Внимание- компонент интеллектуальных способностей, его диагностика и развитие.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект – внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности школьников(в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко и эмоционально).
С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые быстро снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений. Для учителя особенно важно развитие свойств внимания для успешной учебной деятельности. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.
Наблюдая за поведением ребёнка в школе, можно узнать какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.
По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение - это положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.
У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.
У дошкольников и учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связанно с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания они могут сохранять в течении 30 – 35 минут. А вот учащиеся третьих классов могут сохранять внимание непрерывно в течении всего урока. Но важно периодически менять виды работы, чтобы не наступило утомление.
К моменту окончания начальной школы внимание детей становиться произвольным. Однако это происходит не у всех детей. Следует учитывать и то, что возможность волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание развивается вместе с развитием мотивов учения, вместе сростом сознания ответственности за успех учебной деятельности.
У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащиеся среднего звена школы могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидает в будущем. Однако надо помнить, что даже самая интересная лекция самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключения внимания невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте – реально.
Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание. Поскольку, непроизвольное внимание поддерживается интересом, то естественно, надо стремиться сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста. Но как писал К.Д.Ушинский: « Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье… Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность…» Следовательно, произвольность внимания у подростков педагоги должны и дальше развивать и укреплять.
Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность – это устойчивость внимания. Длительность сосредоточения его на нужном объекте: учебном тексте, рассказе учителя, на какой – либо мысли и т.д.
Очень часто от учащихся мы слышим, что если бы они на уроках были более внимательны, то их оценки были значительно лучше.
Диагностика уровня развития внимания.
Уровень устойчивости внимания.
Методика «Исправить ошибки».
Можно использовать письменные работы учащихся по математике, содержащие ещё не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определённое число ошибок.
Учащимся за 5 минут необходимо найти и подчеркнуть все ошибки(можно попросить, чтобы учащиеся не только подчеркнули, но и исправили ошибки).
Оценка результатов: надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных ошибок на общее число ошибок, которое содержало задание. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания подростка достаточно высок; если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого свойства.
Методика «Счёт».
Данная методика направлена на исследование внимания и работоспособности учащихся 5-6 классов.
Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим.
Эта работа продолжается 10 минут. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.
Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.
Пример: 5 4 9 3 2 5 7 2
9 5 4 9 3 2 5 7 и т.д.
Второй способ: сумму ставят в нижнюю строку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Пример: 5 9 4 3 7 0 7 74
9 4 3 7 0 7 7 41 и т.д.
Надо объяснить и показать сначала эти способы. Затем сказать, что в течении 1 минуты должны действовать по первому способу, а потом по второму способу, поставив вертикальную черту, а затем, через минуту, опять перейти к первому способу и т.д.
Оценка результатов: найти среднее число сложений за 1 минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число меньше 8, работоспособность очень мала, уровень внимания очень низок.
Успешное выполнение этого задания требует то учащихся определённого развития памяти, т.к. им нужно не только понять инструкцию, но и удержать её в уме в течении некоторого времени.
Уровень произвольности внимания.
Таблицы Шульте.
Учащемуся поочерёдно предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до25. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения задания регистрируется. Норма 45 – 60 секунд. (приложение №3)
Методика расстановки чисел.
В течении двух минут учащимся предлагается расставить в клетках пустого квадрата числа в возрастающем порядке, которые расположены случайно в другом квадрате. Числа надо располагать построчно. (приложение №4)
Переключение и концентрация внимания.
Цвето – цифровая таблица.
Для выполнения этой методики необходимо воспользоваться двухцветной таблицей, например чёрно-красной, содержащей 25 цифр черного 24 – красного цвета ( приложение №5)
Учащимся необходимо поочерёдно показывать и называть то чёрные, то красные цифры, причём чёрные надо показывать и называть в возрастающей последовательности от 1 до 24, а красные – в убывающей от 25 до1.
Следует определить, сколько времени потребуется учащемуся для того, чтобы безошибочно, не сбиваясь выполнить все задания с начала до конца.
Если ученик ошибается в ходе счёта, ему предоставляется возможность начать ещё раз сначала.
Время, затраченное на безошибочное выполнение задания, является показателем переключения внимания. А величина, обратная числу попыток, позволяет судить о концентрации внимания.
Если диагностика проводится у ребят класса, то можно определить средний показатель времени выполнения задания. Те ребята, которые, затратили меньше времени, имеют лучшие показатели переключения внимания.
Если же диагностика проводится индивидуально, то средний уровень 4 – 4,5 минуты (без ошибок).
Методика Мюнстберга.
Методика направлена на диагностику избирательности внимания.
Задание: среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть слова, содержащие 5 букв и более. Время работы 2 минуты (приложение № 6). Например: рюклбюрадостьуфрани.
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок.
Оценку избирательности внимания следует проводить по формуле: К=
К- избирательность внимания, N – количество найденных слов, m – количество ненайденных слов, n – количество слов, отмеченных неверно.
Оценка показателя: 0,8 – высокий уровень, 0,5- 0,7 – средний уровень, 0,4 и ниже – низкий уровень.
Упражнения для тренировки внимания.
Пропусти число.
Ребятам предлагается посчитать по порядку вслух, причём числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, следует пропускать. Тот, кто называет запрещённое число, выбывает из игры.
Часы.
В игре участвуют 13 человек. Участники игры становятся по кругу. Условие игры: нужно изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок встаёт у определённого часа. Договариваются о том, где будет 12 часов. Один из игроков – ведущий – становиться в центре и должен назвать время, а участники игры, находящиеся там, где в это время стоят стрелки, одним хлопком обозначают расположение маленькой стрелки, а двумя хлопками – положение большой минутной стрелки. Тот, кто ошибается становиться ведущим.
Считаем вместе.
Участники игры по очереди должны выполнить сложение или вычитание однозначных чисел. Первый называет число: например 9. Второй называет знак: например плюс. Третий называет число: например 3. Четвёртый называет знак: равно. Пятый должен назвать сумму. Шестой называет число и т.д.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Приложение №3.
Таблицы Шульте.
Приложение №4.
Приложение №5.
8 | 9 | 24 | 20 | 15 | 6 | 19 |
4 | 5 | 12 | 1 | 24 | 13 | 23 |
14 | 18 | 17 | 22 | 2 | 11 | 6 |
22 | 11 | 7 | 21 | 8 | 3 | 9 |
2 | 7 | 16 | 23 | 19 | 16 | 3 |
13 | 1 | 21 | 5 | 10 | 25 | 17 |
15 | 10 | 18 | 20 | 4 | 14 | 12 |
Приложение №6.