Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«Волшебница Вода»
Подготовила воспитатель высшей категории Рябова Л.В.
Вид занятия: интегрированное
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма организации: подгрупповая
Материалы и оборудование: Мнемотаблица к стихотворению «Вы слыхали о воде» Н.Рыжова, голубая бумага (квадраты 10×10), фломастеры, пеналы со звуковыми сигналами,звуковой домик для каждого ребёнка со словом -вода, мячик для игры, капелька.
Демонстрационный материал: Мнемотаблица стихотворения - «Вы слыхали о воде?», закрытая полосками бумаги, звуковой домик со словом -вода, схема последовательности складывания капельки.
Раздаточный материал: голубая бумага (квадраты 10×10). фломастеры, пеналы, звуковые домики 8 штук, с картинкой.
Предварительная работа воспитателя с детьми: беседы о воде, чтение произведений о воде, опыты и игры с водой, заучивание стихов, физминуток и пальчиковых игр.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы и отвечает на вопросы, заданные воспитателем; интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира; овладевает основными видами деятельности – познавательно-исследовательской, конструирует из бумаги - складывает из квадрата «капельку». проводит звуковой анализ слова -вода.
Обучающие задачи: продолжать формировать представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег и т.д.) и разнообразных состояниях воды; создавать положительный психоэмоциональный настрой детей; формировать у детей умение конструировать «капельку» из бумаги (сгибать квадрат бумаги по диагонали, совмещая стороны и углы; тщательно проглаживать линии сгиба; отгибать уголки «на глаз»;
Развивающие задачи:
развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу; воспитывать чуткость к художественному слову с запоминающимися описаниями, эпитетами, сравнениями;
Цель: развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, активизация словаря.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– раскрыть значение воды в жизни человека, животных и растений.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами;
- Практическое усвоение существительных в творительном и предложном падежах;
- Использование в речи сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы».
- Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме
- развивать пальчиковую моторику
Коррекционно-воспитательные:
– формировать бережное отношение к воде
Ход организованной деятельности:
Вводная часть.
Звенит колокольчик. Д.собираются около воспитателя на ковре –
- Мы пришли сегодня с вами
Подивиться чудесами.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде…
Тссссс… Волшебница идет,
Чудеса с собой несет.
- Я, Волшебница Вода!
В гости всех вас позвала.
Я секрет большой открою
Вы узнаете, какою быть могу я…
И где встретиться со мною сможете мои друзья!
В добрый путь пора вам отправляться и выполнить все задания, которые я вам приготовила! Потом перед вами появятся картинки, на которых изображена я. Когда вы выполните все задания, вы узнаете, что я для вас приготовила. Задания для вас находятся в конвертах под номерами.
(Дети стоят полукругом, Воспитатель обращает внимание детей на мольберт на котором иллюстрируется стихотворение Н.Рыжовой, закрытое полосками бумаги)
В. Ребята. вы готовы выполнить задания Волшебницы воды и узнать о ней новое и интересное? (ответы д.) Тогда.смотрите внимательно, где лежит 1 конверт.
Посмотрите, а вот конверт с первым заданием. (лежит около мольберта 1)
В: . Игра «Назови ласково» (дети «кладут» в ладошку в. «ласковые слова»).
туча – тучка
облако - облачко
капля – капелька
вода – водичка
снег – снежок
дождь – дождик
ручей – ручеек
речка – реченька
льдина – льдинка
лужа – лужица
пруд – прудик
- Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
-Что делает вода? (течет, льется, журчит, растекается, капает, бежит, кипит, бушует, кипит. замерзает, тает и т.д)
Хорошо справились с заданием. Открываем первую полоску.(рассматриваем, что там изображено).отправляемся дальше.
Я хочу с вами поиграть.
Игра на развитие речи с движением «Капля раз, капля два»
Капля раз, («капли» падают на ладонь)
Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте)
Зонты мы свои раскрыли, (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
Ветер сильно подвывал, (упражнение «Ветер»)
Капли быстро разгонял (дети убегают на свои места)
2.В. А вот и конверт с цифрой 2 – Следующее испытание. Проходите к своим столам-присаживайтесь. – Слово- вода. Сколько в нём слогов?
Ответы детей, делим с помощью хлопков.
Перед вами пеналы, выложите, пожалуйста с помощью сигналов слово - вода
Дети выкладывают слово, комментируя, какой звук гласный и согласный.если согласный,то звонкий он или глухой,мягкий или твёрдый
Итак, ребята, мы справились с заданием и открываем следующую полоску, посмотрите, что на этих картинках изображено.(дети отвечают)
3.Следующее испытание. Выходите на ковёр -поиграем с мячом.
Игра « Хорошо - плохо»
В.- Встаем в круг. Я вам буду бросать мячик, и задавать вопрос:
Вода – это хорошо. Почему? или Вода – это плохо. Почему?
(Воду мы пьём, моемся, стираем бельё, моем посуду, купаемся в речке, в ванне, поливаем растения в квартире, на даче, необходима людям, животным, птицам, насекомым и т.д.)
(Не умеешь плавать можно утонуть, напьёшься холодной воды из холодильника – можно заболеть, прольёшь воду на пол и не заметишь можно упасть и получить серьёзную травму. Если залить растения они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает всё на своём пути и т.д)
В. – очень хорошие ответы, мы открываем ещё одну полоску -посмотрите. Где можно встретить воду (дети говорят).
Осталось последнее испытание.
4.В.- Я приглашаю вас в свою мастерскую, чтобы своими руками сделать «капельки», но не простые, а волшебные. Дети проходят и садятся за столы.
Перед тем, как мы начнём складывать капельку, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Дождик капнул на ладошку-
На цветы
И на дорожку
Дождик льётся-ой,ой,ой
Побежали мы домой!
Дождик вышел погулять»
1-2-3-4-5 (удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая – с большого)
Вышел дождик погулять
(беспорядочные удары пальцами обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
(шагают средним и указательным пальцами обеих рук)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу)
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)
(Дети проходят за столы, где заранее подготовлена бумага для оригами. По указанию воспитателя, дети складывают квадрат бумаги пополам, совмещая стороны и углы, тщательно проглаживают линию сгиба. Ещё раз пополам. Затем, все уголки складываем в середину, получается базовая форма «воздушный змей». Далее поднимают вверх и загибают нижний угол, затем два боковых уголка. «Капля» готова.) Нарисуйте своей капельке глаза, рот, нос. Какие весёлые капельки у вас получились.
Открываем последнюю полоску. Посмотрите, какие красивые картинки открылись перед вами.
В. я вам открою секрет, перед вами мнемотаблица стихотворения Натальи Рыжовой «Вы слыхали о воде?». Смотрите, слушайте и запоминайте.
В. рассказывают стихотворение. Второй раз повторяют дети.
Если бы у вас была возможность отправить свою капельку в какое-нибудь место на нашей картине, куда бы её отправили? (Дети отвечают полным ответом).
Ребята вода встречается не только в природе, но и в стихах. в песнях, в сказках!
Мы с вами выучим это стихотворение и отправим волшебнице воде!
Итог: понравилось вам выполнять задания Волшебницы воды? Что нового узнали? Что понравилось больше всего?