Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию
Я – гражданин
3 класс
Учитель начальных классов
Красикова Лариса Борисовна
МБОУ СШ №4
2015-2016 уч.год
Цели:
подвести детей к осознанию понятия «Родина», дать первоначальное представление о тождественности понятий «Родина» и «родной край».
Познакомить с понятиями «гражданин», «государственные символы» (флаг, герб, гимн), познакомить с Конституцией РФ, правами человека – гражданина нашей страны.
Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к государственным символам; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству как взрослыми, так и детьми; развивать чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Оборудование: карта РФ, плакаты с государственной символикой, Конституция РФ, карточки-опоры, сказочные герои, репродукции художников, раздаточный материал.
Возраст учащихся: 8-9 лет ( 3-й класс)
Ход мероприятия
1. Сообщение темы и целей занятия
Учитель:
-Дорогие ребята! Сегодня мы проведём необычное, но очень важное занятие. Прочтём его тему. Слайд 1
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
(показ свидетельства о рождении) Слайд 2
- У кого есть такой документ? Кто знает, что в нём записано?
- Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.
- Гражданином какой страны вы являетесь? Какие слова-синонимы можно подобрать к слову «страна»? ( Россия, Русь, Отечество, Отчизна, Держава, государство)
2. Работа по карте РФ
Слайд 3
- Посмотрите, как велика Россия. Она протянулась с севера на юг, с запада на восток на тысячи километров. Чтобы совершить путешествие с севера на юг нашей страны, потребуется более 3 суток езды на поезде, а чтобы преодолеть расстояние с запада страны до самой восточной точки на карте России, потребуется 11 часов лететь на самолёте. Не зря сложены такие строки:
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
- Человек, родившийся в любой точке нашей страны, является её гражданином.
- Кого же мы можем назвать гражданином РФ? (ответы детей)
- Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится её успехами, переживает вместе с ней все горести и трудности.
- Настоящий гражданин должен уважать законы своей страны. Для чего нужны законы?
3. Конституция РФ. Государственная символика.
- Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить то, что ему хочется. А люди разные, и это может привести к катастрофам.
- Основным законом нашей страны является Конституция РФ. Слайд 4
- Когда она была принята? (12 декабря 1993 года)
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Они утверждены Конституцией РФ.
- Что вы знаете о гербе? Что на нём изображено? ( герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Слайд 5 Двуглавый орёл –
Символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и с востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти. В центре изображён Святой Георгий Победоносец, который поражает копьём чёрного змея – символа зла.)
- Вот как о гербе пишет наша землячка Э. Пронина.
Герб
Российский герб – орёл двуглавый,
Расправив крылья для полёта,
Зажав и скипетр , и державу,
Сверкает ярко позолотой.
Просторы на две части света
В орле двуглавом единились
В короне, на орла надетой,
Три ветви власти воплотились.
В груди орла – столицы герб,
Где на коне святой Георгий,
Копьём ударив он поверг
Врагов, что заползли под ноги.
- Назовите цвета Государственного флага РФ. Что они означают?
(белый – мир, символ чистоты, синий – символ благородства, верности и правды, красный – символ мужества и храбрости)
- Закон о Государственном флаге был утверждён Государственной думой в декабре 2000 г., 21 августа – День Государственного флага РФ.
Практическая работа
- Раскрасьте символическое полотнище флага РФ
- Что такое гимн? Когда он исполняется?
- Гимн принят 1 января 2001 года. Кто автор слов и музыки?
Гимн (Э. Пронина)
Лишь зазвучит российский гимн,
Я замолчу на полуслове, -
С ним связана России жизнь,
И с ним делю Отчизны долю.
Он – символ Родины моей,
Могучей, гордой и прекрасной,
В нём шум лесов и ширь полей,
Любовь и вера, что не гаснет.
- Конституция определяет форму правления в государстве. В нашей стране главой государства является президент РФ.
- Кто был 1 президентом РФ? Кто действующий президент? (работа с карточками)
- Конституция предполагает, что каждый субъект РФ вправе иметь свои символы: герб, флаг и гимн.
Не являются исключением и г. Павлово Слайд 6
4. Права человека
- В конституции записаны права и обязанности каждого человека, гражданина РФ.
- Как вы считаете, только что родившийся человек является гражданином?
- Имеет ли он какие либо права? А кто их представляет?
- Главное право любого гражданина- право на жизнь( право жить в нашей стране, право на равенство, свободу, мед. Обслуживание и тд.) Слайд 7
- А когда человек подрастает, идёт в школу, какое у него появляется право?( право на образование и получение информации) Слайд 8
- Где в жизни вы пользуетесь правом на образование? Где вы получаете информацию?
- Когда вы окончите школу, какое право у вас будет? (право на труд и выбор профессии) Слайд 9
- А кем бы вы хотели стать?
- У вас у всех есть право выбора
- У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Какая обязанность каждого гражданина? (соблюдать закон)
- А ваша сейчас основная обязанность? (хорошо учиться)
- Ребята, помните, перед законом все равны!
5. Практическая работа
- А теперь попробуем применить конституционные права к сказкам.
В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? Слайд 10
Кто воспользовался правом на свободное передвижение? Слайд 11
В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд и держал героев в рабстве? Слайд12
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? Слайд13
Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? Слайд 14
У Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить право на…. Слайд15
- Молодцы! Вы неплохо разбираетесь в своих правах.
- Быть гражданином- это значит любить свою Родину во всех её проявлениях. Что это значит?
6. Художники поэты о Родине
- Посмотрите, как любовь к родине изобразили художники:
И. Шишкин «Рожь» - бескрайние поля Слайд16
И. Шишкин «Корабельная роща» - вековые леса
Айвазовский – необузданная стихия Слайд 17
Дайнека «Оборона Севастополя» - борьба за независимость Родины Слайд18
«На стройке» - процветание нашей страны Слайд19
- Как вы понимаете , что такое Родина? Выберите верное утверждение: Слайд 20
Родина – это то место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
Родина – это то место, где человеку хорошо жить.
Родина – это то место, где человек живёт.
- Ребята, а что вы представляете, когда слышите слово «Родина», «Россия»?
С чего начинается Родина?(М. Матусовского)
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
7.Беседа о п. Юганец
- Для всех нас маленькая Родина – это Юганец. Здесь мы родились, растём, живём. На Юганце жили наши предки: отцы, деды. И каждый из них вложил частичку своей души и своего сердца в развитие нашего маленького края. Слайд 21
- А в какой бы вы хотели, чтобы была наша страна?
- Что мешает людям нашей страны жить счастливо?
- А теперь послушаем, что думают об этом ваши сверстники.
Ученики рассказывают:
1 ученик: В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, радость и блаженство.
2 ученик : Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела как Есенин
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья!
3 ученик: Невозможно без природы,
Без сияющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
8.Рефлексия
- Подумайте, кого можно назвать настоящим гражданином?
1) Горячо люблю свою Родину, уважаю и соблюдаю её законы, тружусь во благо Родины.
2) Живу в России, имею права и обязанности и поступаю в соответствии со здравым смыслом.
3) Наделён правами и обязанностями, живу там, где мне нравится.
Слайд 26 Слайд 27
10