Тема урока «Сказки С.Г.Писахова».
Цели:
Познакомить детей с жизнью и творчеством С.Г.Писахова, помочь узнать больше о родном крае, расширить кругозор детей, обогатить их словарный запас.
2. Развивать умение анализировать сказки, понимать их.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к народному богатству Севера.
4. Прививать детям чувство патриотизма, гордости за свою «малую» родину.
Оборудование:
тексты сказок С.Г. Писахова,
портрет Писахова,
детские иллюстрации по сказкам С.Г.Писахова,
компьютер,
ММ проектор,
экран,
диск с презентацией по Писахову.
На доске:
- Эпиграф: «Не любо – не слушай»
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Чтение отрывка из стихотворения А.Яшина «Только на Родине».
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно,
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей Вселенной.
- Как вы думаете, почему урок о творчестве С.Г.Писахова мы начали этими строками? (Писахов любил Север и воспевал его, но не стихами, а языком живописи и сказок).
-У нас сегодня на уроке - гость.
“Он великий умелец. Он всё умеет: ловить рыбу, собирать ягоды, охотится, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре…”
( Ф. Абрамов)
-Он засушивает впрок северное сияние, гуляет по городу с налимом, как с собакой, морозит волков. Я думаю, вы его узнали.
Сеня Малина.
-Где мы с ним познакомились?
Он герой сказок Степана Писахова. Мы слышали о нём в музее Писахова и в Архангельске, на улице Поморской видели его скульптуру.
- Степан Григорьевич Писахов, замечательный северный сказочник, рассказывает свои сказки от лица Сени Малины- жителя деревни Уйма, что под Архангельском. Вы знаете уже, что у Сени Малины был реальный прототип Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу – Малина.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с С.Г.Писаховым и его творчеством.
2. Биографическая справка (презентация слайд 1-5)
II. Изучение нового материала.
1. Работа с текстом сказки «Как поп работницу нанимал».
- Недавно мы побывали в музее народных промыслов Приморского района, посетили музей Писахова и в Архангельске, даже сфотографировались у памятника, великого нашего земляка, который находится на его родной улице Поморской.
- Ребята, вы прочли уже много сказок Степана Григорьевича.
- Какие сказки вам понравились? Чем?
- Очутиться в какой сказке хотели бы вы и почему?
На уроке мы с вами продолжим знакомство со сказками С.Г. Писахова, определим для себя особенности этих сказок, и попробуем понять, какие качества человека ценит сам автор.
А познакомимся мы еще с двумя сказками Степана Писахова. Одну из них вы, возможно, уже и читали, а вот другую сказку….может даже никогда и не слышали. Но об этом поговорим позже.
2. Работа с книгой.
- Как обычно начинаются сказки? (Жили- были…В некотором царстве, в некотором государстве…)
- А как традиционно начинаются сказки Писахова? Есть ли в них зачин? Зачитайте начала нескольких сказок.
В них действительно нет традиционного зачина, концовок, повторов, нечистой силы. Они часто строятся в форме беседы, как та сказка, которую мы сейчас услышим.
3. Работа с текстом сказки до начала чтения.
– Прочитайте название произведения «Как поп работницу нанимал»
– Какую другую авторскую сказку оно вам напоминает? («Сказку о попе и работнике его Балде» А. Пушкина.)
– В чем разница этих сказок? (Здесь поп нанимает работницу.)
– Кто автор сказки? (Писахов)
Эту сказку Степан Григорьевич услышал на реке Пинеге.
4. Работа с иллюстрациями к сказке. (СЛАЙДЫ)
- Рассмотрите иллюстрацию. Чем занята работница?
– Что можно сказать о ней по ее внешнему виду? (Аккуратна, прилежна)
– Как вы догадались?
– А что вы видите на дальнем плане иллюстрации?
5. Словарная работа:
поскотина (место для выгона скота).
Подобат –
Состряпашь –
Коли время подходяче-
восьми верст-
6. Работа с текстом во время чтения.
Чтение сказки детьми. (Мира, Эля)
У этой сказки есть еще и другое название «Архангельская богатейка» . Почему эта сказка так называется?
(Ирония скрыта в названии сказки. У такого попа работница никогда не сможет разбогатеть. За 1 рубль в год)
7. Вопросы после чтения:
- Понравилась вам сказка?
-А чтение девочек?
-Чем эта сказка удивила вас?
-Как вы думаете удалось ли попу нанять работницу? Как вы об этом догадались?
– Какими обещаниями он ее заманивал?
– Кто ведет разговор?
– Как северяне произносят слова? (Нараспев, тягуче, окают.)
– Есть ли зачин в этой сказке?
– Почему нет слов работницы?
– Можно ли сказать, что поп из этой сказки и поп из сказки Пушкина имеют сходные черты характера? (Да, оба ленивые и жадные.)
– Почему слова «спи – отдыхай» выделены другим шрифтом?
Елейная поповская манера речи и слова «спи – отдыхай» противоречат
цели попа – заставить работницу трудиться денно и нощно.
– Подумайте, как пантомимой изобразить действия попа? (Руки скрещены на животе и т.п.)
Физминутка
Почитали? Отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустить,
Всем улыбки подарить
И к работе приступить.
III. Чтение новой сказки С.Г.Писахова
«Как парень к попу в работники нанялся»
1. Чтение сказки педагогом.
2. Работа по сказке
- В чем заключается сходство и различие этих сказок.
- Каким показан в ней работник, а каким поп? (смекалистый, хитрый - работник), (поп- беспомощный и глуповатый)
– О каких человеческих качествах эта сказка? (наглости, лени, глупости)
-Почему эта сказка, на ваш взгляд, малоизвестна читателю?
3. Работа в группах.
- Охарактеризуйте героев этих сказок. Какие они?
Вывод: Сказки С.Г. Писахова дружны с правдой. Он верит, что все под силу русскому человеку: и месяц с неба достать и поле вспахать в телеге без всякого коня, и работать целый день без устали.
Основная мысль его сказок – мысль о замечательном духовном богатстве русского народа, о его безмерной силе, щедром сердце, могучем разуме.
И русский мужик всегда стремится жить для других, приносить радость и счастье всему народу, как это делал Степан Григорьевич Писахов.
В сказках выражена житейская мудрость и смекалка нашего северного мужика.
А здесь мы видим ленивого работника, который перехитрил самого попа, заставил платить и кормить за свое безделье.
В сказках Степана Григорьевича звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. Поэтому многие слова нам не всегда понятны, но сказки читаем мы с большим удовольствием Правда, ребята?
IV. Викторина по сказкам
-А сейчас мы проверим, являетесь ли вы знатоками творчества Степаны Писахова.
V. Инсценирование сказки (4 класс)
А сейчас посмотрите сказку Писахова «Подруженьки» в исполнении ребят 4 класса.
VI. Итог урока
- Что узнали нового? Кого заинтересовали сказки?
- Какая сказка вам больше всего понравилась?
-Чтение стихотворения о Писахове.
Спасибо! Вы – молодцы!
6