СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Войны граждан и рабов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Войны граждан и рабов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Приютово

муниципального района Белебеевский район РБ










Учебно-методическая разработка урока

по истории в 5 классе

Войны граждан и рабов












разработал учитель истории и обществознания

Л.Ф. Зарипова














2014

Тема урока: Войны граждан и рабов


Цели урока:

Образовательная: Ознакомить обучающихся с гражданскими войнами и восстаниями рабов происходившие в первом веке до н.э.

Развивающая: Развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного. Продолжить формирование навыков работы с историческими терминами.

Воспитательная: Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы

Методы: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с учебным пособием, сообщение обучающихся, рассказ учителя с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы:

мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация Rower Point, карта.

Ход урока.

  1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

  2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

  3. Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

  1. Организационный момент. Стадия вызова.

Ребята, мне срочно нужна дружная команда, чтобы завоевать ключи от форта знаний. Поможете? (слайд №1) Вам хотелось бы узнать, как называется наш форт? Название форта и тема нашего урока совпадают. Определим проблему урока .

Работа с документом в учебнике стр.

Сравни мнение Антошки и факты, приведенные Источниковедом. В чем противоречие, какой следует вопрос?

Название форта, а значит и тема урока — Войны граждан и рабов.

 Если мы сумеем собрать за урок 9 ключей, то форт нам покорится, и мы узнаем

Почему жители Римской державы воевали друг с другом?


План урока:

  1. Рабская доля.

  2. Восстание Спартака

Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Начнем с разминки. Вы должны ответить на вопросы, которые появятся на экране и сундучок даст вам первый ключ.

Расшифруйте анаграммы и Объясните значение слов:

пелеби, публикарес, притации, футрим, джанигран, ломур, абры

1-й ключ заработан!

1.Рабская доля

Стадия осмысления. Столкновение с проблемой.

слайд Римский ученый Варрон однажды сказал : «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — …. мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».

Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда? В каких государствах, известных вам из истории, существовал институт рабства?

Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Сравните взгляды ученых. Как к рабству относились в Древнем Риме и Греции ученые? Ваше мнение по этому вопросу. Справедливо ли рабство? Почему?

Сегодня нам предстоит познакомиться с рабством в Древнем Риме.

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, изучая эту тему.

1) Каковы были источники поступления рабов в Рим?

2) Где применялся рабский труд?

3) В каком положении находились рабы, каково было отношение к ним?


Сейчас вы посмотрите небольшую инсценировку подумайте и ответьте на вопрос:

каковы источники рабства? Откуда в Риме было столько рабов?

Инсценировка (две рабыни и 3 раба). н а фоне презентации

слайд «В римскую гавань по волнам Средиземного моря идёт корабль. На нём плывут люди, между которыми завязалась беседа:

1: Сколько ещё плыть? Кто знает, что нас ждёт в новой жизни?

2: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят «Раб не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них – говорящее орудие.

3: Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать. Я тоже хочу учиться, играть и бегать, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он? Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:

4.- Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Моя мать тоже была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград. Дети рабов обречены быть рабами. Нам, сынок не суждено познать такое счастье. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

1: А я вот знаю что такое свобода. . жил я на далёком острове. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

2: На месте моего города Карфагена римляне оставили лишь чёрное безжизненное поле с развалинами. 17 дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы пылали библиотеки, а потом нас взяли в плен.

5: а я житель римской провинции. в этом году была сильная засуха мы собрали мало урожая и я не смог вовремя заплатить непосильные налоги Риму и вот меня за неуплату налогов продали в рабство.»

Скажите, каковы были источники рабства?

Составляем кластер! (слайд № )

Источники рабства.

  • военнопленные

  • Пиратство

  • Продажа в рабство

  • Дети рабов

  • неуплата налогов жителями провинций

Какой источник рабства давал самый большой приток рабов в Римскую республику?  3-й ключ получен!

слайд Корабль прибыл на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности

Как вы думаете, какова было цена на них на рынке рабов?

Оторванные от своих семей, от родной земли, испытывая трудности и лишения, они были глубоко несчастны.

слайд Задание- составить кластер. Под стрелочками в тетради написать, где исполь­зовался труд рабов.

Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам поработать в группах. Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, иллюстрации, опишите «Один день из жизни римского раба».

1.Расскажите, как жили рабы в имениях землевладельцев? (слайд № )4-й ключ

2. Расскажите, как жили рабы в богатых домах? (слайд № ) 5-й ключ получен!

3. Расскажите, чем занимались государственные рабы? слайд 6-й ключ получен!

4. Какое место среди рабов занимали гладиаторы? слайд 7-й ключ получен!

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра обратите внимание:

- Как выглядят гладиаторы? - Каким оружием они сражались?- Какова была реакция публики?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр) О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?

что означает пословица?

Почему рабовладельцы старались купить рабов разных национальностей?

2.Восстание Спартака.

 Ребята, сегодня  мы  с вами  станем  свидетелями  грандиозного  исторического  события, когда  один  человек, никому  доселе  неизвестный, вступил  в  смертельный  поединок  с  богачами  Рима….

В 74 г. до н. э. в Италии началось самое крупное восстание ра­бов в древности. Оно продолжалось несколько лет, в нём приняли участие десятки тысяч рабов.

записи в тетради: Восстание Спартака- 74-71 гг. до н. э.

Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании.

Сообщение ученика

У Спартака в ходе восстания был план - собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за преде­лами Италии стать свободными.

Проследите по карте путь Спартака. Найдите названия Капуя, Рим, Везувий, Альпы, о. Сицилия. Обозначьте их на контурной карте. Вообразите себя, в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? (обсуждение).

Работа в тетради. Установите  последовательность  событий:

  1. Образование  лагеря  на вершине   г. Везувий.-2

  2. Поход  на  Сицилию. -6

  3. Поход восставших на  север  Италии к А л ь п а м.-4

  4. Раскрытие  заговора  гладиаторов.-1

  5. Первая победа. Разгром восставшими 3-тысячного отряда римлян у Везувия.-3

  6. Западня -7

  7. разгром спартаковцами римлян под Мутиной 5

  8. на Поражение восставших под руководством Спартака в 71 г. д о н.э. в бит­ве реке Силариус (Аппулия). 4153726 8 8-й ключ получен!

Весной 71 г. до н. э. в Аппулии произошла последняя битва. Красс, стоявший во главе римских легионов, отчаялся собственны­ми силами справиться с восставшими. Сенат послал ему помощь. Из Испании на помощь Крассу двинулся Помпеи, а из Македонии — Лукулл. Вокруг Спартака сужалось кольцо. Спартак потерпел в этой битве сокрушительное поражение. После героического сопро­тивления он сам и большинство его соратников погибли. 6 тысяч оставшихся в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.

В чем причины поражения восстания:

1)  тактические разногласия между рабами;

2)  отсутствие единого плана ведения войны с Римом;

3)  восставшие боролись в то время с опасным и непобедимым врагом.
Почему имя Спартака такое известное и уважаемое даже спустя две тысячи лет после его восстания? Какими качествами обладал Спартак?

Спартак  отличался  отвагой, физической  силой. организаторскими  способностями. талантом  полководца.6. Презирал  наживу  и  богатство. Уважал  право  человека  на  свободу.

Задание: Следующий ключ можно получить у старца Фура. (слайд №) Старец Фура предлагает сыграть с ним в игру «Найди ошибки». поработать над текстом с ошибками. Ошибки подчеркнуть, объяснить.

«Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина. Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам. Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить. Рабов ценили, поэтому заболевших лечили. За добросовестную работу рабам платили небольшую плату. Зато за провинность пороли и наказывали. Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни. Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях» (слайд№) 9-й ключ заработан!

Закрепление урока: обсуждение основного вопроса и ответов к нему в классе.

Почему жители Римской державы воевали друг с другом? Случайно ли, что крупнейшее восстание произошло в Италии?

  1. В римской державе стало много рабов.

  2. Жестокое обращение с рабами.

  3. Рабы восстали для достижения себе свободы.

  4. Охваченная гражданскими войнами и восстаниями рабов римская держава разорялась, ослабевала и рушилась ее единство.

Рефлексия: С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы? Эмоциональное завершение урока. А теперь нам остается только открыть форт знаний и выставить оценки за работу. Молодцы!

Домашнее задание. Напишите сочинение о применение рабского труда от имени богатого аристократа. Подготовиться к §40.

Учебник «Всеобщая история» для 5 класса, М, БАЛАСС – 2010. Образовательная школа – 2100.