних классах в период начальной подготовки, когда решаются задачи общего физического воспитания. Именно в этот период метод коллективного и группового разучивания упражнений должен играть первостепенную роль.

Применение нестандартного оборудования в спортивном зале требует большой фантазии и выдумки учителя, так как снаряды и приспособления должны быть в основном пристенные или подвесные, выкатывающиеся или выносные, чтобы можно было быстро их привести в рабочее состояние. Большое число тренажеров и приспособлений позволяет широко применять фронтальный и групповой способ выполнения учебных заданий. Изучение влияния обучения учащихся при помощи нестандартного оборудования на физическое развитие, увеличение их физической подготовленности проводится в течении всего учебного года, и мы постоянно совершенствуем его.

Хотим предложить несколько вариантов нашего нестандартного оборудования, которое мы применяем на уроках физической культуры и в не учебное время:

Тренажер «Неваляшка» применяется для начинающих в обучении игре в настольный теннис. Его можно сделать на уроках технологии. Для этого необходимы: изоляционная лента, теннисный шарик или шарик из пенопласта, стальной стержень или спица (диаметром 1,6-1,8мм),деревянный цилиндр (40х80х80мм) или полушар диаметром 70-80мм, стержень (спица) – 80мм или металлический диск диаметром 35-40мм толщиной 7-8мм.

Чтобы собрать тренажер, нужно в мяче или шарике сделать отверстие, нагрев гвоздь и пока целлулоид размягчен, надеть его на головку спицы и оттянуть его (головкой) отогнутые кромки отверстия в мяче назад. Другой конец спицы продеть в отверстие точно посредине полуцилиндра или полушара и отогнуть. Остается вставить груз в углубление, закрепить его лентой и тренажер готов.

«Неваляшка» позволяет ускорить начальное обучение различным ударам. Очень удобен тренажер в работе в домашних условиях.

Для обеспечения долговечности – мяч из пенопласта внизу свести на конус. Если «Неваляшка сделана в форме полушара, то полушар – основание лучше поместить в половине резинового мяча и обтянуть по краю изоляционной лентой».

Нам стало известно, что многие теннисисты высоко оценили данный тренажер, отметив, что он является хорошим средством в овладении многими техническими приемами, развитии быстроты, координации движений и многим другим в теннисе.

Волейбольный мяч на подвеске: Это очень простое устройство позволяет одновременно проводить обучение нападающему удару, блоку и обманным движениям. Устройство располагается над волейбольной сеткой и у гимнастических стенок. У каждой подвески занимается 2 ученика. Один выполняет нападающий удар или обманное движение, другой блок или обманное движение. Характерная особенность подвесок в том, что подвешенные мячи, от которых слева и справа на расстоянии 1м. расположены такие же устройства, при ударах не касаются друг друга и не мешают стоящим рядом партнерам.

Силовой комплекс: в состав которого входит: 4 штанги весом 15, 25, 30 и 40 кг; 3 гири весом 8, 12, 16 кг; 2 тренажера для укрепления и развития основных мышечных групп; Силовой снаряд с распределением весом 30 кг по длине 1800мм; 2 пролета вертикальной лестницы; приспособление для укрепления мышц брюшного пресса и спины.

Простота снарядов и приспособлений, компактность расположения и стационарное размещение их привлекает занимающихся и делает силовой комплекс любимым местом занятий физической культурой и проведения активного отдыха.



Примерное учебное задание:

- прохождение снарядов по заданию учителя;

- упражнения на тренажерах и приспособлениях в определенной дозировке индивидуально для каждого ученика в зависимости от его физической подготовленности;

- выполнение упражнений на тех тренажерах и приспособлениях, которые способствуют развитию отстающих мышечных групп.


Горизонтальный канат: изготовлен из отдельного троса, концы которого затянуты в шланг и заделаны в виде петель. Крепится канат между двумя металлическими рамами, укрепленными на противоположных стенах спортивного зала.

Высоту подвески каната можно регулировать за счет горизонтально расположенных штырей, укрепленных на рамках. Натяжение каната регулируется при помощи растяжки. Применяется для развития мышц рук и плечевого пояса.

Примерные учебные задания:

- передвижение в висе лицом вперед, спиной вперед, боком;

- лазание в висе завесом.

По словам учеников они с большим удовольствием занимаются на этом снаряде. Все зависит от фантазии преподавателя, от умелого подбора упражнений, умения заинтересовать учащихся.

Тренажер для развития мышц ключевого пояса: состоит из лестницы, доски, угол наклона которой устанавливается произвольно, благодаря лестнице, тележки на подшипниках, устанавливаемой на доске при помощи направляющих, двух ручных пружин и ремней.

Угол наклона доски меняется в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. Для уменьшения физической нагрузки при подтягивании вместо ремней могут использоваться ручные пружины. В нерабочем положении тренажер принимает вертикальное положение, для этого доску при помощи 2-х скоб подвешивают к верхней перекладине лестницы.

Надутые велокамеры: мы применяем на уроках плавания в бассейне, они легко закрепляются на обучаемом. Их применение обеспечивает безопасность при обучении и значительно повышает активность занимающихся.

Наполненную на ¾ воздухом велокамеру обвязываем вокруг туловища так, чтобы ниппель располагался на спине и не мешал гребковым движениям руками. На последующих уроках (в связи с освоением учениками техники плавания) степень наполнения воздухом велокамеры уменьшается и тогда она становится для занимающихся больше психологическим фактором, чем поддерживающим средством.

Комбинированный снаряд: Вдоль боковой стены укреплено 8 навесных рам, которые легко отводятся и устанавливаются в рабочее положение. Из элементов, скрепляющих рамы, образуется 9 перекладин, 9 брусьев, лестницы-рукоходы и другие снаряды.

Конструкцию можно использовать как гимнастические снаряды и как полосу препятствий. В конструкции предусмотрены: горизонтальный канат, направляющие стойки для жима штанги в положении лежа, платформа для выпрыгивания с гирей, тренажер для развития мышц рук, 12 вертикальных канатов для лазания и др. Количество снарядов в полосе препятствий и сложность упражнений можно изменять в зависимости от задач урока и контингента занимающихся.

При проведении уроков в 9-10 классах, с целью комплексного развития физических качеств, юноши преодолевают полосу из 13 элементов. В 4-5 и 6-8 классах число снарядов-препятствий сокращается соответственно до 10-11 за счет уменьшения введения силовых элементов. Полоса преодолевается без учета времени.

Предлагаемый комбинированный снаряд позволяет организовать деятельность учащихся на уроке по методу круговой тренировки. Управление классом, постановка задач по станциям не требует особых затрат времени, в особенности, если учитель применяет микрофон и диапроектор.

Навесная перекладина: сварная конструкция из труб или металлического прута (диметром 30-35 мм). Приспособление навешивается на гимнастическую стенку. В зависимости от высоты навешивания оно может использоваться как перекладина для подтягивания в висе или как снаряд для выполнения упражнений в висе сидя на перекладине, в висе лежа на полу.

Пристенная опорно-поворотная система брусьев: Основным элементом конструкции является опорная рама, которая крепится к пристенным швеллерам шарнирами. В нерабочее положении система брусьев прижата к стене.

Для установки в рабочее положение брусья отводятся от стены и закрепляются двумя расчальными тросами и талрепами.

Вот тот небольшой перечень нашего нестандартного оборудования которое мы применяем на уроках физической культуры.

Наш опыт позволяет утверждать, что с помощью перечисленных снарядов и тренажеров можно развивать все физические качества учащихся и формировать навыки и умения, предусмотренные учебной программой. Основное достоинство нестандартного оборудования состоит в том, что оно содействует формированию у школьников прикладных навыков, умений и способностей, необходимых для преодоления естественных препятствий в жизненных ситуациях и особенно важно для допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных силах.

Использование нестандартного оборудования и тренажерных устройств значительно повышает моторную плотность урока, делает его эмоционально насыщенным, более эффективным. Эффективность урока физической культуры повышается прежде всего благодаря тщательному продумыванию такой организации деятельности учащихся, которая обеспечила бы их полную занятость в одно время, то есть нужно полностью исключить ожидание очереди к снаряду. Достаточно ярко подтверждает этот тезис пример из нашего опыта.

Продуктивность использования нестандартного оборудования можно увеличить также в результате подбора комплекса снарядов, позволяющих наиболее полно решать задачи урока физической культуры. При этом главным требованием здесь должно выступить формирование навыков и умений в сочетании с развитием физических качеств. На этапе совершенствования наибольшие воспитательные и развивающие возможности дают комбинации снарядов, используемые как полосы препятствий.

Эффективность использования нестандартного оборудования на уроках физической культуры главным образом зависит от двух факторов: количества движений и их сложности. Первое условие позволяет успешно развивать физические качества и закреплять двигательную основу умений и навыков; второе – достигать желаемой прикладности. При этом важно добиваться повышенной двигательной активности учащихся.

На первом этапе активность можно вызвать новизной конкретного снаряда. Затем на активность можно влиять постановкой двигательных задач, требующих проявления смелости и ловкости. Далее учащихся можно увлечь новыми для них двигательными действиями, необычными способами исполнения физических упражнений или с помощью игр - соревнований в преодолении полосы препятствий.

В старших классах активность действий вызывает сознание социальной значимости разносторонней физической подготовленности. Тренажеры могут применяться для выработки скоростно-силовых качеств, выносливости, силы, координации и т.д.

Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц или отдельные мышцы. Причем, нагрузка на весь организм при выполнении упражнений локального воздействия относительно невелика, что позволяет повысить объем и интенсивность целенаправленной тренировки. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений с учетом возрастных и половых особенностей.

На уроках физической культуры можно применять многоцелевые тренажерные комплексы, многопролетные тренажеры и тренажеры индивидуальные. Эти тренажеры обеспечивают большую моторную плотность урока. Одни – при фронтальном методе обучения, другие – при круговой тренировке, а группу тренажеров можно использовать и при поточном методе обучения.

Главное: эти тренажеры должны быть безопасны, просты и надежны в работе, эстетичны, компактны и легко трансформируемые.

В практике встречаются ситуации, когда один или группа учащихся не в состоянии выполнить упражнение в целом, тогда с помощью специальных упражнений на тренажерах необходимо провести с ними определенную подготовку. Такая подготовка, особенно в подростковом и юношеском возрасте позволяет создать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой и снизить вероятность ошибок, возникающих вследствие недостаточного высокого уровня физической подготовленности.

Есть еще одна сторона дела, о которой нельзя умолчать. Нередко встречаются учителя физической культуры, которые считают что весь комплекс нестандартного оборудования относится к «обезьяньему цирку», конечно, такое суждение ошибочно. В этом нас убеждает опыт коллег и личный опыт.

Так, например, использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры в общеобразовательной школе №10 города Набережные Челны Республики Татарстан позволило снять главную проблему – недостаточную физическую подготовленность учащихся старших классов.

Теперь, мы можем сравнительно легко достигать сдачу контрольных нормативов, более доступными для учащихся стали учебные требования.

В данной школе учителя физической культуры в своей практической деятельности широко используют нестандартное оборудование и чувствуют необходимость в изготовлении еще более совершенных и необходимых тренажеров, а также увеличения числа тренажеров наиболее полюбившихся ученикам. И мы идем в этом направлении.

Нестандартное оборудование – это не дань моде, - это необходимость. И оно должно работать на укрепление здоровья учащихся и населения нашего города. Осознавая это, следует и впредь работать над созданием и внедрением в свою практику нестандартного оборудования отвечающего всем современным требованиям, а также грамотно и поэтапно внедрять в практику общеобразовательных школ города и республики.

Нельзя не упомянуть и последнего факта в пользу внедрения нестандартного оборудования. К его изготовлению и монтированию можно привлекать старшеклассников.Например, в общеобразовательной школе №10 самые сложные операции выполняли члены трудовой бригады. Без их участия невозможно было смонтировать за летние каникулы такое количество снарядов и оборудования. Это положительно сказывается на трудовом воспитании учащихся, создании коллектива единомышленников.

А в результате общий полезный труд сплотил коллектив физической культуры, сделал его причастным к большому и полезному делу.