Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Осинцевская средняя школа
«Согласована» Заместитель директора по УВР __________ /Аникин И.С./
от ___ _____________20_____ г. | «Утверждена» Директор МБОУ Осинцевская СШ _________ /Киселев А.В./
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
секция «Русская лапта»
для учащихся 5-6 классов.
Составил:
учитель физической культуры
Гаврилов Иван Александрович
2016 – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование образовательного модуля ( раздела программы): «Русская лапта»
Трудоёмкость (объём часов): 32
Данная программа «Русская лапта» разработана для учащихся 5-6 классов в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования. Настоящая программа «Русская лапта» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения. В основу разработки программы положены основные нормативные документы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении вдействие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002)
раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся, не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Цель:создание условий для развития физических качеств, формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности «Русской лапты», в организации здорового образа жизни .
В рамках реализации этой цели модульный курс «Русская лапта» для обучающихся основной школы будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры «Русская лапта»;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в «Русскую лапту» в частности, истории игры и её современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами «Русской лапты»;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- совершенствование коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе;
- развитие способности делать выбор, принимать решения, отвечать за результат собственных действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия «русской лаптой» для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по «Русской лапте».
Планируемые результаты изучения модульного курса «Русская лапта»
Программа по внеурочной деятельности «Русская лапта» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, метапредметных и предметных результатов.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами;
умение осуществлять информационную, познавательную деятельность с использованием различных средств связи и коммуникации.
Предметные результаты:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены.
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований по аэробике;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха, досуга с использованием игры «Лапта»;
изложение фактов истории развития «лапты» и её значение в жизнедеятельности человека, её места в спорте, физической культуре;
измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстниками при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр, спортивных эстафет; подготовка соревнований и показательных выступлений на базе изученных элементов , осуществление объективного судейства своих сверстников;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
Форма организации совзаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Стуктура и примерное содержание модульного курса:
Учебно - тематический план
Русская лапта
№ П/п | Тема | Объём часов |
всего | теория | практика |
1 | История возникновения и развития игры «Лапта». Меры безопасности при игре. | 1 | 1 | |
2 | Техника передвижений, ловля и передача мяча | 2 | | 2 |
3 | Техника ударов по мячу. | 4 | | 4 |
4 | Подача мяча. Техника ударов по мячу. | 4 | | 4 |
5 | Осаливание финты (обманные движения) | 4 | | 4 |
6 | Индивидуальные и командные действия. | 4 | | 4 |
7 | Участие в игре | 13 | | 13 |
| Итого | 32 | 1 | 31 |
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля «Русская лапта»
Контрольно-тестовые испытания
Передача мяча
Инвентарь: теннисные мячи, секундомер.
Упражнение в парах. Игроки располагаются за контрольными линиями лицом друг к другу. По команде «Марш!» учитель включает секундомер, ученики выполняют передачи. Если мяч упал, игрок продолжает передачу с того места, где подобрал его, и возвращается на исходную позицию. Фиксируется количество точных передач, сделанных парой за 25 сек.
Оценка результатов
Дистанция (м) | Время выполнения (сек.) | Количество передач (отметка) |
мальчики | девочки |
«3» | «4» | «5» | «3» | «4» | «5» |
5 | 25 | 5 | 7 | 10 | 4 | 6 | 9 |
Удар на точность
Инвентарь: 4 теннисных мяча, бита.
Площадку размечают на четыре зоны за пределами штрафной линии. Ученик по заданию учителя выполняет пять ударов битой из зоны бьющего игрока. Номер зоны попадания называют произвольно. Время выполнения упражнения не ограничено.
Оценка результатов
Количество попаданий (отметка) |
«3» | «4» | «5» |
1 | 2 | 3 |
Попадание в цель
Инвентарь: 5 мячей, площадка размером 2×1,5 м.
Игроки располагаются за контрольной линией на оптимальном расстоянии от размеченной площадки и выполняют броски в прямоугольник по команде учителя. Попадание в линию засчитывается. Время выполнения упражнения не ограничено.
Оценка результатов
Расстояние (м) | Количество попаданий (отметка) |
мальчики | девочки | «3» | «4» | «5» |
8 | 8 | 1 | 2 | 3 |