СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное чтение "Сказки Степана Григорьевича Писахова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке внеклассного чтения для 3 класса по сказкам С.Г.Писахова учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством писателя, учатся анализировать и сравнивать сказки.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение "Сказки Степана Григорьевича Писахова"»

Тема урока «Сказки С.Г.Писахова».

Цели:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством С.Г.Писахова, помочь узнать больше о родном крае, расширить кругозор детей, обогатить их словарный запас.

2. Развивать умение анализировать сказки, понимать их.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к народному богатству Севера.

4. Прививать детям чувство патриотизма, гордости за свою «малую» родину.

Оборудование:

  • тексты сказок С.Г. Писахова,

  • портрет Писахова,

  • детские иллюстрации по сказкам С.Г.Писахова,

  • компьютер,

  • ММ проектор,

  • экран,

  • диск с презентацией по Писахову.

На доске:

- Эпиграф: «Не любо – не слушай»



Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Чтение отрывка из стихотворения А.Яшина «Только на Родине».

Да, только здесь, на Севере моем,

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игра сполохов на небе ночном.

Нехожеными кажутся леса,

Бездонными – озерные затоны,

Неслыханными – птичьи голоса,

Невиданными – каменные склоны.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа

Вас к роднику выводит непременно,

Здесь каждая деревня так люба,

Как будто в ней красоты всей Вселенной.


- Как вы думаете, почему урок о творчестве С.Г.Писахова мы начали этими строками? (Писахов любил Север и воспевал его, но не стихами, а языком живописи и сказок).


-У нас сегодня на уроке - гость.

“Он великий умелец. Он всё умеет: ловить рыбу, собирать ягоды, охотится, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре…”

( Ф. Абрамов)

-Он засушивает впрок северное сияние, гуляет по городу с налимом, как с собакой, морозит волков. Я думаю, вы его узнали.

Сеня Малина.

-Где мы с ним познакомились?

Он герой сказок Степана Писахова. Мы слышали о нём в музее Писахова и в Архангельске, на улице Поморской видели его скульптуру.

- Степан Григорьевич Писахов, замечательный северный сказочник, рассказывает свои сказки от лица Сени Малины- жителя деревни Уйма, что под Архангельском. Вы знаете уже, что у Сени Малины был реальный прототип Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу – Малина.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с С.Г.Писаховым и его творчеством.

2. Биографическая справка (презентация слайд 1-5)

II. Изучение нового материала.
1. Работа с текстом сказки «Как поп работницу нанимал».

- Недавно мы побывали в музее народных промыслов Приморского района, посетили музей Писахова и в Архангельске, даже сфотографировались у памятника, великого нашего земляка, который находится на его родной улице Поморской.

- Ребята, вы прочли уже много сказок Степана Григорьевича.

- Какие сказки вам понравились? Чем?

- Очутиться в какой сказке хотели бы вы и почему?

На уроке мы с вами продолжим знакомство со сказками С.Г. Писахова, определим для себя особенности этих сказок, и попробуем понять, какие качества человека ценит сам автор.

А познакомимся мы еще с двумя сказками Степана Писахова. Одну из них вы, возможно, уже и читали, а вот другую сказку….может даже никогда и не слышали. Но об этом поговорим позже.

2. Работа с книгой.

- Как обычно начинаются сказки? (Жили- были…В некотором царстве, в некотором государстве…)

- А как традиционно начинаются сказки Писахова? Есть ли в них зачин? Зачитайте начала нескольких сказок.

В них действительно нет традиционного зачина, концовок, повторов, нечистой силы. Они часто строятся в форме беседы, как та сказка, которую мы сейчас услышим.

3. Работа с текстом сказки до начала чтения.

– Прочитайте название произведения «Как поп работницу нанимал»

– Какую другую авторскую сказку оно вам напоминает? («Сказку о попе и работнике его Балде» А. Пушкина.)

– В чем разница этих сказок? (Здесь поп нанимает работницу.)

– Кто автор сказки? (Писахов)

Эту сказку Степан Григорьевич услышал на реке Пинеге.

4. Работа с иллюстрациями к сказке. (СЛАЙДЫ)

- Рассмотрите иллюстрацию. Чем занята работница?

– Что можно сказать о ней по ее внешнему виду? (Аккуратна, прилежна)

– Как вы догадались?

– А что вы видите на дальнем плане иллюстрации?

5. Словарная работа:

поскотина (место для выгона скота).

Подобат –

Состряпашь –

Коли время подходяче-

восьми верст-



6. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки детьми. (Мира, Эля)

У этой сказки есть еще и другое название «Архангельская богатейка» . Почему эта сказка так называется?

(Ирония скрыта в названии сказки. У такого попа работница никогда не сможет разбогатеть. За 1 рубль в год)



7. Вопросы после чтения:

- Понравилась вам сказка?

-А чтение девочек?

-Чем эта сказка удивила вас?

-Как вы думаете удалось ли попу нанять работницу? Как вы об этом догадались?

– Какими обещаниями он ее заманивал?

– Кто ведет разговор?

– Как северяне произносят слова? (Нараспев, тягуче, окают.)

– Есть ли зачин в этой сказке?

– Почему нет слов работницы?

– Можно ли сказать, что поп из этой сказки и поп из сказки Пушкина имеют сходные черты характера? (Да, оба ленивые и жадные.)

– Почему слова «спи – отдыхай» выделены другим шрифтом?

Елейная поповская манера речи и слова «спи – отдыхай» противоречат

цели попа – заставить работницу трудиться денно и нощно.



Подумайте, как пантомимой изобразить действия попа? (Руки скрещены на животе и т.п.)

Физминутка

Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.

III. Чтение новой сказки С.Г.Писахова

«Как парень к попу в работники нанялся»

1. Чтение сказки педагогом.

2. Работа по сказке

- В чем заключается сходство и различие этих сказок.

- Каким показан в ней работник, а каким поп? (смекалистый, хитрый - работник), (поп- беспомощный и глуповатый)

– О каких человеческих качествах эта сказка? (наглости, лени, глупости)

-Почему эта сказка, на ваш взгляд, малоизвестна читателю?

3. Работа в группах.

- Охарактеризуйте героев этих сказок. Какие они?

Вывод: Сказки С.Г. Писахова дружны с правдой. Он верит, что все под силу русскому человеку: и месяц с неба достать и поле вспахать в телеге без всякого коня, и работать целый день без устали.

Основная мысль его сказок – мысль о замечательном духовном богатстве русского народа, о его безмерной силе, щедром сердце, могучем разуме.

И русский мужик всегда стремится жить для других, приносить радость и счастье всему народу, как это делал Степан Григорьевич Писахов.

В сказках выражена житейская мудрость и смекалка нашего северного мужика.

А здесь мы видим ленивого работника, который перехитрил самого попа, заставил платить и кормить за свое безделье.

В сказках Степана Григорьевича звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. Поэтому многие слова нам не всегда понятны, но сказки читаем мы с большим удовольствием Правда, ребята?

IV. Викторина по сказкам

-А сейчас мы проверим, являетесь ли вы знатоками творчества Степаны Писахова.

V. Инсценирование сказки (4 класс)

А сейчас посмотрите сказку Писахова «Подруженьки» в исполнении ребят 4 класса.

VI. Итог урока

- Что узнали нового? Кого заинтересовали сказки?
- Какая сказка вам больше всего понравилась?

-Чтение стихотворения о Писахове.
Спасибо! Вы – молодцы!




6