Цель урока: объяснить учащимся необходимость и основные направления восстановления позиций России во внешней политике в 2000—2007 гг. Планируемые результаты Учащиеся узнают о: — значении решения проблемы внешнего долга России; — новых акцентах в отношениях между США и Россией; — изменении отношений России со странами ближнего зарубежья; — усилении внимания России к проблемам русской диаспоры за рубежом; — активизации участия России в работе международных организаций; — стратегическом характере российско-китайского сотрудничества; — изменении места и роли России на международной арене в 2000—2007 гг. План 1. Решение проблемы внешнего долга. 2. Российско-американские отношения. 3. Отношения России со странами ближнего зарубежья. 4. Россия и российская диаспора за рубежом. 5. Россия и международные организации. 6. Российско-китайские отношения. 7. Место России на международной арене. Опорные знания Даты и события: 2001 г. — подписание договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем 2002 г. — подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. — вступление в НАТО Эстонии, Латвии и Литвы 2006 г. — председательство России в «Большой восьмерке» Имена: В. В. Путин. Понятия: Дефолт; экономическая конъюнктура; реструктуризация; глобализация; мораторий; «оранжевые революции»; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС); «энергетическая дипломатия». Покажите те регионы, в которых позиции России вновь обрели устойчивость и авторитет в 2000—2007 гг. Чем это можно объяснить? Чем можно объяснить согласие России на размещение американских военных баз в Средней Азии? Покажите страны СНГ, вошедшие в ЕврАзЭС, страны, имеющие в нем статус наблюдателя, страны СНГ, в которых произошли «цветные революции». Задания к иллюстрациям Кто изображен на фотографии на с. 212? Что вы знаете об этих лидерах? Составьте краткую политическую биографию собеседника российского Президента. Расскажите о развитии российско-китайских отношений в 2000—2007 гг. На чем основано это сотрудничество? Покажите характер этого сотрудничества и отношения лидеров обеих стран. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОСЛА СССР В США А. Ф. ДОБРЫНИНА
В середине декабря 1991 года я ужинал с американским послом Страусом в Москве. Мы знали друг друга давно, встречались еще в США. В этот вечер, загадочно улыбаясь, посол предложил мне угадать, у кого из советских руководителей он сегодня был. После краткой паузы Страус торжественно объявил: «У председателя КГБ Бакатина». Я действительно был несколько удивлен и спросил, что же они обсуждали. — Ты ни за что не угадаешь, — сказал он. — Председатель КГБ заявил мне о передаче американской стороне исчерпывающих сведений о местах расположения советской спецтехники в новом здании посольства США. Делается это, видимо, в свете новой политики широкой гласности и создания взаимного доверия, провозглашенной советским руководством, — добавил посол. — Шаг этот вызвал, конечно, немалое удивление в Вашингтоне, но он всячески приветствуется. — Ну, а как насчет взаимности? — спросил я. Страус отшутился, заявив, что они сами еще не доросли до такой «гласности». Тем не менее новое здание (теперь уже посольства России) начало функционировать с осени 1994 года. 2) Какие внешнеполитические ориентиры отражены в послании Президента России? Чем эти подходы отличаются от тех, которые отражены в предыдущем документе? ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «РОССИИ НАДО СТАТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ». 2002 г.
Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в борьбе, этой борьбе, России надо быть сильной и конкурентоспособной. Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов — военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ. Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса Дефолт 17 августа 1998 г. нанес удар по внешнеполитическим позициям России. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд долларов), а суммарный внешний долг — 177,7 млрд долларов. Способность России своевременно производить выплаты по долгу ставилась под сомнение всеми кредиторами. Улучшение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнктуры, развитие производства и экономический рост внутри страны сняли с повестки дня разговоры о реструктуризации или списании внешнего долга. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из 3,6 млрд долларов задолженности. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов. Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000—2001 гг. являлось стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО (противоракетной обороне) 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной ПРО (НПРО) Соединенными Штатами разрушает стратегическую стабильность, сложившуюся между СССР и США — двумя ядерными державами во время «холодной войны», и способно привести к стратегическому превосходству Вашингтона. Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранились. США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение НАТО на Восток (на пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. в альянс вошли Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) стало очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США. Впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР. Примером воплощения новых подходов США к урегулированию международных отношений стали события в Ираке. Серьезные разногласия между Россией и США возникли по вопросам глобального видения мира. Последовательное стремление России видеть мир многополярным вызывало раздражение США, которое открыто было продемонстрировано в начале февраля 2007 г., когда глава Министерства обороны США Р. Гейтс в своем выступлении перед Конгрессом де-факто причислил Россию к вероятным противникам США, назвав ее в ряду «непредсказуемых стран» вместе с Ираном и Северной Кореей. Тогда же США начали форсировать размещение элементов ПРО в Чехии и Польше. Непросто складываются отношения России со странами так называемого ближнего зарубежья. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у России с Грузией, а также с прибалтийскими государствами. Российская диаспора за рубежом — одна из самых многочисленных в мире. Особенно она увеличилась после распада СССР. Всего в настоящее время за пределами Российской Федерации проживает до 30 млн человек. Из них 20 млн живут в странах СНГ и еще 10 млн — в других государствах. С начала XXI в. Российское государство начало предпринимать комплекс мер по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом. Плодотворно развивается сотрудничество России с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). «Энергетическая дипломатия» стала играть важную роль в российской политике. В ходе энергетического диалога с ЕС Россия отстаивала свое право строить энергетическую политику. Домашнее задание: § 58. |