Тема
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий военной техникой.
Вопрос 1
Основные виды воинской деятельности
Цели:
- познакомить обучающихся с основными видами воинской деятельности.
- сформировать у них убеждение в том, что вся воинская деятельность имеет целью подготовку каждого военнослужащего, подразделения и части к ведению реальных боевых действий.
- воспитывать у обучающихся дисциплинированность, ответственность за защиту своей Родины.
- служба в ВС РФ почетна.
Деятельность военнослужащего в первую очередь обусловлена его принадлежностью к
Вооружённым Силам Российской Федерации.
Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединён понятием «Вооружённые Силы», а следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на обеспечение тех функций и задач, ради которых они создаются.
Согласно Федеральному закону «Об обороне» Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены
- для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации,
- для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации,
- для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации .
Обязанности военнослужащих включают:
- участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, в условиях вооружённых конфликтов;
- исполнение должностных обязанностей в повседневной жизни;
- несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
- участие в учениях или походах кораблей;
- выполнение приказа, отданного командиром или начальником. Все виды воинской деятельности военнослужащего должны способствовать поддержанию высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделения, в котором он проходит военную службу.
Исходя из этого в воинской деятельности можно выделить три основных её элемента: учебно-боевую подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.
Учебно-боевая подготовка — система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определённых предназначением Вооружённых Сил.
Учебно-боевая подготовка
Учебно-боевая подготовка в первую очередь направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений.
Учебно-боевая подготовка
учения
боевые стрельбы
изучение воинских уставов
Изучение оружия, военной техники
приемы действий в бою
Боевое слаживание частей, подразделений, родов и видов ВС
Боеспособность - это возможность войск вести боевые действия и выполнять боевые задачи в соответствии с их предназначением; боеспособность зависит от укомплектованности, боевой выучки и морально-боевых качеств личного состава частей и подразделений.
Учебно-боевая подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время.
В ходе учебно-боевой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, во время которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приёмы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.
Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идёт подготовка воинских подразделений к совместным действиям.
Учебно-боевая подготовка - это в основном практическая подготовка, направленная на овладение личным составом вооружением и военной техникой и умелое использование их в
бою для обеспечения превосходства над противником.
Таким образом, основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые включают в себя многократное повторение действий, направленное на отработку действий с вооружением и военной техникой и умелое использование их тактико-технических характеристик в бою.
Служебно-боевая деятельность
Служебно-боевая деятельность направлена прежде всего на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки.
Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.
Служебно-боевая деятельность
Боевое дежурство
Караульная служба
Внутренняя служба
Боевое дежурство - это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий.
Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчёты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др.
Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.
На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведённых к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведётся расследование, и больных.
Для обеспечения необходимой степени боевой готовности на личный состав дежурных смен накладывается ряд ограничений и запретов в их поведении.
Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами
Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава постоянно высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы .
Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Для несения караульной службы назначаются караулы.
Караулом называется вооружённое подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамён, военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.
В состав караула входят:
- начальник караула;
- караульные по числу постов и смен;
- разводящие и другие лица.
Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.
Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведённых к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.
Повторим ещё раз: вся воинская деятельность имеет целью подготовить каждого военнослужащего, подразделения и воинские части к ведению реальных боевых действий.
Реальные боевые действия
Реальные боевые действия есть воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника.
Реальные боевые действия — это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляются их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность.
Основными чертами современного боя являются:
- маневренность, динамичность, быстрые и резкие изменения обстановки;
- неравномерность его развития по фронту и в глубину;
- повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.
История войн знает немало примеров, когда исход боя решало не превосходство в живой силе и технике, а именно морально-психологическая готовность личного состава до конца выполнить свой воинский долг.
Каждый военнослужащий в процессе воинской деятельности должен постоянно стремиться вырабатывать в себе такие качества, как беззаветная преданность своему народу, Родине, уверенность в разгроме врага, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию, войсковое товарищество, взаимовыручка в бою.
Вопрос 2
Воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами
Психологическая классификация воинских должностей
Существует психологическая классификация воинских должностей, которой руководствуются специалисты профотбора. В ней указанные воинские должности по сходству профессионально необходимых качеств разделены на семь классов:
- Командные воинские должности.
- Операторские воинские должности.
- Воинские должности связи и наблюдения.
- Водительские воинские должности.
- Воинские должности специального назначения.
- Технические воинские должности.
- Прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологических качеств.
Командные воинские должности
Командиры отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.
Командир отделения отвечает:
• за успешное выполнение отделением боевых задач;
• за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных;
• за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования .
Успешность выполнения обязанностей на командных должностях определяется наличием у сержантов и старшин совокупности глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, индивидуально-психологических качеств, необходимых начальнику и воспитателю подчиненных, высококлассному специалисту.
Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитыми организаторскими и познавательными (интеллектуальными) способностями, умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью, ясной и разборчивой речью.
Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.
Операторские воинские должности
Оператор – специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией.
В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи (например, операторы-наводчики), операторы-диспетчеры (например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок), операторы-исследователи (например, операторы-наблюдатели, операторы ввода информации) и др.
Нормальная работа человеко-машинных систем обеспечивается выполнением человеком операторских обязанностей. В этом состоит главное предназначение воинских операторских должностей. Без строгого, четкого и профессионального выполнения военнослужащим операторских обязанностей управление современными вооружением и военной техникой при их применении по предназначению становится неэффективным.
Деятельность операторов в различных образцах вооружения и военной техники различна. Но каждый ее вид обязательно включает в себя следующие стадии (операции): прием, оценку и переработку информации; принятие на основе этого соответствующих решений; действия по реализации этих решений; контроль результативности исполнения решений.
Операторская деятельность отличается от других видов труда тем, что оператор решает задачи управления, контроля, передачи или преобразования информации, взаимодействует с техникой, оружием или внешней средой не непосредственно, а опосредованно - с использованием средств отображения информации и органов управления.
В зависимости от содержания и характера выполняемых операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-диспетчеры, операторы-исследователи (операторы-наблюдатели, операторы ввода информации), операторы-технологи и др.
Операторы должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: точностью и быстротой зрительного (слухового) восприятия, точным глазомером, устойчивостью и концентрацией внимания, развитой оперативной памятью, быстротой мышления, умением выделить в информации главное, координацией движений руками, ответственностью и аккуратностью.
Примеры родственных гражданских профессий (должностей): геодезист, гидрометнаблюдатель, гравер, градуировщик, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационного диспетчерского) пункта, измеритель электрических параметров радиодеталей, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, корректор, наборщик вручную, наборщик на машинах, наладчик геофизической аппаратуры, оператор передвижной сейсмической установки, оператор станков с программным управлением, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, оптик, оптик-механик, планиметрист, приборист, программист, радиометрист, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотехник, радист-радиолокаторщик, сейсмолог, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра, техник-геодезист, техник-маркшейдер, техник по радионавигации, радиолокации и связи, техник-программист, топограф, фотограф, художник, чертежник, чертежник-конструктор, ювелир-монтировщик, юстировщик и т. п.
Воинские должности связи и наблюдения
Связь – основное средство управления войсками и оружием.
В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную связь, тропосферную, космическую, оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).
Как бы ни развивались и ни совершенствовались средства связи, ее центральным элементом были, есть и будут люди, исполняющие должности связистов. Четким, высококвалифицированным выполнением своих обязанностей связисты призваны обеспечить своевременность, надежность, достоверность и скрытность передаваемой и принимаемой информации.
Виды и рода связи дают представление о характере и содержании должностей связистов, которые предусмотрены буквально во всех структурах сложного военного организма. Потеря связи делает войска (силы) неуправляемыми, обрекает их на самые тяжелые последствия вплоть до поражения в вооруженной борьбе.
Связисты должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: острым слухом (зрением), точностью слухового (зрительного) восприятия, устойчивостью внимания, развитой оперативной памятью, развитым чувством ритма, выносливостью и подвижностью нервной системы, правильной дикцией, разборчивым почерком, подвижностью кистей и пальцев рук.
Примеры родственных гражданских профессий (должностей): артист оркестра, гидроакустик, звукооператор, звукооформитель радиовещания, звукорежиссер, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, оператор акустических испытаний, кабельщик-спайщик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, оператор звукозаписи, оператор электроакустических измерений, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотелеграфист, радиотехник, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, телеграфист, телефонист, электромонтер связи, электромонтер станционного оборудования телеграфной связи, электромонтер стационарного оборудования телефонной связи и т. п.
Водительские воинские должности
В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства .
Это объясняет многообразие водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.
Деятельность водителей преимущественно мыслительно-двигательная, осуществляется на основе приобретенных умений и навыков в процессе управления подвижным объектом. Она дополняется рядом интеллектуальных действий, обусловленных необходимостью анализа складывающейся обстановки в условиях боя, и связана с большими статическими и динамическими нагрузками, переработкой значительного объема информации.
Водители должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: способностью к распределению и сохранению устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакцией, подвижностью нервной системы, двигательной памятью, координацией движений руками и ногами.
Примеры родственных гражданских профессий: водитель автомобиля, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель погрузчика, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, матрос, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства, машинист скрепера, машинист трубоукладчика, машинист экскаватора, машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного, рулевой (кормщик), тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик и т. п.
Воинские должности специального назначения
Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др.
Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими перегрузками.
Воинские должности этого класса предназначены для решения особо ответственных боевых и учебно-боевых задач в условиях чрезвычайной напряженности и риска для жизни. Они преобладают в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, разведывательных подразделениях, имеются в войсках радиационной, химической и биологической защиты.
Военная служба на должностях специального назначения, связанная с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками, предъявляет к солдатам, матросам, сержантам и старшинам повышенные требования.
Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: координацией движений, ловкостью, физической силой и выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью .
Примеры родственных гражданских профессий (должностей): взрывник на лесных работах, водолаз, водолазный специалист, газоспасатель, егерь, инкассатор, инструктор пожарной команды, инструктор водолазного дела, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, мастер водолазных работ, охотник промысловый, парашютист-спасатель, парашютист-укладчик парашютов, спасатель, топограф и т. п.
Технические воинские должности
Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические военные должности.
Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.
Поддержание готовности и работоспособности образцов вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, осуществляющие их обслуживание и ремонт.
Деятельность военнослужащих на технологических должностях осуществляется индивидуально или в составе небольших групп при значительных физических и динамических нагрузках.
Военнослужащие для успешной военной службы на этих воинских должностях должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью.
Примеры родственных гражданских профессий (должностей): авиационный механик (техник), аккумуляторщик, аппаратчик концентрирования кислот, газовщик, дезактиваторщик, лаборант, машинист паровых турбин, машинист электростанции, моторист (машинист), наладчик, оператор заправочных станций, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиотехник, сборщик электроизмерительных приборов, слесарь-механик, слесарь-монтажник приборного оборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-электромонтажник, токарь, фрезеровщик, электромеханик, электромонтажник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т. п.
Прочие воинские должности
Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих.
К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков , заряжающий, кладовщик, писарь, повар (кок), помощник гранатометчика, стрелок, чертежник, и т. п.
Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.