СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Александра I. Материалы к уроку

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Оценка деятельности исторического деятеля" - это задание нередко вызывает у ребят желание сформулировать что-то стандартно-безликое. В 8 классе эти материалы помогают организовать небольшую дискуссию. Для слабых учеников, которые устно отвечать не любят, задается задание по таблице "Реформы Александра I". Они должны выписать самые важные, с их точки зрения, реформы В 10-м классе учащиеся отвечают письменно на вопросы заданий

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра I. Материалы к уроку»

Либеральные реформы Александра I

Политические

Социально-экономические

Духовные

Проведена министерская реформа

Создан Государственный Совет как совещательный орган при императоре (1810 г.)

Восстановлен в правах Сенат как высший орган судебной, административной и контролирующей власти

Во главе Святейшего Синода назначался гражданский человек в звании обер-прокурора

Подписана конституция царства Польского в составе России (1815 г.)

Разработка проекта государственного устройства России (М.М. Сперанский)

Создание проекта «Уставной грамоты Российской империи» - проекта российской конституции (Н.Н. Новосильцев) 1820 г.

Указ о праве покупки земли некоторыми категориями граждан, прекращена раздача казенных крестьян в частные руки (1801)

Указ о «вольных хлебопашцах – освобождение крестьян на волю за выкуп по согласованию с помещиком.

Указ о запрещении ссылать крестьян в Сибирь, разрешение крестьянам торговать и брать подряды (1809)

1816-1819 – отмена крепостного права в Курляндии, Эстляндии и Лифляндии

Разработан проект отмены крепостного права (А.А. Аракчеев, Н.С. Мордвинов) 1818.

Начало организации массовых военных поселений (1816)

Упорядочение системы образования (1803), в систему образования положены принципы бессословности, бесплатного обучения на низших ступенях

Открытие новых учебных заведений(5 новых университетов, 1805 – Демидовский лицей в Ярославле, 1811 - Царскосельский лицей, 1804 – Московское коммерческое училище, 1810 – Институт путей сообщения)

Предоставление значительной автономии университетам

Указ о высылке из России иезуитов, запрещение в России тайных обществ и масонских лож (1822)

Мнение современников о царствовании Александра I

«Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда над нами царствовал тогда» Пушкин А.С.

«Великие помыслы об общем благе, великодушные чувства, желание принести им в жертву собственные удобства и часть своей власти, отказаться, наконец, от неограниченного могущества, чтобы тем вернее обеспечить в будущем счастье людей, подчиненных его воле – все это некогда искренне занимало императора, но это было скорее юношескими мечтаниями, чем твердым решением зрелого человека. Император любил лишь формы свободы, как любят зрелища. Ему нравилась внешняя сторона народного представительства, и это составляло предмет его тщеславия. Но он желал только формы и внешнего вида, а не действительного его осуществления. Одним словом, он охотно согласился бы на то, чтобы весь мир был свободен, при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле» Князь Адам Чарторыйский – один из ближайших друзей юности Александра I, впоследствии активный деятель польского национального движения.

«Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и – человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра I невыносимую тяжесть, с которой он пошел в могилу. Александра был задачей для современников: едва ли он будет разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате». Греч Николай Иванович (1787 – 1867) – русский журналист и писатель.

Задание 1. Какие черты политики Александра I подтверждают правоту этих оценок, а какие опровергают? Мнение историков о царствовании Александра I

«Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что это была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра. В чем заключалась причина безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности… Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили». В.О. Ключевский

«Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 году. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла». А.В. Предтеченский

«Самодержавный монарх, располагавший неограниченной властью, решительно исключал саму мысль о возможности давления на дворянство, настаивал, чтобы в основе любого проекта отмены крепостного права был положен принцип добровольности. И, признав невозможность его соблюдения, верховная власть отказалась от реформ вообще». Мироненко С.В. - современный историк, директор Государственного архива Российской Федерации.

Задание 2. Подтвердите или опровергните традиционную точку зрения о двух периодах царствования Александра I (а) «Дней Александровых прекрасное начало» - время либеральных преобразований, б) последующий, когда внутренняя и внешняя политика вновь стала консервативной). В чем причины неудачи реформ?