Проект в старшей группе: «Внимание, первоцветы!»
МБДОУ№ 27 «Журавушка»
Воспитатели: Шамсутдинова З.А.
Байрашева Н.С.
Цель проекта: Формирование и обобщение представлений детей о дикорастущих первоцветах.
Задачи:
1.Формирование знаний о первоцветах, об их внешнем виде, биологических особенностях, о местах произрастания, о навыках природоохранной работы.
2.Развитие интереса к познанию и беззащитности дикорастущих цветов.
3.Воспитание бережного отношения к жизни дикорастущих первоцветов.
Актуальность проекта:
Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна, так как природные сообщества подвергаются интенсивному антропогенному воздействию. Первоцветы или подснежники - это целая группа травянистых растений, которые первыми рано весной появляются из-под снега.
Многие из них в последние десятилетия стали редкими и занесены в Красные книги разных уровней.
В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к дикорастущим первоцветам.
Предполагаемый результата:
1. Проявление интереса к первоцветам, произрастающих в Республике Татарстан.
2. Знание детьми 6-8 первоцветов, и их биологических особенностей.
3. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.
4. Оформление на территории детского сада уголка леса с цветами – первоцветами.
5. Активное участие родителей в процессе реализации проекта.
Организация проектной деятельности:
- Обсуждение проблемной ситуации и составление
плана действий.
Обсуждение того, что вблизи детского сада происходит постройка домов, все меньше остается озелененных участков в нашем городе с «говорящим» названием Зеленодольск и о том, что мы все реже можем в черте города увидеть вестников весны – первоцветов.
2. Практическая деятельность по реализации проекта:
2.1 Познавательно – исследовательская деятельность: 1)Актуализация знаний детей о цветах и первоцветах.
2) Знакомство с биологическими особенностями первоцветов:
Первоцветы или подснежники – это, многолетние весенние травы, зацветающие сразу после стаивания снега и успевающие отцвести до распускания листьев на деревьях. Развитие этих растений начинается ещё под снегом в феврале месяце, и первые всходы появляются с уже развитыми цветками. Это происходит благодаря тому, что в земле у них находятся перезимовавшие многолетние органы: корневища, луковицы, клубеньки, которые богаты питательными веществами. Цветок у первоцветов, либо один, но крупный и яркий, либо они мелкие, но собраны в соцветия. Подснежники отцветают до появления листьев на деревьях, так как они очень светолюбивы и не переносят затенения. Листьев у них достаточно мало, это нужно для того, чтобы не тратить много питательных веществ на их развитие. Тип опыления – смешанный: насекомыми, ветром и самоопыление (это даёт больше шансов быть опылёнными за короткий период цветения (7-10 дней))
3) Рассматривание иллюстраций.
4) Дети по своему выбору собирают сведения о любом первоцвете и оформляют их в виде плаката или коллажа.
5) Совместное творчество детей и родителей .
6) Оформление на территории детского сада уголка леса .
2.2 Коммуникативная деятельность.
Проводятся беседы с использованием иллюстраций. Дети совместно с воспитателями и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы, сказки, загадки о первоцветах .
Захватывающие легенды, древние истории и очень красивые сказки о первоцветах семьи Сиделеных .
Рассказы о первоцветах семьи Ерастовых и Селиверстовых.
Презентация семьи Леонтьевых .
В эти праздничные и тёплые выходные мы с моей семьёй отдыхали на даче. Наша дача располагается практически в лесу и рядом с речкой. Утром просыпаясь я слышу щебетание и пение птиц, а вечером засыпаю под песни лягушек и нежный тихий шорох листвы от лёгкого штиля. Как и обычно мы с мамой и моей сестрёнкой выходим в лес погулять. Наш лес красив и полон растительности. Конечно цветов в нём ещё мало, но самые первоцветы мы увидели и нашли. Хочу вам их показать!!!
Храни природу – чудо из чудес,
Леса, озёра, синь небес…
Эту фразу я прочитал на въезде на заповедную территорию нашего леса
Прогуливаясь вдоль леса мы встретили целую поляну прекрасных маленьких цветов – желтовато-бело- сиреневатые. Многие уже распустились.
А эти нежные сиреневые маленькие цветочки очень похожи на живучку ползучую, или по другому дубровку. Их можно было наблюдать, как в тени, так и на солнечной лужайке.
2.3 Чтение художественной литературы:
Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», Сказка «Двенадцать месяцев», П.Соловьев «Подснежник».
2.4 Игровая деятельность: «Что изменилось», «Скажи по другому», «К названному цветку беги», «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», «Отбери и назови цветы которые знаешь», «Да – нет», «Что где растет».
Игры – пазлы: «Первоцветы!»
2.5 Продуктивная деятельность.
Раскраски.
2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление и раздача листовок: «Берегите первоцветы!»
2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление и раздача листовок: «Берегите первоцветы!»
2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление подснежников.
Фотосессия на фоне первоцветов :
Сохранить первоцветы — важная задача.
Каждый сорванный цветок — это десятки и сотни не успевших созреть семян, из которых могли бы вырасти новые растения. Собирая букеты, мы лишаем первоцветы не только листьев, но, зачастую, и корневищ. В результате растение погибает, а если и остаётся жить, то на следующий год не в состоянии запасти в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов.
Цель мероприятий по защите первоцветов — расширение знаний населения о первоцветах, формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы.
Каждый может посильно участвовать в этой акции:
- Рисовать, распространять вместе с детьми листовки по охране первоцветов;
- Рассказывать окружающим о редкости, значимости и уязвимости первоцветах, о способах их охраны;
- Самим не срывать первоцветы и отказаться от покупки этих цветов с частных рук.