7 задание Конкурс “Знаменитости”. СЛАЙД 16 Условие: домашним заданием команд – подготовить рассказ о знаменитых математиках. Оценивается по 5-ти бальной системы. 4-й класс – о Пифагоре, о Софье Ковалевской, Гауссе, Лобачевском. СЛАЙД 17-18 1. Пифагор Самосский считается великим математиком, древнегреческим философом и космологом древности. Он родился в Сидоне Финикийском примерно в 570 до н.э. Родителями Пифагора были (Мнесарх и Партенида) с острова Самос. Это родина Пифагора, отсюда и прозвище Самосский. Отец (Мнесарх), по разным версиям был камнерезом по драгоценным камням или богатым купцом. С ранних лет у Пифагора обнаружили необыкновенную одарённость. Образование у него было очень хорошим. Юношу обучало очень много наставников. В юности он отправился в Египет, чтобы набраться мудрости у египетских жрецов. Среди наук, которые он освоил в Египте- стала математика. Известна всем теорема с именем Пифагора, таблица умножения Пифагора. СЛАЙД 19-20 2. Иоганн Карл Фридрих Гаусс(30 апреля 1777г-1855г) «Математика- царица наук, арифметика-царица математики». (К. Гаусс) Иоганн Карл Фридрих Гаусс -великий немецкий математик, физик, астроном. Мальчик, который рос в бедной семье, уже с 2-х летнего возраста проявил способности вундеркинда. Когда отец однажды громко подсчитал заработок своих помощников, 3-летний Карл на слух заметил ошибку в вычислениях и указал на неё отцу. С детства и пошла привычка Гаусса любые вычисления проводить в уме. В 1784 г начинает учиться в местной однокомплектной школе с одним учителем, вскоре его перевели в арифметический класс. По преданию, учитель математики задал школьникам задачу сосчитать сумму чисел от 1 до 100, чтобы чем-то занять ребят. С этой задачей блестяще справился маленький Гаусс. Вместо того, чтобы складывать 1+2=3, 3+3=6 и т. д., что было естественным. Ему пришло в голову объединить попарно числа с разных концов данного ряда 1+100=101, 2+99=101,3+98=101 таких пар, оказалось 50, затем оставалось выполнить умножение 101*50=5050 В дальнейшем он был гордостью университета, профессора и студенты превозносили его способности и успехи. Это был жизнерадостный, дружелюбный человек с чувством юмора. Труды Гаусса оказали большое влияние на развитие алгебры, теории чисел, геометрии, физики, теории электричества и магнетизма, многих разделов астрономии. СЛАЙД 21 3. Николай Иванович Лобачевский (20 ноября 1792 – 12 февраля 1856) – великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Лобачевский родился в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Отец его занимал место уездного архитектора и принадлежал к числу мелких чиновников, получавших скудное содержание. Бедность, окружавшая Николая в первые дни жизни, перешла в нищету, когда в 1797 году умер отец, а мать, в возрасте двадцати пяти лет, осталась одна с детьми без всяких средств. В 1802 году она привезла троих сыновей в Казань и определила их в Казанскую гимназию, где очень быстро заметили феноменальные способности её среднего сына. Учился юноша блестяще. Немецкий математик обратил внимание на необычайные математические способности своего ученика. После окончания университета карьера Лобачевского стремительно развивалась, а в возрасте 34 лет стал ректором Казанского университета в трудное время. За 20 лет работы университет превратился в первоклассное учебное заведение, одно из лучших в России. СЛАЙД 22 4. Софья Васильевна Ковалевская-(3 января 1850 в Москве-29 января 1891г)- первая русская женщина профессор математики и механик. Родилась в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Корвин- Круковского. Мать, Елизавета Шуберт. Когда Соне было 6 лет, отец вышел в отставку и поселился в родовом имении Палибино Витебской губернии. Девочке наняли учителя Иосифа Малевича. Она сначала не проявляла особого интереса и способностей к арифметике. Однако постепенно положение переменилось. Изучение арифметики продолжалось до 10,5 лет. Этот период дал Софье основу математических знаний. Девочка настолько знала всю арифметику, так быстро решала самые трудные задачи, что Малевич перед алгеброй позволил изучить двухтомный курс арифметики, который применяли в Парижском университете. В России того времени было запрещено учиться в университетах и высших школах. Тогда она рано вышла замуж и уехала за границу в Германию. Там она получила высшее образование. Ковалевская была выдающимся человеком. Наиболее важным исследованием относится теория вращения твёрдого тела, работала в области теории потенциала, математической физики, небесной механики и других. |