СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Интеллектуальный марафон" в интересной игровой форме поможет активизировать познавательную деятельность учащихся и систематизировать знания по разделам русского языка, а так же развивать умение работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку»

Тема: «Интеллектуальный марафон» (внеклассное мероприятие по русскому языку)

  1. Цели:

    • Активизировать познавательную деятельность детей;

    • Обобщить знания учащихся по разделам русского языка;

    • Подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;

    • Развивать логику, интеллект;

    • Способствовать повышению интереса к изучению русского языка;

    • Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде;


  1. План мероприятия:

  1. Организационный момент

  2. Выполнение командами конкурсных заданий

  3. Подведение итогов игры


4. Оборудование: карточки с заданиями.


5. Ход мероприятия:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем интеллектуальный марафон по русскому языку и определим сильнейшую команду в знании предмета.

Разделитесь на две команды и выберите себе капитана. Капитаны команд подходят за заданием и в конце обсуждения объявляют ответ группы.


Задание для 1 группы.

1.Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Потеряв  к  концу  18  века  значение  оборонительного  сооружения,

1) земляной  вал  стал  таможенной  границей  Москвы.

2) на  Земляном  валу  возникли  таможенные  заставы.

3) земляной  вал  сделали  таможенной  границей  Москвы.

4) в  воротах  Земляного  вала  стали  собирать  таможенные  пошлины.

Задание для 2 группы.

1.Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Начав   записывать  слова  в  1829  году,

1) первый  том  словаря  был  опубликован  В.И.Далем  только  спустя  30  лет.

2) работа  над  словарём  потребовала  более  30  лет.

3) к  1860  году  было  собрано  200 000  слов.

4) Даль  смог  подвести  итог  своей  работы  только  через  30  лет.


Задание для 1 группы.

2. В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  О?

А. Ож.говый

Б. Ноч.вка

В. Перч.ный

Г. Волч.нок

1)А,Б          2)А,В         3)А,Г           4)Б,Г

Задание для 2 группы.

2. В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  И?

А. незатейл..вый         Б. действит..льно

В.подкле..вать Г.разве..ть

(листы)   (подозрения)

1)В,Г          2)А,В         3)А,Г           4)Б,Г

Задание для 1 группы.

3. В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

В  организации  внешнего  театрального  действия  Чехов (1)  по  мнению  многих критиков (2)  отступил  от  канонов  классической   драмы.  Главное  событие  пьесы (3) казалось (4)  передвинутым   за  сцену.

 1)1,2,3,4        2) 1,3        3)3,4         4)1,2

Задание для 2 группы.

3. В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

Анатолий  Фёдорович  Кони,  почётный  академик,  знаменитый  юрист,  был (1)как известно (2)  человеком  большой  доброты.  Он  прощал  окружающим  ошибки  и слабости,  но (3)  по  воспоминаниям  современников  Кони (4) горе  было  тому,  кто, беседуя  с  ним,  искажал  или  уродовал  русский  язык.

1)1,2,3,4       2)1,2           3)3,4            4)1,3

Задание для 1 группы.

4. В каком  предложении  придаточную  часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1)     Пашня  зелёной  чащей  проросла  к  небу,  к  звёздам,  которые  горят  над  землёй  до  рассвета.

2)     А.С.Пушкин – гений,  который  сумел  создать  идеал  нации.

3)     Россия – страна  неслыханных,  богатейших  сокровищ ,  которые  до  времени  таятся  в  её  глухих  недрах.

4)     Дорога  шла  через  заросли  ивняка,  после  которых  начинался  мшаник.

Задание для 2 группы.

4. В каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1) А.С.Пушкин – это  гений  гуманности, который  во  всём  находил  наивысшие проявления  человеческих  чувств.

2)Россия – это бесконечные снега, над  которыми  поют  серебряные  метели.

3) А.С.Пушкин  рассказал  Н.В.Гоголю  историю  похождений  некоего  авантюриста, который  скупал  у  помещиков  крестьян  ради  получения  ссуды  в  опекунском совете.

4)Новейшая  история – самая  короткая  среди  эпох, которые  выделяются  в  летописи человечества.

Задание для 1 группы.

5. Из  предложения  выпишите  все  местоимения.

Иные  юные  стихотворцы  решили, что  «любимцам  богов»  учиться  вовсе  не обязательно,  что  поэту  высокая  культура  и  глубокие  знания  не  нужны; дело,  мол, в  том,  чтобы  уметь  чувствовать  и  воспринимать  жизнь  «нутром».

Задание для 2 группы.

5. Из  предложений  выпишите  все  частицы.

Но ведь игрушка – это не забава. Она  закладывает  в  душу  ребёнка  первоначальные понятия  добра  и  зла, даёт  яркие образы мира, и от того, какими они будут, часто зависит формирование нравственных качеств личности.

Задание для 1 группы.

6. Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  УПРАВЛЕНИЕ.

Весна  пришла  солнечная,  а  потом  стало  жарко,  и  плащом  я  ни  разу  не воспользовался.

Задание для 2 группы.

6. Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  СОГЛАСОВАНИЕ.

И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление  о  хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Задание для 1 группы.

7. Среди  предложений  найдите  предложение (я)  с  вводными  словами.  Напишите номер   этого  предложения.

1. Вспомним  пушкинскую  няню  Арину  Родионовну,  вспомним  бабушку  Максима Горького…  

2.По  всеобщей  молве,  такой  же  необыкновенной  женщиной  была  и мать   Сергея  Есенина – Татьяна  Фёдоровна.   

3. Говорят,  что  не  было  народной песни,  бытующей  в  Приокском  крае,  которую  не  знала  и  не  пела  бы  Татьяна Фёдоровна.           

4.Она  прекрасно  владела  народным  языком:  крупные художники  слова   восхищались  её  колоритной  речью.      

5.Надо  помнить,  что в  деревнях  Есенину  приходилось  слышать  передаваемые  из  уст  в  уста  разные предания.

 6. Легендами  окутан  здесь  каждый  приокский  курган.

Задание для 2 группы.

7. Среди  предложений  найдите  предложения  с  обособленным  обстоятельством. Напишите их номера.

1. К огромному   сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой:  в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.      

2.Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.      

3. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность  к вере, состраданию, сочувствию, милосердию, способствуют накоплению  агрессивных  фантазий, часто реализуемых  ребёнком по отношению к более слабым.      

4.Став взрослым, он уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты  игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.      

5.Но ведь игрушка – это не забава.        

6.Она должна создавать  условия для развития, оставляя  возможность для самостоятельного творчества.

Подведение итогов. Подсчет набранных очков и объявление победителя.

Выставление оценок за работу.


































Учащиеся делятся на две команды и выбирают капитана.





Правильный ответ: 1.



















Правильный ответ: 4.
















Правильный ответ: 3.















Правильный ответ: 2.











Правильный ответ: 4.















Правильный ответ: 1.
















Правильный ответ: 4.






















Правильный ответ: 2.

























Правильный ответ: иные, в том.












Правильный ответ: ведь, не.













Правильный ответ: не воспользовался плащом.









Правильный ответ: нежная психика.









Правильный ответ: 2,3.
































Правильный ответ: 4,6.


Приложение 1.

Карточки с заданиями.





Группа 1. Задание 1.

Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Потеряв  к  концу  18  века  значение  оборонительного  сооружения,

1)     Земляной  вал  стал  таможенной  границей  Москвы.

2)     на  Земляном  валу  возникли  таможенные  заставы.

3)     Земляной  вал  сделали  таможенной  границей  Москвы.

4)     в  воротах  Земляного  вала  стали  собирать  таможенные  пошлины.



Группа 1. Задание 2.

В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  О?

А. Ож..говый

Б. Ноч..вка

В. Перч..ный

Г. Волч..нок

1)А,Б          2)А,В         3)А,Г           4)Б,Г











Группа 1. Задание 3.

В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

В  организации  внешнего  театрального  действия  Чехов (1)  по  мнению  многих критиков (2)  отступил  от  канонов  классической   драмы.  Главное  событие  пьесы (3) казалось (4)  передвинутым   за  сцену.

 1)1,2,3,4        2) 1,3        3)3,4         4)1,2



Группа 1. Задание 4.

В каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1)     Пашня  зелёной  чащей  проросла  к  небу,  к  звёздам,  которые  горят  над  землёй  до  рассвета.

2)     А.С.Пушкин – гений,  который  сумел  создать  идеал  нации.

3)     Россия – страна  неслыханных,  богатейших  сокровищ ,  которые  до  времени  таятся  в  её  глухих  недрах.

4)     Дорога  шла  через  заросли  ивняка,  после  которых  начинался  мшаник.



Группа 1. Задание 5.

Из  предложения  выпишите  все  местоимения.

Иные  юные  стихотворцы  решили, что  «любимцам  богов»  учиться  вовсе  не обязательно,  что  поэту  высокая  культура  и  глубокие  знания  не  нужны; дело,  мол, в  том,  чтобы  уметь  чувствовать  и  воспринимать  жизнь  «нутром».







Группа 1. Задание 6.

Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  УПРАВЛЕНИЕ.

Весна  пришла  солнечная,  а  потом  стало  жарко,  и  плащом  я  ни  разу  не воспользовался.



Группа 1. Задание 7.

Среди  предложений  найдите  предложение  с  вводными  словами.  Напишите номер   этого  предложения.

1. Вспомним  пушкинскую  няню  Арину  Родионовну,  вспомним  бабушку  Максима Горького…  

2.По  всеобщей  молве,  такой  же  необыкновенной  женщиной  была  и мать   Сергея  Есенина – Татьяна  Фёдоровна.   

3. Говорят,  что  не  было  народной песни,  бытующей  в  Приокском  крае,  которую  не  знала  и  не  пела  бы  Татьяна Фёдоровна.           

4.Она  прекрасно  владела  народным  языком:  крупные художники  слова   восхищались  её  колоритной  речью.      

5.Надо  помнить,  что в  деревнях  Есенину  приходилось  слышать  передаваемые  из  уст  в  уста  разные предания.

 6. Легендами  окутан  здесь  каждый  приокский  курган.

















Группа 2. Задание 1.

Укажите  правильное  продолжение  предложения.

Начав   записывать  слова  в  1829  году,

1) первый  том  словаря  был  опубликован  В.И.Далем  только  спустя  30  лет.

2) работа  над  словарём  потребовала  более  30  лет.

3) к  1860  году  было  собрано  200 000  слов.

4) Даль  смог  подвести  итог  своей  работы  только  через  30  лет.



Группа 2. Задание 2.

В каком  варианте  ответа  в  обоих  словах  на  месте  пропуска  пишется  И?

А. незатейл..вый                    Б. действит..льно

В.подкле..вать (листы)            Г.разве..ть (подозрения)

1)В,Г              2)А,В             3)А,Г                 4)Б,Г



Группа 2. Задание 3.

В  каком  варианте  ответа  указаны   все  цифры,  на  месте  которых  должны  стоять  запятые?

Анатолий  Фёдорович  Кони,  почётный  академик,  знаменитый  юрист,  был (1)как известно (2)  человеком  большой  доброты.  Он  прощал  окружающим  ошибки  и слабости,  но (3)  по  воспоминаниям  современников  Кони (4) горе  было  тому,  кто, беседуя  с  ним,  искажал  или  уродовал  русский  язык.

1)1,2,3,4            2)1,2           3)3,4              4)1,3





Группа 2. Задание 4.

В каком  предложении  придаточную  часть  сложноподчинённого  предложения

нельзя заменить  обособленным  определением,  выраженным  причастным  оборотом?

1) А.С.Пушкин – это  гений  гуманности, который  во  всём  находил  наивысшие проявления  человеческих  чувств.

2)Россия – это бесконечные снега, над  которыми  поют  серебряные  метели.

3) А.С.Пушкин  рассказал  Н.В.Гоголю  историю  похождений  некоего  авантюриста, который  скупал  у  помещиков  крестьян  ради  получения  ссуды  в  опекунском совете.

4)Новейшая  история – самая  короткая  среди  эпох, которые  выделяются  в  летописи человечества.



Группа 2. Задание 5.

Из  предложений  выпишите  все  частицы.

Но ведь игрушка – это не забава. Она  закладывает  в  душу  ребёнка  первоначальные понятия  добра  и  зла, даёт  яркие образы мира, и от того, какими они будут, часто зависит формирование нравственных качеств личности.



Группа 2. Задание 6.

Из  предложения  выпишите  словосочетание  со  связью  согласование.

И нежная  психика  ребёнка  не  справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление  о  хорошем и плохом, добром и злом деформируются.







Группа 2. Задание 7.

Среди  предложений  найдите  предложения  с  обособленным  обстоятельством. Напишите их номера.

1. К огромному   сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой:  в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира.      

2.Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка.      

3. Черепашки- Ниндзя, трансформеры, Бэтман, Человек-паук – эти игрушки атрофируют способность  к вере, состраданию, сочувствию, милосердию, способствуют накоплению  агрессивных  фантазий, часто реализуемых  ребёнком по отношению к более слабым.      

4.Став взрослым, он уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты  игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.      

5.Но ведь игрушка – это не забава.        

6.Она должна создавать  условия для развития, оставляя  возможность для самостоятельного творчества.