Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
Принято на Педагогическом совете Утверждаю
МКДОУ «Д/ с «Улыбка» Заведующая МКДОУ «Д/с «Улыбка»
« » августа 2020г. ____________ Базаева А.С.
Протокол № 1 от « » 08.2020г « » _______________ 2020г.
Дополнительное
образование
«Волшебный пластилин»
ПРОГРАММА
кружка по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года.)
Руководитель кружка:
Воспитатель Алижанова Р.С.
с.Гуни
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ……………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ………………….. 3
1.2. Целевые ориентиры …………...…..……… 5
1.3. Сроки реализации программы……………. 6
2. Содержательный раздел ……………………. 6
2.1. Перспективный план ……………………. 6
2.2. Учебный план ……………………………… 8
3. Организационный раздел ………………… 11
3.1. Расписание ………………………………… 13
3.2. Литература ………………………………… 14
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
"Истоки способностей и дарования детей —
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити — ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, «чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок». В.А. Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь
ему разбудить в себе творческие способности помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13), инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Д/с «Улыбка» (далее по тексту Учреждение)
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому
оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей.
Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного,
помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и
обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность
становится всё более свободной, радостной и успешной!
В своей работе мы решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
Новизна настоящей программы заключается в том, что использование
данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластинографии с детьми 3-4 лет является интеграция предметных областей знаний. Пластинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Но главное значение занятий по пластинографии состоит в том, что в конце обучения у ребёнка развивается умелость рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
- Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно - игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Лепка объемных предметов.
Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.
Материал: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.
2. Пластилинография.
Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Материал: плотный картон (белый и цветной), пластилин восковой , стеки, бусинки разных размеров, проволока, зубочистки.
Основные принципы:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Ожидаемые результаты:
Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.
1.3. Целевые ориентиры.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Предполагаемый результат обучения:
Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
Дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
1.3. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год для детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы кружка.
Продолжительность Занятия | Периодичность в неделю | Всего занятий в неделю | Количество часов в год |
15 | 1 | 1 | 35 |
Тематическое планирование
Месяц | Н Е Д Е Л Я | Вид деятельности | Название занятий | Общее кол-во учебных часов |
сентябрь | 1 | Ознакомительная беседа | Волшебный пластилин «Поиграй-ка» | 1 |
2 | Лепка, основные приёмы. | «Украсим кукле платье» | 1 |
3 | Лепка | «Воздушные шары» | 1 |
4 | Лепка | «Бусы для Аси» | 1 |
октябрь | 1 | Лепка | «Овощи для засолки» | 1 |
2 | Лепка | «Созрели яблочки в саду» | 1 |
3 | Лепка | «Варим варенье» | 1 |
4 | Лепка | «Чудо-грибочки» | 1 |
ноябрь | 1 | Лепка | «Осеннее дерево» | 1 |
2 | Лепка | «Птичка» | 1 |
3 | Лепка, работа со стекой | «Ёжик» | 1 |
4 | Лепка | «Клубочки для котёнка» | 1 |
Декабь | 1 | Лепка, работа со стекой | «Вырастала ёлка на горе» | 1 |
2 | Лепка, работа со стекой | «Вырастала ёлка на горе» (продолжение) | 1 |
3 | Лепка, соединение частей в целое | «Снеговик» | 1 |
4 | Лепка, работа со стекой | «Украсим ёлочку новогодними украшениями» | 1 |
январь | 1 | Лепка | «Новогодняя открытка» | 1 |
2 | Лепка | «Украсим Пате чашечку» | 1 |
3 | Лепка | «Рыбки в аквариуме» | 1 |
| 4 | Лепка | «Рыбки в аквариуме» (продолж.) | |
февраль | 1 | Лепка, | Флажок | 1 |
2 | Лепка | «Украсим торт» | 1 |
3 | Лепка | «Мы делили апельсин» | 1 |
4 | Лепка | «Утка с утятами2 | 1 |
март | 1 | Лепка, пространственное расположение | «Веточка мимозы в подарок маме» | 1 |
2 | Лепка | «Украсим платье Кате» | 1 |
3 | Лепка | «Украсим туфельку» | 1 |
4 | Лепка, соединение из частей целого | «Вышла курочка гулять» | 1 |
апрель | 1 | Лепка, соединение из частей целого | «Самолёт» | 1 |
2 | Лепка, соединение из частей целого | «Разноцветный светофорчик» | 1 |
3 | Лепка, соединение из частей целого | «Улитка, улитка, выпусти рога» | 1 |
4 | Лепка, соединение из частей целого | «Черепаха» | 1 |
май | 1 | Лепка, соединение из частей целого | «Насекомые На лугу» | 1 |
2 | Лепка, соединение из частей целого | «Цветик-семицветик» | 1 |
3 | Лепка, соединение из частей целого | «Радуга-дуга» | 1 |
4 | Лепка | Свободная тема по выбору детей. | 1 |
Итого часов | 35 |
2.2. Учебно-календарный план
Месяц | Н Е Д Е Л Я | Вид деятельности | Название занятий | Задачи занятия |
сентябрь | 1 | Беседа | Волшебный пластилин «Поиграй-ка» | Вводное занятие. Знакомство с пластилином, с некоторыми его свойствами и приёмами его использования |
2 | Лепка | «Украсим кукле платье» | Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пласт. и скатывать шарики. |
3 | Лепка | «Воздушные шары» | Закрепить умение раск-ть.комочки пластилина кругообразными движениями. |
4 | Лепка | «Бусы для Аси» | Закрепить умение раскатывать комочки, Формировать умения прикреплять готовую форму на плоскость путём расплющивания. |
октябрь | 1 | Лепка | «Овощи для засолки» «Овощи для засолки» | Продолжать форм-ть умение раскатывать пластилин. Закреплять умение расплющ-ть шарики –помидоры, знания о красном цвете. |
2 | Лепка | «Созрели яблочки в саду» | Ощипывание небольших кусочков красн. пласт., расплющ-е шариков. |
3 | Лепка | «Варим варенье» | Лепка предметов круглой формы , скатывание комочков пласт. красн цвета, произвольное располож-е на поверхн-и. |
4 | Беседа, лепка | «Чудо-грибочки» | Беседа о временах года,, харак-х признаках осени, ежах. грибах |
ноябрь | 1 | Лепка | «Осеннее дерево» | Скатывание из пластилина «колбасок» прямыми движ-ми, деление на части при помощи стеки, скатывание маленьких шариков и преобразование в оваль-ю форму. Цвета: оранж. жёлт. красн. |
2 | Лепка. Соединение из частей в целое | «Птичка» | Раскатывание комочков пласт. прямыми и круговыми движениями. Прикреплять готовую форму на поверхность. |
3 | Лепка | «Ёжик» | Закрепл. знаний оваль. формы и приёмов её изготов-я. Использовать дополнит. предметы для передачи харак-х признаков объектов. |
4 | Лепка, сворачивание колбаски спиралью | «Клубочки для котёнка» | Раскаты-е пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола и сворачивание длинной колбаски по спирали. |
Декабрь | 1 | Лепка, работа со стекой | «Вырастала ёлка на горе» | Формир-ть умение передавать харак-е особенности внешнего строения ели, раскат-е палочек прямыми движениями движениями. Наносить стекой штрихи –«иголочки». |
2 | Лепка, работа со стекой | «Вырастала ёлка на горе» (продолжение) | Развивать умение раскатывать длинную колбаску прямыми движ-ми. Разделять её на 2 и несколько равных частей. |
3 | Лепка, соединение частей в целое | «Снеговик» | Формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по размеру. |
4 | Лепка, работа со стекой | «Украсим ёлочку новогодними украшениями» | Упражнять в раскатывании комочков пласт-а.кругов. движ-ми и расплющ.на поверхн. Развивать цветовоспр-е в сочетании зелёного цвета с яркими цветами украшений. |
январь | 1 | Лепка | «Новогодняя открытка» | Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение при украш-и елочки, снеговика.закреп-е приёмов раскат-я. |
2 | Лепка | «Украсим Пате чашечку» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму |
3 | Лепка | «Рыбки в аквариуме» | Закреплять знания овальной формы и приёмов изготов-я такой формы, передавать харак-е особенности рыбок: хвост, плавники. чешуйки стеками. Продумывать композицон-е построение изображ-я рыбок в разных направ-х. |
февраль | 1 | Лепка, | «Рыбки в аквариуме» (продолж.) | Поощрять инициативу и самостоятельность. упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движ-ми рук при лепке водорослей, камешков. дна аквар-а… |
2 | Лепка | «Украсим торт» | Формировать умение составлять узор на круге, закреплять умение раскатывать комок пласт. круг. и прямыми движениями. |
3 | Лепка | «Мы делили апельсин» | Продолж. формировать умение составлять узор на круге, использ-ть в работе дополн-е предметы. Знания о жёл.и оранж. цветах. |
4 | Лепка | «Утка с утятами2 | Формировать умение анализир-ть строение предмета, форму и размер предметаи его отдельных частей, преобразовать овальную. |
март | 1 | Лепка, пространственное расположение | «Веточка мимозы в подарок маме» | Способств-ть радостному весеннему настроению, сделать приятное маме, закреп-ть приемы лепки, разв-ть умение красиво в опред. послед-ти распол-ть шарики у листочков. |
2 | Лепка | «Украсим платье Кате» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. |
3 | Лепка | «Украсим туфельку» | Раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму, прикр-ть готов. Форму на поверхность сплющиванием. |
4 | Лепка, соедин-ие из частей целого | «Вышла курочка гулять» | Продолжать формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по величине |
апрель | 1 | Лепка, соединение из частей целого | «Самолёт» | Формировать умение делить брусок пластилина на глаз на 2 равные части. Раскатывать прямыми движениями рук, добиваться точной передачи формы предмета. его строения. |
2 | Лепка, соединение из частей целого | «Разноцветный светофорчик» | Закреплять знания о светофоре, назначении цветов, прикреплять готовую форму на поверхность. |
3 | Лепка, соединение из частей целого | «Улитка, улитка, выпусти рога» | Упражнять в раскатывании и формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали, учить дополнять объект необходимыми деталями для выразител-и образа |
4 | Лепка, соединение из частей целого | «Черепаха» | Вызвать интерес к представителям живот-го мира, расск-ть об особен-х внешнего вида , образа жизни черепах, соединения отдель-х частей в единое целое. |
май | 1 | Лепка, соединение из частей целого | «Насекомые На лугу» | Формировать умение лепить насекомых из отдель-х частей в единое целое. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. (проволоку для усиков. спички.бусинки для глаз… |
2 | Лепка, соединение из частей целого | «Цветик-семицветик» | Формировать умение передавать пластическим образом изображения цветка, части растения, располагая их на плоскости, закрепить умение использовать в работе знакомые приёмы лепки. Закреплять знания об основных цветах спектра |
3 | Лепка, соединение из частей целого | «Радуга-дуга» | Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движен-и рук, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. |
4 | Лепка | Свободная тема по выбору детей. | Закрепление умений и способов работы с пластелином в технике пластинография. |
3. Организационный раздел.
Возраст детей: 3-4 года (2-я младшая группа).
Продолжительность занятии: 15 минут 1 раз в неделю.
Количество детей в одной группе: 30 человек (две подгруппы по 15человек)
Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
-«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- «Музыкальные» занятия.
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет
последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Методы работы:
индивидуально-дифференцированный;
групповой;
практический;
наглядный;
интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
игра сюжетная и театрализованная;
разговор;
рассматривание готовых образцов;
лепка под руководством воспитателя;
самостоятельная деятельность.
Рабочие материалы:
Форма подведения итогов:
3.1 Расписание занятий
День недели | Время проведения |
Среда | 1 подгр. 15.30 -15.45 2 подгр. 16.00 -16.15 |
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке
«Волшебный пластилин»
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки пластилином;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из пластилина;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из пластилина;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Работа с родителями.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.
3.2. Литература:
Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» – М.:Карапуз, 2010.
Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издат-я Группа Аттикус, 2009.
Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художеств-о творчества" серия "Мастерилка", 2005
Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.