СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа «Археология – помощница истории», 5 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

группы источников общее представление о ранней истории человеческого общества, об основных этапах и закономерностях формирования и развития материальной культуры в различных регионах мира.

       Данный курс позволяет вооружить школьников знаниями о способах существования человека в различной экологической среде, познакомить с основными типами и видами, а также методикой изучения материальных остатков жизнедеятельности людей, дать представление об общих чертах и характерных особенностях жизни древних обществ и формировании этнокультурных миров от эпохи палеолита до средневековья. Изучение курса способствует формированию представления о истории  возникновения и формирования народов проживающих на территории Европы, Америки, Африки, Азии, в том числе и на территории нашего государства в эпоху древности, развитию чувства гордости и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа «Археология – помощница истории», 5 классы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сеяхинская школа-интернат






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(авторская)

Внеурочная работа «Археология – помощница истории», 5 классы

Предмет, класс









Фадеев А.В., учитель истории и обществознания, 1 кв.категория

Ф.И.О., категория



«Рассмотрено» на заседании МО гуманитарных наук.

Руководитель МО


____________/____________/


Протокол № ____ от


«___»___________2015 г.



с. Сеяха

2015 год

Пояснительная записка:


  1. Источники составления программы:


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/


Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.


Учебник по археологии


  1. Актуальность изучения курса истории:


Археология является одной из основных специальных исторических дисциплин. Курс «Археология» призван сформировать на основе особой группы источников общее представление о ранней истории человеческого общества, об основных этапах и закономерностях формирования и развития материальной культуры в различных регионах мира.

Данный курс позволяет вооружить школьников знаниями о способах существования человека в различной экологической среде, познакомить с основными типами и видами, а также методикой изучения материальных остатков жизнедеятельности людей, дать представление об общих чертах и характерных особенностях жизни древних обществ и формировании этнокультурных миров от эпохи палеолита до средневековья. Изучение курса способствует формированию представления о истории возникновения и формирования народов проживающих на территории Европы, Америки, Африки, Азии, в том числе и на территории нашего государства в эпоху древности, развитию чувства гордости и патриотизма.


  1. Цели и задачи учебного предмета:


Сформировать у школьников представление о возникновении и роли археологии, знания об истории развития археологической науки, практические умения работы с археологическим материалом.


  1. Задачи изучения археологии в основной школе:


- cформировать у учащихся представление о возникновении и роли археологии, знания о истории развития археологической науки, практические умения работы с археологическим материалом;

- ученик, по окончанию курса, должен уметь определять технику изготовления каменных орудий труда, уметь их классифицировать, давать приблизительную датировку на основании знаний о месте происхождения артефакта.

Пререквизиты: История Древнего мира, Антропология

Постреквизиты: История средних веков, мировые цивилизации, История Казахстана, История первобытного общества.


  1. Методы и формы решения поставленных задач:


Цивилизационный подход предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо культуры, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.


Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по курсу «Археология – помощница истории», наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на форми­рование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное за­дание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный под­ход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.


  1. Сроки реализации данной программы: 2015-2016 учебный год


Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Археология – помощница истории»:


  • Согласно образовательному плану школы в 5-х классах – 35 учебных недель. Соответственно, на изучение внеурочного предмета «Археология – помощница истории» в 5 классе отводится 34 часов. В I четверти - 8 часов, во II четверти - 8 часов, в 3 четверти - 10 часов, в 4 четверти - 8 часов

  • Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система

  • Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.


  1. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по предмету «Археология – помощница истории»

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок


  1. Критерии оценки мультимедийной презентации


СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90





Календарно – тематический план:


п/п

Раздел, учебная тема

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Оборудование урока

Педагогическая технология

1

Введение. Что такое археология?

Что изучает археология? Историческая карта. Источники исторических знаний.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник, археологическая культура. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать археологию.

Презентации «Профессия - археолог», «Археология». Индивидуальные карточки. Схема «Исторические источники».

Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая

Раздел I.

Методы и отрасли археологии

УУД:

Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные:· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 1. Отрасли археологии

2

Археология окружающей среды.

Что изучает археология окружающей среды? Методы и средства науки.

Комментировать и формулировать понятия: природное окружение древних людей, реконструкция, палинология. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Сравнивать методы и средства, их достоверность. Изображать в рисунке собственное представление о первобытной природе.

Карта мира, Интерактивная доска

Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя».

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

3

Военная археология

Что изучает военная археология? Методы и средства науки.

Комментировать и формулировать понятия: оружие, реконструкция, применение. Сравнивать виды оружия. Изображать в рисунке оружие.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

4

Промышленная археология

Что изучает промышленная археология? Методы и средства науки.

Комментировать и формулировать понятия: производство, технология, применение. Сравнивать виды производств. Изображать в рисунке древние мастерские.

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, групповая

7

Подводная археология

Что изучает подводная археология? Методы и средства науки.

Комментировать и формулировать понятия: климатические катастрофы.

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

8

Ландшафтная археология

Что изучает ландшафтная археология? Методы и средства науки.

Комментировать и формулировать понятия: аэрофотосъемка, ландшафт, эррозия. Анализировать снимки дрених сооружений.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

Тема 2. Проблема возникновения человечества. Начало процесса антропогенеза.

9

Теории происхождения человека

История антропологических исследований.

Зарождение антропологической науки

Знать основные этапы становления человека по дарвиновской теории, уметь определять по рисунку типы, знать условия, определявшие видовое разообразие, формирование рас.

Карта мира, Интерактивная доска

Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя».

ИКТ

Здоровьесберегающая

, исследовательская

10

Обобщение

Непосредственные предки человека. Основные представители рода гомо.

Определять видовые признаки, различать типы, комментировать этапы становления, формулировать проблемы

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

Исследовательская, ИКТ

здоровьесберегающая

Раздел 2. Периоды

УУД:

Личностные:· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 3. Каменный век

11

Палеолит

Нижний, средний, верхний палеолит и проблема происхождения человека современного типа.

Комментировать и формулировать понятия: палеолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои.

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

12

Мезолит

Новые явления в окружающей среде. Хозяйство и новые явления в кремневой индустрии. Культуры

Комментировать и формулировать понятия: мезолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои.

Карта мира, Интерактивная доска

Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя».

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

13

Неолит

Появление земледелия и скотоводства. Новые явления в развитии производительных сил.

Культуры эпохи неолита.

Комментировать и формулировать понятия: неолит. Устно описывать условия жизни на планете в изучаемый период. Изображать в рисунке стратиграфические слои.

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Тема 4. Энеолит. Бронзовый век.

14

История горного дела и выплавки металлов

Развитие бронзового производства. Археологические культуры эпохи бронзы.

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

Таблицы «Историческая карта», Памятки для работы с картой

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

15

История лепного горшка и гончарства

Разновидности, материалы, формовки. Основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

16

История погребальных сооружений

Могильные ямы, курганы, гробы, саркофаги, захоронения различных культур

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

17

Кочевники эпохи бронзы

Культуры бронзового века на территории нашей страны и Западной Сибири

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

18

История женских украшений

Амулеты, браслеты, бусы, ожерелья, серьги и другие магические предметы ставшие украшениями

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

19

История одежды

Виды и формы одежды по периодам, причины изменений в одежде и ее влияние на культуру

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Тема 5. Время и значение появления железа.

20

История водного и колесного транспорта

Развитие производительных сил в эпоху РЖВ. Археологические культуры раннего железного века.

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

21

История собаководства

Одомашнивание в разных культурах, применение у разных народов

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

22

Возникновение коневодства и история конского снаряжения

Одомашнивание в разных культурах, применение у разных народов

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

23

История жилищ и строительства

От джунглей до дворцов, история становления жилищ

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

24

Материалы для письма и история распространения письменности

Ранние виды письменности: руны, и т.д. до современной письменности

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

25

История охоты (в каменном, бронзовом, раннем железном веках и в Древней Руси)

Способы охоты первобытных обществ, применение способов и методов рыбной ловли

Создавать презентацию темы, формулировать проблемы, видеть культурные отличия

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Раздел 4. Археологические культуры на территории нашей страны

УУД:

Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные:· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные:· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 6. Скифская культурная область

26

Хозяйственно-культурный тип


Комплексы особенностей хозяйства и культур у разных народов

Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы.

Карта мира, Интерактивная доска

Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя».

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

27

Вооружение и «Звериный стиль»



Виды оружия для охоты, украшение предметов охоты, ритуальные культы

Характеризовать и сравнивать предметы звериного стиля скифского происхождения, отличать от других культур.

Карта мира, Интерактивная доска

Таблица «Природные условия в Древнее время», «Рабочая тетрадь исследователя».

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Тема 7. Античная цивилизация.

28

Греческая культура в Причерноморье

География и климат региона, догреческие культуры, греческое влияние

Комментировать и формулировать понятия: колонизация. Устно описывать греческое влияние.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

29

Римская культура в Причерноморье

Римская колонизация, архитектура и быт

Комментировать и формулировать понятия: колонизация. Устно описывать римское влияние.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

30

История рыболовства

Виды орудий рыбной ловли, способы и методы рыболовства, ритуальные культы

Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы рыбной ловли.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

31

История оружия (ударного, холодного, ручного метательного и т.д., а также защитного доспеха и снаряжения всадника и коня).

Виды оружия для боя, украшение боевого оружия, ритуальные культы

Устно описывать типы боя и уметь определять развитие оружия исходя из географических и культурных особенностей.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

32

История денежного обращения (по археологическим данным).

Виды денег, трансформация денежного эквивалента, денежное обращение в работе историка

Комментировать и формулировать понятия: хозяйственно-культурный тип. Устно описывать типы.

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

Раздел 4. Древняя Русь

УУД:

Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Тема 8. Происхождение славян.

33

Археология древней Руси домонгольского периода.

Археологические культуры на территории нашей страны

Описывать культурные особенности, знать славянские орнаменты и культурные особенности

«Рабочая тетрадь исследователя». Карточки-понятия. Карточки – исторические источники

ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская

34

Итоговое повторение




ИКТ

Здоровьесберегающая, исследовательская



Список литературы для учителя:


  1. Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989;

  2. Амальрик А. С., МонгайтАЛ. В поисках исчезнувших цивилизаций. М., 1966;

  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М, 1990;

  4. Каменецкий И. С. Археология I. Введение. II. Археология и другие науки. М. 1999;

  5. Классификация в археологии. Терминологический словарь-справочник / Под ред. B.C. Бочкарева. М., 1980;

  6. Лебедев Г. С. История отечественной археологии. СПб, 1992

  7. Мартынов А.И., ШерЯ.А. Методы археологического исследования. М., 1989;

  8. Федоров, Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., 1987;

  9. Формозов А.А. Сгранищ истории русской археологии. М., 1986; Черных Н.Б. Дендрохронология и археология М., 1996;

  10. Щапова ЮЛ. Естественнонаучные методы в археологам. М., 1998;

  11. Щапова ЮЛ. Введение в вещеведение. М., 2000;

  12. Щапова ЮЛ. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. М., 2005; Янин ВЛ. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.