СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная работа с учащимися как средство повышения мотивации обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение качественного образования с возможностью самостоятельного повышения его уровня по окончании учебного заведения невозможно без высокой внутренней учебной мотивации, значит педагог должен уметь организовывать работу по её усилению у обучающихся.

В данной работе предложены конкретные методы повышения мотивации обучения.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа с учащимися как средство повышения мотивации обучения»

57



IV межрайонные педагогические чтения

по теме «Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)»
















Внеурочная работа с учащимися


как средство повышения


мотивации обучения







Автор: Сафонова Наталья Ивановна, учитель биологии и технологии МОУ

Владимирская средняя

общеобразовательная

школа.





2011

Содержание


  1. Обоснование актуальности, цель, задачи 3

  2. Введение (обзор литературы) 4

  3. Обобщение личного опыта 13

  4. Использованная литература 21

  5. Приложение 23




































Обоснование актуальности, цель, задачи


Предмет изучения в рамках выбранной темы - мотивация обучения.

Объект изучения - внеурочная работа как средство повышения мотивации обучения.

Актуальность - получение качественного образования с возможностью самостоятельного повышения его уровня по окончании учебного заведения невозможно без высокой внутренней учебной мотивации, значит педагог должен уметь организовывать работу по её усилению у обучающихся (обоснование актуальности по результатам анализа анкетирования учащихся 6-11 классов представлено в Приложении, с. 27).

Гипотеза - целенаправленная внеурочная работа усиливает учебную мотивацию и повышает качество обучения.

Цель - обобщить опыт педагогической деятельности и выявить положительную динамику учебной мотивации в процессе целенаправленной внеурочной работы с учащимися.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить опыт внеурочной работы педагогов и психологов, представленный в различных источниках информации.

  2. Изучить уровень учебной мотивации методом анкетирования.

  3. Организовать внеурочную работу с учащимися на основе изученного опыта и собственных разработок.

  4. Систематически проводить мониторинг изменения мотивации обучения.

  5. Обобщить и проанализировать личный опыт внеурочной работы.

  6. Сделать вывод о наличии положительной динамики мотивации обучения.

  7. Наметить пути дальнейшего повышения качества внеурочной работы.




Введение


Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются

в прах, …если нет детского

желания учиться.”

Василий Андреевич Сухомлинский.


Если перефразировать слова великого педагога, достижение цели педагогической деятельности невозможно без достаточно сильной мотивации учащихся, направленной на получение знаний, умений, навыков, самосовершенствование, саморазвитие, личностное становление, самореализацию. От чего именно зависит наличие или отсутствие такой мотивации у учащихся? Виктор Сергеевич Алексеевский в статье «Новая модель обучения» пишет: «В основе поведения человека находится «рефлекс цели» — стремление достигнуть намеченного результата… Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов: природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.); социальные (общение, признание, положение); личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.)» Если первая группа потребностей реализуется в первую очередь в семье, то вторая и третья группы могут и должны быть реализованы ребёнком школьного возраста не только в семье, но и в школе. На основе потребностей формируются и мотивы любой деятельности человека, в том числе и учебной. При этом нужно учитывать, что мотивы могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним можно отнести принуждение к выполнению какой-либо деятельности, наказание, контроль, оценка, одобрение, поощрение, а к внутренним - интерес к процессу или результатам деятельности, удовлетворение процессом или результатами, понимание необходимости и важности деятельности для самого субъекта или окружающих людей в текущий момент времени или в будущем. Педагог должен помнить о том, что преобладание внешней мотивации снижает уровень внутренней. А низкий уровень внутренней мотивации затруднит или сделает невозможным повышение уровня образования, профессиональной подготовки, самореализацию, самосовершенствование человека за пределами учебного заведения в реальной жизни. Этого нельзя допустить. Американский писатель Э. Хаббард сказал: «Цель обучения – научиться обходиться без учителей». Трудно с этим не согласиться. Поэтому каждому учителю в процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться к усилению внутренней мотивации учащихся к обучению.

Значение высокой позитивной мотивации состоит в том, что она «может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас знаний, умений, навыков и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов» (Бордовская, 2000).

Для того, чтобы эффективно развивать внутреннюю учебную мотивацию учащихся, необходимо знать уровень развития её у каждого ученика. Для изучения этого аспекта можно воспользоваться такими методами как анкетирование с последующей статистической обработкой полученных данных (с ответами в свободной форме или с вариантами ответов), целенаправленное наблюдение.

Анкету, опросник можно составить самостоятельно или воспользоваться готовыми разработками (Нефёдова; Галеева, 2006) (Приложение, с. 24, 30)

Целенаправленное наблюдение можно вести по следующим признакам (Нефёдова):

  1. Деятельность учащихся в процессе выполнения практических работ: активное или пассивное, добросовестное или нет, длительное и сосредоточенное или отвлечённое с частыми перерывами.

  2. Отношение к необязательным заданиям, за которые не выставляется оценка: наличие или отсутствие интереса, выполнение задания в большем объёме, рассмотрение нескольких гипотез.

  3. Тип умственной деятельности, который предпочитает ученик: самостоятельное выявление типичных связей, зависимостей, закономерностей или процесс копирования действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности.

  4. Предпочтения отдельных этапов деятельности: выдвижение гипотез, теоретическое обоснование, планирование, практическая часть, формулирование выводов, помощь товарищам, обсуждение результатов.

  5. Отношение к выполнению задания: выполняет требования инструкций полностью или частично, относится творчески, старательно или небрежно, предпочитает индивидуальные или групповые формы работы.

  6. Увлечённость предметом: стремление к самостоятельному выдвижению гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, самостоятельному экспериментированию, эмоциональный подъём в процессе выполнения задания.

  7. Отношение к окончанию работы: рад звонку с урока, не замечает звонок, огорчён окончанием работы.

  8. Отношение к помощи в выполнении задания со стороны учителя, товарищей: нуждается в систематической помощи, время от времени рад принять помощь, предпочитает справляться с трудностями самостоятельно.

  9. Темп включения в деятельность: быстро включается, планирует последовательность действий, долго настраивается на выполнение работы, отказывается от выполнения задания.

  10. Уровень усвоения знаний: поверхностный, достаточный, высокий, более глубокий по сравнению с другими учащимися.

На уровень учебной мотивации оказывает влияние и потребность в достижении, которую можно определить как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Уровень потребности в достижении можно измерить с помощью шкалы оценки потребности в достижении (Психологические тесты, 2003; Нефёдова) (Приложение, с. 32, 34)

Но одного выявления уровня мотивации обучения недостаточно. Необходимо стремиться к усилению внутренней мотивации обучения каждого ученика. С одной стороны этого можно достигнуть с помощью педагогических приёмов (http://www.smartcat.ru):

  1. Использование юмористических ситуаций для иллюстрирования учебного материала.

  2. Умение педагога увидеть в серьёзных проблемах забавные моменты (это повышает доступность материала).

  3. Самоирония, лёгкая ирония, добрая шутка, смех разряжают обстановку, повышают восприимчивость слушателей, делают их более открытыми для общения и обратной связи.

  4. Повышение степени включённости в процесс обучения с помощью активных форм и методов: работа в группе, соревнование, мозговой штурм, обучение критическому мышлению через чтение и письмо, практическая работа, проектная и исследовательская деятельность, постановка опытов.

  5. Доброжелательная обстановка во время занятий.

  6. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

  7. Значимость изучаемого материала: разъяснение и демонстрация педагогом практического значения, возможности применения результатов изучения каждым учащимся.

  8. Создание условий: благоприятного микроклимата, оформление помещения для занятий в соответствии с его назначением, применение современных технических средств обучения, широкое использование наглядных средств, многообразие форм и методов обучения, создание ситуации поиска.

Хороший совет педагогам дал Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем - либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - таково правило». Но в реальности не всегда можно найти нечто интересующее всех учеников в конкретном классе, чтобы это ещё и соответствовало учебной программе. Хотя стремиться к этому необходимо каждому педагогу.

С другой стороны педагог может обучить приёмам усиления учебной мотивации, которыми смогут пользоваться сами ученики. Мотивационная сфера очень подвижна: учебная мотивация ослабевает или усиливается с течением времени, под влиянием различных жизненных ситуаций и окружающих людей, она зависит от уровня сложности задания, от состояния здоровья ученика, даже от времени года. Каждому время от времени приходится заставлять себя выполнять не самые интересные задания.

Приёмы самомотивации для учащихся (обобщение на основе материала статей Алексеевского В. С. «Новая модель обучения» и Ачкасова М. «Как заставить себя учиться?»):

  1. Прежде, чем приступить к выполнению задания, ответьте на вопрос: «Зачем вы это делаете?»

  2. Подумайте, как можно использовать полученную информацию в настоящем или будущем.

  3. Запланируйте поощрение для себя по окончании выполнения задания и обязательно сделайте это (поощрение каждый человек выбирает индивидуально в зависимости от своих предпочтений).

  4. Старайтесь соблюдать режим занятий: ежедневно выполняйте задания в одно и то же время, проветривайте помещение до и во время занятий, учитывайте предпочтения своего организма в выборе времени занятий («сова» или «жаворонок»).

  5. Даже если задание кажется трудным и невыполнимым, потратьте на него хотя бы 10-15 минут, а затем время от времени возвращайтесь к незаконченному заданию: часто после отдыха появляются новые идеи и решения.

  6. Большой объём работы разделите на небольшие части: информация легче усваивается небольшими порциями.

  7. При изучении нового сравнивайте его с имеющимися знаниями, это сформирует смысловые связи и облегчит запоминание.

  8. Избегайте слепого заучивания, старайтесь понять.

  9. Изучайте материал с помощью разных органов чувств: слушайте, смотрите, действуйте.

  10. Найдите партнёра для совместных занятий: многие учебные предметы легче усваиваются в процессе взаимообучения.

  11. В процессе выполнения задания делайте перерывы для активного отдыха или смены деятельности, но не чаще, чем через 30 минут работы.

  12. Не требуйте от себя быстрого достижения высоких результатов и обязательно хвалите себя за любой успех.

Одной из основных форм организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Такая форма работы имеет свои достоинства, но также обладает и существенными недостатками: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, усреднённость темпов учебного продвижения, ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, для учёта личностных особенностей каждого ученика. (Казаренков) В действительности «средних» учеников не существует, каждый ребёнок - личность со своими интересами, склонностями, способностями. Каждый ученик усваивает учебный материал в индивидуальном темпе, предпочитает определённые способы подачи материала.

Обеспечить оптимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося, создать ситуацию психологического комфорта в процессе обучения возможно в процессе внеурочной работы. При этом очень важно, что такая форма работы не является обязательной, не навязывается ребёнку, а определяется его потребностями в получении дополнительных знаний, умений, навыков, в индивидуальном темпе усвоения материала, в неформальном общении с учителем и другими учащимися.

Различные виды внеурочной работы можно классифицировать по месту проведения, длительности, количеству участников. (Казаренков) По месту проведения выделяют школьные - консультации, предметные и непредметные кружки под руководством учителя, факультативные занятия - и внешкольные - клубные, семейные и другие - внеурочные занятия. По длительности различают систематические и эпизодические внеурочные занятия. Примером систематической внеурочной работы могут служить занятия кружка, секции, научного общества, научно-исследовательская работа учащихся под руководством учителя. Эпизодическими видами внеурочной работы являются следующие: выпуск стенгазет, подготовка и проведение мероприятий в рамках предметных недель, экскурсии, индивидуальная работа с одарёнными и отстающими в усвоении материала учащимися. По количеству участников выделяют массовые, групповые и индивидуальные виды внеурочной работы. Примером массовой внеурочной деятельности учащихся является участие в конкурсах, акциях, концертах, экскурсиях, олимпиадах, выставках, конференциях. К групповым видам внеурочной работы относят кружковые занятия, выпуск стенгазет, подготовка инсценировок, спектаклей. Руководство научно-исследовательской и проектной деятельностью, подготовкой докладов, рефератов, консультирование для устранения пробелов в знаниях эффективно при индивидуальных формах работы.

Внеурочная работа обладает рядом особенностей, которые способствуют усилению учебной мотивации:

  1. Носит добровольный характер

  2. Не имеет строгого временного ограничения

  3. Даёт возможность более широко применять нестандартные формы обучения: игры, интеллектуальные соревнования, викторины, экскурсии, полевые занятия

  4. Даёт возможность сравнивать успехи каждого ребёнка не с общими стандартами для учащихся определённого возраста, а с ранее достигнутыми результатами

  5. Широкое использование межпредметных связей в зависимости от направленности интересов каждого учащегося

Добровольный характер внеурочной работы снижает опасность развития негативной учебной мотивации: каждый человек с большим удовольствием делает что-либо добровольно, чем по принуждению. Задача учителя - закрепить возникший интерес, стимулировать переход учащегося от эпизодических внеурочных занятий к систематическим. Отсутствие строгих временных рамок даёт возможность избежать переутомления в процессе работы, поддерживать индивидуальный темп усвоения материала, организовывать опытническую работу, фенологические наблюдения, требующие больших временных затрат. Нестандартные формы организации внеурочных занятий вносят характер занимательности, соревновательности, новизны в процесс обучения. Это всегда интересно, а значит усиливает учебную мотивацию. Внеурочная работа не ограничена строгими стандартами уровня знаний, умений, навыков учащихся. Это не означает, что нужно пренебрегать такими принципами дидактики (Каргина) как научность, учёт возрастных особенностей, результативность. Но предполагает максимальную индивидуализацию программы обучения: при наличии общего плана занятий есть возможность дифференцированного подхода в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей каждого конкретного ребёнка. Например, часть учащихся выполнив задание, делают выводы и обобщения с помощью учителя или товарищей, а другие проявляют большую самостоятельность и творческий подход. При этом похвалить можно каждого, отметив личный рост ребёнка без сравнивания с другими учениками. Следует также учитывать интерес учащихся к другим школьным предметам и широко использовать межпредметные связи. Например, ребятам, увлечённым математикой можно предложить провести небольшое исследование по теме «Острота зрения» или использовать палетку для измерения площади листьев, оценить объём и вес деревьев на корню (по материалам книги Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия») (Приложение, с. 37). Широкие возможности для использования межпредметных связей предоставляет организация и проведение интегрированных декад (Галеева, 2007). Примеры заданий для интегрированных декад биологии-математики-физики - построение с помощью графиков различных функций изображений растений и животных, небольшие исследовательские работы по теме «Трансформации и обратимые движения», «Зависимость объёма и площади поверхности тела от условий обитания». Для декады биологии-истории-литературы можно подготовить викторины по теме «Учёные-биологи», «Животные в литературных произведениях», конкурс «Узнай пословицу или поговорку» (Приложение, с. 38), конкурс рисунков «Животные и растения в геральдике».






Обобщение личного опыта внеурочной деятельности


Обобщение опыта работы предполагает не простое перечисление проведённых мероприятий, полученных результатов, а обязательную систематизацию накопленного материала, его анализ.

Систематизировать опыт работы можно по срокам реализации и с учётом приведённой выше классификации видов внеурочной работы.

Систематизация по срокам реализации позволяет выявить и проанализировать изменения в количестве и качестве проведённой работы и полученных результатов.

Свою педагогическую деятельность во Владимирской средней школе я начала в августе 2006 года на должности учителя биологии и технологии. Преподавание двух предметов накладывает отпечаток на организацию не только урочной работы, но и внеурочной. Индивидуальная внеурочная работа проводилась по следующим направлениям: консультирование для устранения пробелов в знаниях, руководство исследовательской работой учащихся, подготовка и участие в районной и областной олимпиадах учащихся по экологии и биологии, подготовка к ЕГЭ по биологии, руководство проектной деятельностью учащихся по технологии. Достижениями в этом направлении считаю успешное участие в районном этапе конкурса водных проектов с работой «Сохранение биоразнообразия водоёмов Псковской области», в областном этапе конкурса исследовательских работ по изучению особенностей родного края с работой «Эколого-краеведческое исследование местечка Владимирский Лагерь», в областном этапе Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей с работой «Изучение состава растительности территорий, прилегающих к местечку Владимирский Лагерь» (рабочие материалы представляются во время защиты доклада). Групповая внеурочная работа осуществлялась при подготовке школьной команды к районному экологическому слёту и турниру (рабочие материалы представляются во время защиты доклада). В каждую школу регулярно присылаются различные положения и рекомендации для участия в конкурсах, акциях. Участие в подобных мероприятиях даёт возможность учащимся и учителю проявить свои творческие, организаторские способности, приобрести опыт исследовательской и проектной деятельности, повысить свою самооценку, оказаться в ситуации успеха, что крайне важно для развития личности каждого человека. Кроме того, зачастую в творческих конкурсах более успешными оказываются те ребята, которые не смогли проявить себя на уроках. Но даже при отсутствии призовых мест имеет смысл принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах, так как это даёт возможность накопить материал и более качественно готовиться к подобным мероприятиям в последующие годы. При анализе и систематизации видов внеурочной работы становится очевидным, что не всегда возможно чётко разграничить различные виды: при подготовке к массовым мероприятиям не обойтись без индивидуальной или групповой работы. Олимпиада, конкурс, конференция - мероприятия массовые, но требуют большой индивидуальной работы по подготовке участника, исследовательской работы, проекта. Достижениями по итогам участия в массовой внеурочной работе являются призовые места на районном и областном этапах олимпиады школьников по биологии и экологии.

Но наиболее важным итогом работы в 2006-2007 учебном году считаю не достижения учеников, призовые места или победы, а приобретённый опыт, суть которого в следующем: для успешного участия в любых конкурсах нужно готовить учеников не один год, подготовку к конкретным мероприятиям каждого текущего учебного года нужно начинать не тогда, когда приходит очередное «Положение», а в течение всего года. Ещё в августе необходимо составить примерный план конкурсных мероприятий, ориентируясь на прошедший учебный год. Для участия в областных олимпиадах по экологии и технологии необходимо подготовить проектную работу в соответствии с определёнными критериями (Приложение, с. 39), также важно учесть критерии при защите проектной работы (Приложение, с. 40). Очень важно правильно сформулировать тему и цель исследовательской или проектной работы: не нужно пытаться объять необъятное, темы должны быть очень конкретными и узкими, лучше глубоко и всесторонне изучить один аспект проблемы, чем поверхностно рассмотреть несколько. При выборе методики нужно ознакомиться с исследованиями по этой теме, с существующими методиками, обосновать выбор конкретной методики.

В 2007-2008 учебном году научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся была продолжена с учётом анализа ошибок, а также в сотрудничестве с педагогами Псковского областного центра развития одарённых детей и юношества. Результатом совместной деятельности стало успешное участие в конкурсе юных исследователей окружающей среды с работой «Исследование и сравнение состояния ценопопуляций плауна булавовидного в лесах Себежского Национального парка и местечка Владимирский Лагерь», в конкурсе «Подрост» с работой «Исследование состояния ценопопуляций плауна годовалого в лесах Себежского Национального парка» (рабочие материалы представляются во время защиты).

Внеурочная работа 2008-2009 учебного года также не была безуспешной. Приобретённый небольшой опыт научно-исследовательской деятельности позволил принять участие в Научно- практической выставке учащихся Псковской области «Шаг в науку» с работой «Количественная оценка запасов брусники в лесах Себежского Национального парка» и Научно-практической конференции с работой «Составление экологического паспорта школы». Эта работа велась в сотрудничестве с педагогами Псковского областного центра развития одарённых детей и юношества. Выступление оказалось удачным, что позволило принять успешное участие в Всероссийской научной конференции в г. Обнинске (рабочие материалы представляются во время защиты). Исследовательская и проектная работа не всегда предполагает обязательное наличие высокой учебной мотивации: часто у способных талантливых ребят учебная мотивация снижается из-за невозможности на уроках работать в необходимом им высоком темпе, из-за вынужденной направленности урока на среднего ученика, о чём уже было сказано выше. Исследовательская деятельность даёт возможность таким ребятам не только проявить свои способности, но и развивать их, преодолевая трудности, самостоятельно добывая знания. Но не обязательно стремиться всех учащихся охватить исследовательской работой. Одной из интересных форм внеурочной работы является подготовка внеклассных мероприятий силами учащихся: викторин, конкурсов, турниров, спектаклей. Мы подготовили и провели экологический праздник для учеников начальной школы. В рамках этого праздника был организован конкурс рисунков «Лесные обитатели» для учащихся 1 класса, классный час и конкурс рисунков «Настоящий лес» для учащихся 2 класса, конкурс плакатов «Экологические проблемы лесной зоны» для учащихся 4 класса, экологический турнир для учащихся 3 и 4 класса, спектакль по сценарию экологической сказки «Колобок» (Афанасенко) (рабочие материалы представляются во время защиты). Организация экологического праздника помогла оказаться в ситуации успеха тем ребятам, которые испытывали трудности в учебной деятельности: кто-то исполнял роли сказочных героев и ведущих, другие занимались изготовлением декораций, помогали организовывать турнир, конкурсы, классный час в 2 классе. Любой успех повышает уверенность в своих силах, а это в свою очередь стимулирует достижения и в других областях деятельности, в том числе и в учёбе. В каждом классе есть ребята с низкой успеваемостью по учебным предметам, вызванной недостаточным упорством, нежеланием систематически посвящать много времени учёбе, но часто такие ученики проявляют любознательность в вопросах, не связанных с программным материалом. Таким ребятам помогут проявить себя такие формы внеурочной работы, как викторины, интеллектуальные соревнования, основанные на занимательном материале, интересных фактах из разных областей деятельности человека. (Разработки викторин представлены в Приложении, с. 41, 44, 47).

При подведении итогов внеурочной работы за 2007-2009 учебные годы наиболее важным считаю преодоление неуверенности перед участием в конкурсах высокого уровня. Часто учителя и ученики маленьких школ считают, что по сравнению с городскими школами, лицеями, гимназиями у них нет шансов на достойное участие и победу. Нужно участвовать, преодолевать себя и верить, что шанс есть у каждого!

В последние годы наблюдается тенденция к снижению возрастного состава участников различных конкурсов, выставок, конференций. Ребята младшего и среднего школьного возраста имеют ряд преимуществ, которые позволяют успешно заниматься с ними исследовательской и проектной деятельностью: они активны, любознательны, меньше загружены в школе, есть возможность и время для многолетнего совершенствования в процессе подготовки и участия в различных мероприятиях. Примером такой работы в моей педагогической практике может служить научно-исследовательская работа «Ядовитые растения Псковской области», выполненная ученицей 4 класса, постановка биологического опыта «Гигроскопические движения у растений» с ученицей 5 класса (Приложение, с. 48). При работе с ребятами младшего школьного возраста очень важно выбрать такую тему исследования или проекта, которая бы соответствовала интересам и возможностям самого ребёнка. Кроме индивидуальной внеурочной работы большое внимание в своей практике уделяю и групповым формам деятельности: в качестве педагога дополнительного образования руковожу кружком эколого-биологического направления «Юные друзья природы». Основной состав кружковцев - ребята 6-7 классов. Возраст ребят диктует и преобладающие формы внеурочной работы: практические, лабораторные работы, постановка опытов, широкое использование технических средств обучения для демонстрации ярких иллюстраций, интерактивных схем, виртуальных опытов, учебных видеофильмов. (Авторская программа детского объединения дополнительного образования представляется во время защиты) Разработаны индивидуальные инструкционные карточки для проведения самостоятельных лабораторных и практических работ (Приложение, с. 53), атлас- определитель комнатных растений (по материалам специализированных сайтов сети Интернет) (перечень сайтов по цветоводству в Приложении, с. 55) (часть материалов представляется во время защиты). Учащиеся проявляют инициативу при подготовке и оформлении различных информационных стендов в школе и классе (примеры стендовых материалов представляются во время защиты), учатся работать с различными источниками информации, чаще выбирают творческие задания. Важным свидетельством того, что учебная мотивация усиливается в процессе внеурочной деятельности, являются изменения в поведении учащихся: не только на занятиях кружка, но и на уроках ребята активны, не боятся высказывать своё мнение, выдвигать гипотезы, ошибаться, более терпимо относятся к особенностям и недостаткам одноклассников, учатся взаимопомощи, стараются уважительно относиться друг к другу (на первом вводном занятии кружка совместно принимается свод правил поведения на занятиях кружка и в дальнейшем все ребята стараются соблюдать их неукоснительно, а при нарушении правила сами же напоминают нарушителю о недопустимости подобного поведения и следят за порядком).

Итоги внеурочной работы за 2010-2011 учебный год подводить пока рано, работа продолжается. Впереди мини-конференция по защите проектов по технологии: такая конференция проводится в рамках уроков технологии в 5-7 классах, но требует большой подготовки во внеурочное время. В течение 3 четверти ребята готовят индивидуальные или групповые проекты под руководством учителя в соответствии с требованиями к оформлению и защите своих работ. Тему каждый выбирает сам из перечня, предложенного учителем для каждого класса (список тем ограничен возрастными особенностями, уровнем развития умений, программой по технологии). В процессе работы над пояснительной запиской к творческому проекту каждый учится формулировать цель, задачи, обосновывать актуальность выбранной темы, работать с различными источниками информации, правильно оформлять ссылки на источник, анализировать изделие с экономической и экологической точки зрения. В процессе подготовки и защиты проекта есть возможность проявить творческие, организаторские, ораторские способности. Ситуация успеха гарантирована каждому участнику мини-конференции: одно из основных условий участия - уважительное и внимательное отношение к каждому ученику со стороны учителя и всех присутствующих, задача каждого - доказать всем, что именно его проектное изделие - самое лучшее, необходимое. В процессе защиты ребята пробуют себя в рекламе, выступают в роли членов жюри, экспертной комиссии по оценке качества. Особенным успехом пользуются проекты, связанные с кулинарией. Оценить творческие успехи ребят могут не только непосредственные участники мини-конференции, но и ученики других классов, учителя: в течение 4 четверти все проектные изделия (за исключением кулинарных) демонстрируются в кабинете по обработке ткани. Немаловажен и тот факт, что часто те ребята, которые не могут по разным причинам проявить себя в учебной деятельности, именно в ручном труде и творчестве оказываются впереди многих. А это уже большой шаг к успеху и в других сферах жизнедеятельности. Систематическая внеурочная работа вызывает положительные изменения не только в поведении и внутреннем состоянии детей, но и в учителе, который должен постоянно искать новый интересный материал, много учиться. Результатом таких поисков стала коллекция материалов и идей для проектной работы по технологии (рабочие материалы представляются во время защиты), постоянно пополняющаяся методическая копилка литературы и других материалов для исследовательской работы по биологии и экологии, для подготовки к конкурсам, олимпиадам и другим мероприятиям (рабочие материалы представляются во время защиты).

Выводы

  1. Опыт педагогов и психологов, обобщённый в литературе и других источниках информации, разнообразен, полезен и доступен для использования в ежедневной внеурочной работе (при условии соблюдения авторских прав).

  2. Формы осуществляемой внеурочной работы с учащимися можно разделить на индивидуальные, групповые и массовые.

  3. Массовая внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: участие в акциях, выставках, конкурсах, олимпиадах по биологии, экологии и технологии, конференциях, организация экологического турнира для учащихся младшего школьного возраста, постановка спектакля по сценарию экологической сказки «Колобок», организация экологического десанта в рамках акции «Чистый мир своими руками», организация проектной работы по технологии.

  4. Групповая внеурочная работа организована в рамках кружка эколого-биологического направления «Юные друзья природы».

  5. Индивидуальная внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: консультирование, руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся, помощь в постановке опытов.

  6. Создана методическая копилка из материалов, которые можно использовать в процессе внеурочной деятельности индивидуального, группового и массового характера.

  7. Изучение уровня учебной мотивации учащихся 6-11 классов по методике Нефёдовой свидетельствует о положительной динамике: уровень учебной мотивации вырос в среднем на 7 % в течение 5 месяцев (Приложение, с. 27).

  8. Мониторинг уровня учебной мотивации методом систематического целенаправленного наблюдения, анализа школьных журналов показывает усиление учебной мотивации в результате проводимой внеурочной работы.

Использованная литература

  1. Алексеевский В.C., Новая модель обучения// http://www.elitarium.ru

  2. Афанасенко Н.В., сценарий экологической сказки «Колобок»// http://festival.1september.ru

  3. Ачкасов М., Как заставить себя учиться?// http://www.english4real.com

  4. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д., Удивительные опыты с растениями: Кн. Для учащихся. - Мн.: Нар. Асвета, 1991. - 208 с.: ил.

  5. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

  6. Галеева Н.Л., Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. - М.: «5 за знания», 2007. - 96 с.

  7. Галеева Н. Л., Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.

  8. Казаренков В.И., Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

  9. Каргина З.А., Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная пресса, 2007. - 96 с.

  10. Лукас Б., Обучение без торможения. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

  11. Перельман Я.И., Занимательная геометрия. - Л. И М.: ОНТИ - Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы, 1936. - 286 с.

  12. Психологические тесты/ под ред. А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312 с.: ил.

  13. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1974. - 288 с.

  14. Царик Л.В., Специфика организации внеурочной работы по иностранному языку с детьми младшего школьного возраста//http://festival.1september.ru

  15. http://evgenia-nefyodova.narod2.ru

  16. http://www.smartcat.ru


















Приложение



























Содержание приложения:


  1. Шкалирование мотивации учения (по Нефёдовой) 24

  2. Результаты исследования уровня учебной мотивации 27

  3. Самооценка уровня развития мотивационной сферы 30

  4. Шкала оценки потребности в достижении (по Карелину) 32

  5. Тест- опросник измерения мотивации достижения 34

  6. Методика измерения остроты зрения (по Перельману) 37

  7. Материал для конкурса «Узнай пословицу» 38

  8. Критерии оценки экологического проекта 39

  9. Критерии для оценивания защиты экологического проекта 40

  10. Викторина для 6 класса по теме «Многообразие трав» (по материалам книги Галеевой Н.Л. «Интегрированные биологические декады»)41

  11. Викторина для 7 класса по теме «Беспозвоночные животные» 44

  12. Викторина «Великие учёные» для 8 класса 47

  13. Биологический опыт «Гигроскопические движения у растений» 48

  14. Инструкционные карточки для проведения лабораторных работ 53

  15. Перечень сайтов по цветоводству 55


















Шкалирование мотивации учения (по Нефёдовой)


Инструкция: в таблице рядом с номером ответа поставьте число в соответствии с инструкцией: 5 - уверенно «да»; 4 - больше «да», чем «нет»; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше «нет», чем «да»; 1 - уверенно «нет».


I. Что побуждает вас учиться?

1. Обстоятельства жизни: требуют родители, учителя и др.

2. Стремление получить хорошие оценки.

3. Считаю, что образование всегда пригодится в жизни.

4. Нравится учиться, увлечен многими предметами.

II. Как вы объясняете свое отношение к работе на уроках, при выполнении домашних заданий?

5. Активно работаю редко - когда должны спросить.

6. Проявляю активность, чтобы не отстать от товарищей, чтобы выглядеть не хуже других.

7. Активно работаю на тех уроках, которые выделяю как важные для себя.

8. Часто проявляю активность, так как само учение доставляет мне удовольствие.

III. Как вы объясняете свое отношение к учению?

9. Нельзя не учиться, иначе неприятностей не оберешься.

10. Учусь из уважения к требованиям родителей, учителей, коллектива.

11. Считаю своим долгом хорошо учиться.

12. Считаю учение в данный период своей жизни наиболее важным, самым нужным своим делом.

IV. Если бы ввели свободное посещение уроков, как часто вы бы пропускали бы уроки?

13. Большинство уроков не посещал бы.

14. Не посещал бы половину уроков.

15. Иногда бы пропускал уроки.

16. Постарался бы посещать большинство уроков.

V. Какое значение имеет учение для вашего будущего?

17. Никакого.

18. Образование может пригодиться в жизни.

19. Учусь, чтобы поступить в нужный мне институт.

20. Есть желание узнать как можно больше для своего общего развития.

VI. Какая учебная деятельность вам больше всего нравится?

21. Слушать объяснения учителя, выступления своих товарищей.

22. Выполнять такие задания, где все понятно и не требуется слишком много времени и сил.

23. Выполнять такие задания, которые заставляют много думать, анализировать.

24. Нравятся сложные задания, когда не знаешь, как к ним подступиться.

VII. Есть ли у вас интерес к учебным предметам?

25. Нет интереса ни к одному предмету.

26. Интересны отдельные предметы.

27. Дело не в предмете, а в необходимости его знания для будущего. Поэтому интересны все нужные предметы.

28. Чувствую потребность знать по многим предметам больше, чем дается в учебниках.

29. Интересны те предметы, где достаточно много занимательных фактов, много нового, необычного.

30. Содержание многих предметов оставляет меня равнодушным к их изучению.

31. В некоторых предметах мне интересны только отдельные разделы.

32. Есть несколько предметов, которыми я увлечен, изучаю их глубоко.

Дополнительные вопросы:

33. Часто ли у вас бывает такое состояние на уроках, что ничего не хочется делать?

34. Считаете ли вы, что при выполнении задания главное - это получить результат, неважно каким способом?

35. Считаете ли вы, что стремитесь овладеть навыками учебной деятельности?

36. Часто ли, встретившись с трудным заданием, вы стремитесь самостоятельно с ним справиться?

37. Часто ли пользуетесь возможностью списать задание у товарищей?

38. Можно ли сказать, что вас интересуют только те задания, с которыми наверняка справитесь?

39. Любите ли вы задания, требующие долгих размышлений?

40. Любите ли вы задания творческого характера (самому написать рассказ, стихотворение, изготовить прибор, модель).

41. Можно ли сказать, что вам трудно дается изучение многих предметов?

42. Можно ли сказать, что вы свободно владеете знаниями только трех-четырех предметов?

43. Можно ли утверждать, что вы свободно разбираетесь в большинстве предметов?

44. Можно ли сказать, что вы глубоко разбираетесь в нескольких предметах, а в остальных не хуже, чем другие ребята?

Таблица для учащихся:


Фамилия, имя, класс

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

41


2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

42


3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

43


4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

44



Обработка данных: подсчитать сумму баллов в каждой строке и оценить уровень развития мотивации обучения.

Уровень мотивации

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII




Сум-ма

Низкий

1

5

9

13

17

21

25

29

33

37

41


Ниже среднего

2

6

10

14

18

22

26

30

34

38

42


Выше среднего

3

7

11

15

19

23

27

31

35

39

43


Высокий

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

44


Результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 6-11 классов МОУ Владимирская средняя общеобразовательная школа


Период проведения анкетирования: сентябрь 2010 года (1 этап) и февраль 2011 года (2 этап).

Для получения результатов использована методика шкалирования мотивации обучения по Нефёдовой (приведена выше).

Обоснование выбора методики: простота обработки результатов, небольшие временные затраты на проведение исследования, доступность и понятность участникам исследования.

Распределение количества опрошенных по классам:


6

7

8

9

10

11

Участники опроса

30

18

30

17

15

10


Результаты исследования на 1 этапе представлены в таблице:


Уровень мотивации, %/ класс

6

7

8

9

10

11

Среднее значение, %

Низкий

19

12

0

33

38

20

20

Ниже среднего

27

38

12

42

0

13

22

Выше среднего

18

38

63

25

25

20

32

Высокий

36

12

25

0

37

47

26


Обобщив данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:

  1. В среднем 42 % учащихся имеют низкую и ниже средней учебную мотивацию, что делает актуальной тему исследования, так как именно эти ребята нуждаются в помощи по усилению учебной мотивации для более эффективной педагогической работы с ними.

  2. Наиболее высокий уровень учебной мотивации в 11 классе - 47 %, что можно объяснить возрастом, пониманием неизбежности предстоящих экзаменов, но это уровень недостаточен для успешного окончания средней школы и осуществления планов по продолжению образования.

  3. В среднем 58 % учащихся (согласно опросу) имеет высокий и выше среднего уровень учебной мотивации, что даёт возможность опираться на этих учащихся в подготовке и организации внеурочной работы, в исследовательской и проектной деятельности.

При анализе результатов опроса следует учитывать период проведения исследования: ребята отдохнули на каникулах, ещё не иссяк некоторый энтузиазм, большинство «планирует» учиться лучше, чем в предыдущие годы. Уже к концу 1 четверти без систематической целенаправленной работы уровень учебной мотивации снижается. Это легко выявить в процессе наблюдения с учётом критериев, приведённых на с. Доклада: увеличивается число учащихся не выполняющих домашнюю работу, снижается качество выполнения. Снижение учебной мотивации легко прослеживается также при анализе качества знаний и успеваемости по классным журналам. При этом для ребят, которые систематически посещают занятия кружка или регулярно консультируются для устранения пробелов в знаниях, участвуют в исследовательской работе, соотношение исследуемых показателей и по наблюдениям, и по анализу школьных журналов и по результатам анкетирования не снижается, а даже заметно усиление учебной мотивации.

Результаты 2 этапа исследований представлены в таблице:

Уровень мотивации, %/ класс

6

7

8

9

10

11

Среднее значение, %

Низкий

15

13

10

25

19

0

14

Ниже среднего

20

26

16

30

15

20

21

Выше среднего

25

30

32

30

33

20

28

Высокий

40

31

42

15

33

60

37

Обобщив данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:

  1. Для всех классов выявлена позитивная динамика учебной мотивации: снизилось среднее значение учащихся с низкой и ниже среднего мотивации и составляет 35 % (было 42 %), соответственно увеличилось средняя доля учащихся с высокой и выше среднего мотивацией и составляет 65 % (было 58 %)

  2. Наличие учащихся с низким и ниже среднего уровнем учебной мотивации свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на её усиление, на поиск новых форм и приёмов педагогической работы, на вовлечение большего числа учащихся во внеурочную работу.































Самооценка уровня развития мотивационной сферы (по Галеевой)


Инструкция: выберите из предложенного списка 10 пунктов, которые на ваш взгляд обеспечили бы вам комфортные условия обучения и желание учиться на данный момент.

  1. Поощрения учителя за хорошо выполненную работу

  2. Порицания за ошибки

  3. Учебно-познавательные игры

  4. Демонстрация видеофильмов и опытов

  5. Задания, которые получаются

  6. Свободный выбор заданий

  7. Учитель считает меня личностью

  8. Содержание задач и вопросов соответствует реальной жизни

  9. Учитель учитывает мои интересы

  10. На уроке я сам разбираюсь с проблемами

  11. Учитель не использует много непонятных слов

  12. Я могу действовать на уроке разными способами

  13. Мне можно придумывать что-то новое

  14. Много таких заданий, где нужна смекалка

  15. Урок помогает понять свою роль и место в обществе

  16. Мы говорим о людях, которые для меня интересны

  17. Ученики на уроках могут помогать друг другу

  18. Успех всех зависит от успеха каждого

  19. Мы на уроках проверяем знания друг друга и можем повлиять на отметку

  20. Меня информируют об обязательных результатах обучения

  21. Мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке

  22. Учитель даёт мне задания, которые получаются не сразу

  23. Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками

  24. Работа на уроке даёт мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность

  25. На уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я сам отвечаю за результаты учения


Обработка результатов: выбраны №№ 1-7 - для ученика важнее всего, чтобы его мотивировали на учёбу эмоциональными приёмами, низкий уровень мотивации;

выбраны №№ 8-14 - в учебной мотивации преобладают биосоциальные потребности, уровень развития мотивации ниже среднего;

выбраны №№ 15-19 - наиболее важно всё, что касается стиля и способов общения на уроке, всё, что связано с коллективной деятельностью в значимом коллективе;

выбраны №№ 20-25 - возможен выход ученика на самый высокий уровень мотивационной сферы

























Шкала оценки потребности в достижении (по Карелину)


Уровень мотивации достижения связан с успехом в жизнедеятельности, в том числе и в учёбе.

Инструкция: если вы согласны с утверждением, то ответьте «да», если не согласны с утверждением, то ответьте «нет».

  1. Думаю, что успех в жизни зависит от случая, а не от расчёта

  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл

  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат

  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими

  5. По моему мнению, большинство людей живут далёкими целями, а не близкими

  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач

  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные

  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые её элементы

  9. Поглощённый мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности

  10. Мои близкие считают меня ленивым

  11. Думаю, что в моих неудачах повинны обстоятельства, а не я сам

  12. Терпения во мне больше, чем способностей

  13. Мои родители слишком строго контролируют меня

  14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений

  15. Думаю, что я уверенный в себе человек

  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики

  17. Я усердный человек

  18. Когда всё идёт гладко, моя энергия усиливается

  19. Если бы я был журналистом, я писал бы об оригинальных изобретениях людей, а не о происшествиях

  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов

  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей

  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей

Обработка результатов: сравнить ответы с кодом, если ответ совпадает с указанным, то оценить его 1 баллом, суммировать полученные результаты, оценить уровень потребности в достижении с помощью таблицы:



Уровень мотивации достижения

низкий

средний

высокий

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Сумма баллов

2-9 10 11

12 13 14 15

16 17 18-19


Код: вопросы №№ 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22 - ответ «да»

Вопросы №№ 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20 - ответ «нет».

























Тест- опросник измерения мотивации достижения (по Нефёдовой)


Инструкция: тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен

+2 - согласен

+1 - скорее согласен, чем не согласен

0 - нейтрален

- 1 - скорее не согласен, чем согласен

- 2 – не согласен

- 3 - полностью не согласен

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что смогу решить.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил силы, чтобы с этим справиться, чем перешёл бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочёл бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой в которой я сам должен определять свою роль.

6. Наиболее сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочёл бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 % делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известные немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собрался играть в карты, то я бы скорее сыграл в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15.Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых, неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо получалось.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу вес свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела

20. Если я заболел и вынужден остаться дома, то я использую время для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жил с несколькими ребятами в одной комнате, и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочёл бы сам организовать ее, чем это сделал бы кто-нибудь другой.

22. Если у меня что-то не получается, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.

27. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы решать ещё раз аналогичную, чем перешёл бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаше я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

















Методика измерения остроты зрения (по Перельману)


  1. Начертить на листе бумаги 20 равных чёрных линий длиной 5 см, толщиной 1 мм так, чтобы они заполняли квадрат:











  1. Прикрепить чертёж на хорошо освещённой стене.

  2. Отойти от чертежа на расстояние, на котором линии не различаются, как отдельные, а сливаются в сплошной серый фон.

  3. Измерить расстояние и вычислить угол зрения, под которым полоски толщиной 1 мм не различаются. Вычисление производить по формуле: х: 60= 57: у, где х - искомый угол зрения в градусах, 60 - величина угла в минутах, под которым с расстояния 57 мм видна полоска толщиной 1 мм (по расчётам автора методики), 57 - расстояние в мм, на котором полоска толщиной 1 мм видна под углом 1° (60´) (числовые данные получены автором методики экспериментальным путём), у - полученное в опыте расстояние.

  4. Сравнить полученные данные с нормой, которая составляет 1° и сделать вывод.











Материал для конкурса «Узнай пословицу»

(по материалам книги Н.Л.Галеевой

«Интегрированные биологические декады»)


  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более, чем другой представитель этого же семейства (Хрен редьки не слаще)

  2. Сбился с маршрута среди трёх голосеменных (Заблудился в трёх соснах)

  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава (Сердцу не прикажешь)

  4. Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносятся горизонтальным движением воздуха (Собака лает, ветер носит)

  5. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество (Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит)

  6. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат (Комар носа не подточит)

  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива (Работа - не волк, в лес не убежит)

  8. От розоцветного - розоцветное, от голосеменного - голосеменное (От яблоньки - яблочко, от ёлки - шишка)

  9. Престарелое непарнокопытное не приведёт в негодность сельскохозяйственные угодья (Старый конь борозды не испортит)

  10. Порция, равная примерно 20 г продукта полукоксования твёрдых видов топлива, приводит в не пригодное к использованию состояние большую деревянную ёмкость продукта переработки цветочного нектара перепончатокрылым насекомым (Ложка дёгтя портит бочку мёда)

Критерии для оценивания экологического проекта

(по материалам, предоставленным ПОЦРОДиЮ)


шкала оценки рукописи проекта

Показатели

Градация

Баллы

1. Обоснованность темы проектацелесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта

обоснована; аргументы целесообразны

2

обоснована; целесообразна часть аргументов

1

не обоснована, аргументы отсутствуют

0

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта

конкретны, ясны, соответствуют

2

неконкретны, неясны или не соответствуют

1

цель и задачи не поставлены

0

3. Инструментальность гипотезы – обеспечивает гипотеза или нет достижение цели проекта

инструментальна, целесообразна

2

инструментальность сомнительна

1

явно нецелесообразна или отсутствует

0

4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме

использованы основные работы

2

использована часть основных работ

1

основные работы не использованы

0

5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

освещена значительная часть проблемы

2

проблема освещена фрагментарно

1

проблема не освещена

0

6. Теоретическая значимость обзора – представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки

модель полная и обоснованная

2

модель неполная и слабо обоснованная

1

модель объекта отсутствует

0

7. Обоснованность методик доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов

применение методик обосновано

2

методики обоснованы не достаточно

1

методики не обоснованы

0

8. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися)

выполнимы самостоятельно

2

выполнимы под наблюдением специалиста

1

выполнимы только специалистом

0

9. Логичность и обоснованность эксперимента (/наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

эксперимент логичен и обоснован

2

встречаются отдельные неувязки

1

эксперимент не логичен и не обоснован

0

10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов –графики, гистограммы, схемы, фото

использованы все возможные способы

2

использована часть способов

1

использован только один способ

0

11. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

приводятся и обсуждаются разные позиции

2

разные позиции приводятся без обсуждения

1

приводится и обсуждается одна позиция

0

12. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты

позиция автора полностью оригинальна

2

автор усовершенствует позицию другого

1

автор придерживается чужой точки зрения

0

13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы

соответствуют; гипотеза оценивается

2

частично; гипотеза только упоминается

1

не соответствуют; гипотеза не оценивается

0

14. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других.

выводы конкретны (не резюме!)

2

отдельные выводы неконкретны

1

выводы неконкретны

0











Критерии для оценивания защиты экологического проекта

(по материалам, предоставленным ПОЦРОДиЮ)


шкала оценки сообщений

Показатели

Градация

Баллы

выступление

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

соответствует полностью

2

есть несоответствия (отступления)

1

в основном не соответствует

0

2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

структурировано, обеспечивает

2

структурировано, не обеспечивает

1

не структурировано, не обеспечивает

0

3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории

рассказ без обращения к тексту

2

рассказ с обращением тексту

1

чтение с листа

0

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

доступно без уточняющих вопросов

2

доступно с уточняющими вопросами

1

недоступно с уточняющими вопросами

0

5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования

наглядность целесообразна

2

целесообразность сомнительна

1

наглядность не целесообразна

0

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

соблюдён (не превышен)

2

превышение без замечания

1

превышение с замечанием

0

дискуссия

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

все ответы чёткие, полные

2

некоторые ответы нечёткие

1

все ответы нечёткие/неполные

0

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

владеет свободно

2

иногда был неточен, ошибался

1

не владеет

0

9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос

ответил на все вопросы

2

ответил на бóльшую часть вопросов

1

не ответил на бóльшую часть вопросов

0








Викторина для 6 класса по теме «Многообразие трав» (по материалам книги Галеевой Н.Л. «Интегрированные биологические декады»)


  1. Самое маленькое цветковое растение на Земле. Имеет стебелёк диаметром около 1 мм, а диаметр листочка 0,5-1,2 мм. Корней нет. Цветочки, также самые маленькие в мире, развиваются на верхней стороне стебля. Цветёт так редко, что многие ботаники так и не смогли увидеть цветущие экземпляры. Как называется это растение?

1) вольфия + 2) пистия 3) сальвиния

  1. Трава вырастает выше дома. Огромными листья покрывают крыши домов. Плоды съедобны и пользуются популярностью во всём мире.

1) папайя 2) банан + 3) бамбук

  1. Самое высокое травянистое растение. На родине используется как лёгкий и прочный строительный материал. У нас его используют для рыболовных удочек.

1) орешник 2) бамбук + 3) пальма

  1. С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из растений и окрашивали шерстяные и льняные ткани. Зелёную получали из листьев берёзы, жёлтую и чёрную из корней конского щавеля. Из какого растения получали синюю краску?

1) василёк + 2) колокольчик 3) цикорий

  1. Это растение на ночь закрывает цветы и опускает листочки, чтобы уберечь их от сырости. Если днём растение «не проснулось», значит надо ждать дождя. Это растение…

1) ландыш 2) кислица + 3) мята

  1. Иногда на болоте можно увидеть растение- хищника. Листьями с длинными клейкими волосками оно ловит насекомых. Это растение…

1) ситник 2) телорез 3) росянка +

  1. Индейцы называют её маис и возделывают с давних времён. Особое внимание уделяют удобрению почвы: в каждую лунку вместе с зерном кладут одну рыбку, которая перегнивает и питает растение. В Европу маис привёз Христофор Колумб 500 лет назад. Как мы называем это растение?

1) рожь 2) кукуруза + 3) капуста

  1. В странах Азии это растение является главной хлебной культурой уже 4-5 тысячи лет. В Европе оно появилось вместе с воинами Александра Македонского, которые возвращались из индийского похода. Назовите это растение.

1) просо 2) пшеница + 3) рис

  1. Когда-то она была сорным растением в посевах пшеницы и ячменя в Юго-Западной Азии, а в Европу попала вместе с зерном пшеницы. Считается, что в культуру её ввели славяне. Это растение…

1) рожь 2) фасоль 3) гречиха +

  1. Свыше 5000 лет назад эта культура уже возделывалась в Индии, Китае, Монголии и Пакистане. В России её возделывают уже 500 лет. Из семян этого растения изготавливают крупу пшено.

1) овёс 2) ячмень 3) просо +

  1. Более 200 лет его выращивали в Европе как декоративное растение. И только в 1716 году англичанин Бенуа извлёк из его семян масло. Но настоящее масло из этой культуры впервые было получено в России.

1) рапс 2) подсолнечник + 3) горчица

  1. Это растение иногда называю «белым золотом». В настоящее время имеются цветные сорта – жёлтые, розовые, зелёные. Последний имеет большое значение в оборонной промышленности, так защитная ткань из волокон этого сорта не выцветает ни от солнечных лучей, ни от пота. Это

1) лён 2) джут 3) хлопчатник

  1. Его возделывают 6000 лет. Это самый низкокалорийный овощ. Его родина – Индия. Дикие виды растут в лессах, обвивая деревья. Иногда плоды могут достигать 1,5 м. Это одна из наиболее известных овощных культур.

1) баклажан 2) огурец + 3) горох

  1. У себя на родине в диком виде растёт повсюду как сорное растение. Встречается на полях среди злаков, на свалках, каменных заборах, в дуплах деревьев. В России его называли «земляное яблоко», а сейчас именуют «вторым хлебом».

1) томат 2) рожь 3) картофель +





































Викторина по теме «Беспозвоночные животные», 7 класс.


  1. Эти мягкотелые свободноплавающие кишечнополостные в процессе своего развития иногда ведут прикреплённый образ жизни. Как называется прикреплённая и свободноплавающая форма существования этого животного? (Полип и медуза).

  2. Эти животные устроены примитивно, имеют скелет, ведут сидячий образ жизни. Учёные считают, что эти организмы возникли очень давно, одними из первых среди многоклеточных животных. Как они называются? (Губки).

  3. Эта группа животных имеет удлинённое тело без конечностей. Их тело состоит из сегментов с парными выростами—параподиями. среди сегментов тела выделяются своей формой головной и хвостовой сегменты. (Многощетинковые черви).

  4. Эти кишечнополостные могут иметь разные форму и размеры, но для всех них характерна форма зонтика со щупальцами по краям и ртом в нижней части зонтика. Как называются эти животные?

  5. Тело кишечнополостных состоит из нескольких слоёв клеток, между которыми располагается слой неклеточного вещества. Сколько слоёв клеток в теле кишечнополостных? (2). Как называется промежуточный слой неклеточного вещества? (Мезоглея).

  6. Отличительной чертой кишечнополостных является наличие особых клеток, служащих для захвата добычи и защиты от хищников. Как называются эти клетки и как они действуют? (Стрекательные, прокалывают покровы хищника и впрыскивают яд).

  7. У этих беспозвоночных имеется отсутствующая у всех других животных амбулакральная (водно-сосудистая) система, служащая для движения, выделения и осязания. Как называются эти животные? (Иглокожие).

  8. Представители этого класса иглокожих имеют длинные тонкие лучи из огромного количества известковых члеников, плоское ярко окрашенное тело. Как называются эти иглокожие? (Офиуры).

  9. К этому классу иглокожих относятся морские огурцы и кубышки. В момент опасности эти животные выбрасывают из задней кишки липкий секрет или все содержимое полости тела. Способны к регенерации внутренних органов. Как называется этот класс иглокожих? (Голотурии).

  10. Наиболее высокоорганизованные среди всех червей. У них впервые появляется набор систем органов, характерный для всех высших групп организмов, включая млекопитающих. Как называется этот тип червей? (Кольчатые).

  11. Кольчатые черви совершают разнообразные движения благодаря наличию двух групп мышц. Как называются эти группы мышц? (Кольцевые и продольные).

  12. Особый белок, который выделяют эти кольчецы, препятствует свертыванию крови в ране, облегчая питание этим паразитическим червям. Назовите этот класс кольчецов и белок, который они выделяют. (Пиявки, гирудин).

  13. Медицинская пиявка используется в медицине, а также в качестве лабораторного животного. Как называется область медицины, в которой применяются пиявки? (Гирудотерапия).

  14. К этому типу беспозвоночных относятся аскариды, сингамы, ришта и другие. Назовите этот тип. (Круглые черви).

  15. Вытянутое, двустороннесимметричное тело этих беспозвоночных напоминает по форме пластину или ленту. У большинства видов оно не разделено на сегменты, однако у одного класса — разделено на членики. Назовите этот тип беспозвоночных. (Плоские черви). Перечислите классы этого типа. (Ресничные, сосальщики, ленточные).

  16. Многие моллюски — промежуточные хозяева паразитических червей. Назовите известного вам пресноводного моллюска, который является промежуточным хозяином червя--паразита человека, и этого опасного паразита. (Малый прудовик, печёночный сосальщик). Вспомните цикл развития этого паразитического червя и расскажите, как не допустить заражения им своего организма? ( Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не брать в рот траву рядом с водоёмами).



































ВИКТОРИНА «ВЕЛИКИЕ УЧЁНЫЕ» для 8 класса


  1. Этот нидерландский учёный увлекался шлифовкой стёкол. Это увлечение помогло ему создать прибор, который используется для изучения маленьких организмов. Назовите фамилию учёного и прибор, который он изобрёл.

  2. С помощью изобретённого прибора этот учёный впервые наблюдал клетки организма человека. Какие именно? Для чего эти клетки нужны организму человека?

  3. Также с помощью этого прибора учёный открыл и зарисовал одну из тканей организма человека. Какую именно? Перечислите известные вам ткани, входящие в состав организма человека.

  4. Этот учёный первым открыл существование безъядерных организмов. Назовите Царство живой природы, к которому относятся эти организмы. Какую роль они играют в природе и жизни человека?

  5. Одним из первых этот учёный стал проводить опыты на себе. Какие именно? Чем опасны такие эксперименты?

  6. Этот учёный первым описал процесс размножения у тлей, при котором яйцеклетка развивается без оплодотворения. Как называется такой способ размножения? Каким организмам, кроме тлей, свойственна такая форма размножения?














Биологический опыт «Гигроскопические движения у растений»

Цель опыта: изучить значение воды в движениях растений и влияние температуры воды на скорость движения семенных чешуй шишек.


Объекты: 2-4 сухие шишки сосны и ели.


Оборудование: 2 ёмкости для воды, холодная вода (температура 10 % С), горячая вода (50 % С), часы.


Опыт основан на исследованиях Ч. Дарвина в 1865-1880 годах, Д.Ч.Боса в 1895-1937 годах, И.Ф.Леваковского и Т.И.Вяземского в 1860-1901 годах. Результатом этих исследований стало доказательство того, что раздражимость так же свойственна растениям, как и животным. Под раздражимостью понимают способность организма воспринимать воздействия внешней и внутренней среды и реагировать изменением процессов жизнедеятельности. Раздражимость растений лежит в основе активных движений - тигмонастий (двигательных реакций на прикосновения), ростовых (тропизмов и настий) и тургорных (у насекомоядных растений) движений. Кроме активных движений, растениям свойственны и пассивные, среди которых наиболее распространены гигроскопические движения.

В основе гигроскопических движений лежит способность оболочек растительных клеток к поглощению воды и набуханию. При набухании вода поступает в пространство между молекулами целлюлозы в оболочке и белка в цитоплазме клетки, что приводит к увеличению объёма клетки.

Набухание чешуй шишек приводит к изменению их положения в пространстве из-за того, что строение и состав клеток на внешней и внутренней стороне чешуи различаются. Оболочки клеток внешней стороны чешуи более эластичны, поэтому при поглощении воды клетки внутренней части чешуи быстрее увеличиваются в объёме, что и приводит к движению чешуи вниз (шишка закрывается). В процессе обезвоживания клетки внешней стороны теряют воду быстрее, что приводит к загибанию чешуи вверх.

Методика проведения опыта:


  1. Для изучения влияния температуры воды на скорость гигроскопических движений необходимо приготовить две ёмкости с горячей и холодной водой.

  2. В каждую ёмкость поместить одинаковое количество сходных по размерам шишек сосны и ели.

  3. Отметить время начала опыта.

  4. Наблюдать за движением чешуй.

  5. Отметить время, которое потребовалось для полного смыкания чешуй.

  6. Вынуть шишки из воды, наблюдать за обратным движением чешуй.

  7. Отметить время, за которое чешуи вернутся в исходное положение.

  8. Данные наблюдений оформить в виде таблицы.

  9. Сделать выводы.


Описание этапов опыта


  1. Для изучения влияния температуры воды на скорость гигроскопических движений необходимо приготовить две ёмкости с горячей и холодной водой.














  1. В каждую ёмкость поместить одинаковое количество сходных по размерам шишек сосны и ели.















  1. Время начала опыта - 17 часов 25 минут

  2. Первыми сомкнулись чешуи шишек, помещённых в горячую воду: сначала еловых, а затем сосновых.

  3. Затем сомкнулись чешуи шишек, помещённых в холодную воду в том же порядке.

  4. Окончание первой части опыта (полное смыкание всех чешуй шишек) - 22 час 22 минуты.















  1. По мере высыхания шишек наблюдается обратный процесс - раскрытие чешуй шишек: первыми раскрываются сосновые шишки, а затем еловые.














Таблица № 1. Зависимость скорости смыкания чешуй от температуры воды.


Объект наблюдения

Время смыкания чешуй, в минутах

Время размыкания чешуй

В холодной воде

В горячей воде

Шишка сосны, длина 4 см

232

135

В течение суток

Шишка сосны,

7 см

237

140

В течение суток

Шишка ели, 6 см

137

66

Через двое суток

Шишка ели, 8 см

140

83

Через двое суток

Среднее значение

186,5

106



Выводы:

  1. Движение семенных чешуй шишек обусловлено потерей и поглощением воды.

  2. Минимальное время смыкания семенных чешуй выявлено но для еловой шишки длиной 6 см, погружённой в горячую воду, и составило 66 минут.

  3. Максимальное время смыкания семенных чешуй выявлено но для сосновой шишки длиной 7 см, погружённой в холодную воду, и составило 237 минут.

  4. Скорость смыкания семенных чешуй зависит от температуры воды, в которую погружены шишки: в горячей воде скорость смыкания выше и составляет в среднем 106 минут, что на 80, 5 минут меньше среднего значения скорости смыкания чешуй в холодной воде.

  5. Скорость смыкания семенных чешуй зависит от размера шишек: для шишек длиной 4-6 см время смыкания в горячей воде составило в среднем 100,5 минут, в холодной воде - 184, 5 минут, что на 11 и 4 минуты меньше соответствующих средних результатов для больших шишек.

  6. Скорость смыкания семенных чешуй зависит от вида хвойных: у еловых шишек среднее время смыкания чешуй выше в горячей и холодной воде, чем у сосновых, и составляет 74, 5 и 138, 5 минут соответственно, что на 63 и 69,25 минут меньше для горячей и холодной воды.






Использованная литература


  1. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д., Удивительные опыты с растениями: Кн. Для учащихся. - Мн.: Нар. Асвета, 1991. - 208 с.: ил.















Лабораторная работа, 6 класс


Тема: типы корневых систем

Цель: формировать умения применять теоретические знания в практической деятельности, закрепить знание типов корневых систем

Оборудование: 5-6 гербарных растений с разными типами корневых систем

Ход работы:

  1. Рассмотрите растения и разделите их на группы в соответствии с типом корневой системы

  2. Как называются такие корневые системы? Нарисуйте и подпишите разные типы корневых систем

  3. Определите принадлежность растений к классам Однодольные и Двудольные по типу корневой системы

  4. Результаты работы оформите в виде таблицы:


Название растения

Тип корневой системы

Класс










Лабораторная работа, 7 класс


Тема: простейшие

Цель: формировать представления о многообразии простейших, о значении их в природе и жизни человека

Оборудование: постоянный микропрепарат, микроскоп, лупа

Ход работы:

  1. Рассмотрите микропрепарат невооружённым глазом. Что вы видите? Почему? Как называется изучаемое простейшее животное?

  2. Рассмотрите препарат с помощью лупы. Что вы видите? Почему?

  3. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа: определите форму тела животного, найдите оболочку, цитоплазму, ядро. Сколько ядер в клетке: Какой они формы?

  4. Рассмотрите препарат при среднем или большом увеличении микроскопа. Какие части клетки видны? Для чего они нужны?

  5. Зарисуйте одну особь простейшего, обозначьте увиденные компоненты клетки, укажите функции этих компонентов.

  6. Докажите, что простейшие - животные, а не одноклеточные растения или бактерии.

Лабораторная работа, 8 класс


Тема: предшественники современных людей

Цель: формировать представления о происхождении и историческом развитии современных людей

Оборудование: модели «Происхождение человека»

Ход работы:

  1. Рассмотрите модели, найдите черты сходства и различия у шимпанзе и предков человека, запишите их в 2 столбца. Какой предок человека наиболее похож на шимпанзе? Почему?

  2. Выявите отличительные черты внешности предков людей современного типа: соотношение размеров мозгового и лицевого отделов черепа, величина надбровных валиков, наличие или отсутствие подбородочного выступа, его размер, форма носа. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы:


Название модели

Внешние особенности

Образ жизни (речь, умения, другие особенности)

















Перечень сайтов по цветоводству


  1. http://www.ars-grin.gov

  2. http://blogs.sun.com

  3. http://www.botanic.jp

  4. http://www.cactuspro.com

  5. http://commons.wikimedia.org

  6. http://davesgarden.com

  7. http://www.golatofski.de

  8. http://home-and-garden.webshots.com

  9. http://www.flickr.com

  10. http://www.floraforum.net

  11. http://www.flowers-dom.ru

  12. http://www.flowersdream.ru

  13. http://forum.garten-pur.de

  14. http://www.jardin-botanique-lyon.com

  15. http://www.kew.org

  16. http://www.killerplants.com

  17. http://www.plantoftheweek.org

  18. http://www.rimbundahan.org

  19. http://www.soenyun.com

  20. http://www.sukulenty.ic

  21. http://toptropicals.com