СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Дари добро, что так необходимо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие

Тема: Дари добро, что так необходимо.

Цель: формировать ценностное отношение к доброте.

Задачи: раскрытие значения и многогранности понятия добра; формирование у учащихся представления о значении добра, об истинных  жизненных ценностях.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Дари добро, что так необходимо"»

Дари добро, что так необходимо.



Цель: формировать ценностное отношение к доброте.

Задачи: раскрытие значения и многогранности понятия добра; формирование у учащихся представления о значении добра, об истинных жизненных ценностях.

Оборудование: ИКТ, песня «Если добрый ты», бумага, фломастеры.

Ход занятия.

  1. Звучит песня «Если добрый ты».

Давайте поздороваемся друг с другом.

-Здравствуй, друг (здороваются, пожимая руку)

- Как я по тебе скучал (пальцами пробегают по руке)

- Если тебе будет трудно (хлопают по плечу)

- Я тебе помогу (обнимают друг друга)

- У нас сегодня необычный урок. Отметки никто ставить не будет, поэтому высказывайтесь смело, честно, откровенно. Мы постараемся разобраться в понятиях «доброта», «зло» , «добрые поступки», «добрый след на земле». Другими словами, посмотрим на себя со стороны и оценим, все ли мы делаем правильно. Даже поступки одного и того же человека бывают разными.

2. Основная часть.

- Попытайтесь объяснить, что такое добро, доброта. Случалось ли вам ощущать их на себе?

- А что же такое зло, злоба? А с ними вы встречались?

-Давайте представим, что у нас есть возможность выбрать место проживания: планета Добра или планета Зла. Какую выберете? Почему?

- На какой планете будет жить Дружба? Почему?

- Конечно, ведь дружба – это добро. Она помогает совершать добрые и полезные поступки. Поэтому давайте сделаем наш класс планетой добра.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю.

Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?

-Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

- Я предлагаю вам украсить нашу планету: для этого вырежьте из цветной бумаги предмет, ассоциирующийся со словом доброта.



Закрепляю планету.

- Обобщая все сказанное вами, хочу сказать, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Это высочайшее качество, которое необходимо развивать. Доброта – это способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря, представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т.е. это то, чему можно научиться. Правда, не всякий может быть добрым, иначе не было бы в мире зла.

- Я предлагаю послушать рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Обыкновенный человек». В этом рассказе сокрыта мудрость, поэтому давайте слушать его с целью увидеть разгадку тайны о доброте, скрытую в нем.

 "Обыкновенный человек"

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. 
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. 
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. 
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. 
– Что это за человек? – спросил внук деда. 
– Это не человек, – ответил дед. 
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. 
– Что это за человек? – спросил внук деда. 
– И это еще не человек, – ответил дед. 
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. 
– А это что за человек? – спросил внук. 
– Обыкновенный человек, – ответил дед

  • Этот рассказ очень мудрый, и в нем дана важная подсказка, ключик к пониманию добра.

  • Как поступают первый, второй и третий проезжие?

(первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный)

  • В чем вы видите разницу между их поступками?

  • Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

  • Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»

  • Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

  • Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)

  • Какое качество автор считает главным для человека?

  • Согласны ли вы с автором?

  • Почему притча называется «Обыкновенный человек»?

  • Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

(Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни).

- На нашей планете есть город Мудрецов. В его хранилище собраны пословицы и поговорки о добре, о доброте. Вспомним некоторые из них.(дети говорят пословицы, я закрепляю названные)



  • Спеши делать добро.

  • Добрые дела красят человека.

  • Без добрых дел нет доброго имени.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Злой не верит, что есть добрые люди.  

  • Добро век не забудется.

  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

  • От добра - добра не ищут.

  • Доброе сердце лучше богатства.

  • Доброе слово - половина счастья.

  • При солнышке тепло, при матушке добро.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Не ищи красоты - ищи доброты.  

  • Доброе дело дороже богатства.     

  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.

  • Добро не лихо, бродит по миру тихо;

  • Добро не умрёт, а зло пропадёт;

  • Доброе дело само себя хвалит;

  • Доброта без разума пуста;

  • Добрые чувства - соседи любви;

  • Добрый гость всегда в пору;

  • Добрым словом и бездомный богат;

  • Добро помни, а зло забывай;

  • Доброго чти, а злого не жалей;

- Какой смысл в них вложен?

- Вывод: добро, зло – это вечные вопросы, которые будут обсуждать и наши потомки.

- Как вы думаете, чего на нашей планете больше: добра или зла?

- Давайте чередуя, положим на чаши весов злые и добрые понятия и убедимся, чего же больше в нашей жизни.

- Вывод: мы постарались, чтобы добро победило. Но это на словах. А хочется, чтобы и поступки были добрыми. Только так у человека есть возможность оставить о себе добрые и светлые воспоминания, т.е оставить след на земле.

- Хочу прочитать вам еще один рассказ Василия Александровича Сухомлинского «След на земле»

Старый Мастер возвел каменный дом. Стал в сторонку и любуется домом. «Завтра в нем поселятся люди», — думал с гордостью Мастер.

А в это время возле дома играл семилетний Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, еще не успевшем застыть.

  • Зачем ты портишь мою работу? — сказал с укоризной Мастер.

Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался — ни руками, ни душой.

Пришла старость. Вспомнил Старый Человек свое родное село на берегу Днепра. Захотелось ему побывать в родном селе. Приехал Старый Человек на свою родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами, никто не помнит такого человека.

  • Что же ты оставил по себе? — спросил у Старого Человека один старик. — Есть ли у тебя сын или дочь?

  • Нет у меня ни сына, ни дочери, — ответил Старый Человек.

  • Может быть, ты посадил дуб?

  • Нет, не посадил я дуба...

  • Может быть, ты взлелеял поле?

  • Нет, не взлелеял я поле...

  • Ну, так, значит, ты песню сложил?

  • Нет, и песни я не сложил.

  • Так кто же ты такой? Что же ты делал всю свою жизнь? — с изумлением спросил старик.

Ничего не мог ответить Старый Человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда он оставил след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, как будто его вчера соорудили, а на самой нижней ступеньке — окаменевший отпечаток его маленькой ножки.

«Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью подумал Старый Человек. — Но ведь этого мало, очень мало... Не так надо было жить!..»

- О чем думал Мастер?

- О чем думал мальчик?

- Как вы понимаете слова «ни к чему не привязался – ни руками, ни душой»?

Как вы думаете, достойно ли прожил жизнь старый человек?

- Как нужно прожить жизнь, чтобы о тебе помнили люди?

- Приведите примеры. Назовите людей, которые, по вашему, мнению, оставили свой след в жизни?

- Что же вы можете сделать полезного, будучи школьниками?

- Какая самая главная цель в жизни?

- Самая главная цель в жизни – это дарить любовь, делать добро, проявлять милосердие. И главное, что бы все шло от чистого сердца. Лишь добрые дела делают наш след на земле ярче и глубже.

- Какой след вы хотите оставить на земле? Напишите на следе и закрепите на доске.

- Надеюсь, что наше занятие оставило след в ваших сердцах и душах. А теперь хочу оставить сладкий след. Для вас «Корзина комплиментов». (читают комплимент и дарят кому-либо)

- Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть. Он рождается для того, чтобы оставить после себя след. Человек оставляет память о себе прежде всего в поступках, в детях, в добрых делах, в труде. Наш вывод подтверждает и сам Василий Александрович Сухомлинский: «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след вечный».

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.



Добро

Внимательность к людям

Помощь

Отзывчивость

Вежливость

Верность

Сердечность

Порядочность

Совестливость

Благодушный

Мягкосердечный

Добрососедство

Доброжелательность

Любовь к людям

Щедрость

Взаимовыручка

Уважение

Понимание

Улыбка

Радость за других