СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Волшебный пластилин» ПРОГРАММА кружка по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста (3-4 года.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Волшебный пластилин» ПРОГРАММА кружка по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста (3-4 года.)»



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»


Принято на Педагогическом совете Утверждаю

МКДОУ «Д/ с «Улыбка» Заведующая МКДОУ «Д/с «Улыбка»

« » августа 2020г. ____________ Базаева А.С.

Протокол № 1 от « » 08.2020г « » _______________ 2020г.



Дополнительное

образование


«Волшебный пластилин»

ПРОГРАММА

кружка по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года.)




Руководитель кружка:

Воспитатель Алижанова Р.С.






с.Гуни

2020








СОДЕРЖАНИЕ


1. Целевой раздел ……………………………… 3

1.1. Пояснительная записка ………………….. 3

1.2. Целевые ориентиры …………...…..……… 5

1.3. Сроки реализации программы……………. 6

2. Содержательный раздел ……………………. 6

2.1. Перспективный план ……………………. 6

2.2. Учебный план ……………………………… 8

3. Организационный раздел ………………… 11

3.1. Расписание ………………………………… 13

3.2. Литература ………………………………… 14














1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

"Истоки способностей и дарования детей —

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити — ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, «чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок». В.А. Сухомлинский.


Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь

ему разбудить в себе творческие способности помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.3049-13), инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Д/с «Улыбка» (далее по тексту Учреждение)

Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому

оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей.

Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного,

помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и

обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность

становится всё более свободной, радостной и успешной!

В своей работе мы решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.

Новизна настоящей программы заключается в том, что использование

данной техники ещё не получило достаточно широкого распространения.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.

  • Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластинографии с детьми 3-4 лет является интеграция предметных областей знаний. Пластинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

Но главное значение занятий по пластинографии состоит в том, что в конце обучения у ребёнка развивается умелость рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. У детей развивается пинцетное хватание, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

- Воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;

- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

- Учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.

-  Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно - игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Лепка объемных предметов.

Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

Материал: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.

2. Пластилинография.

Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: плотный картон (белый и цветной), пластилин восковой , стеки, бусинки разных размеров, проволока, зубочистки.

Основные принципы:

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

  2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

  3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

  4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

  5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Ожидаемые результаты:

Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.


1.3. Целевые ориентиры.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности


Предполагаемый результат обучения:

  • Будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

  • Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

  • Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

  • Дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

1.3. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год для детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

2. Содержательный раздел

2.1. Перспективный план работы кружка.

Продолжительность Занятия

Периодичность в неделю

Всего занятий в неделю

Количество часов в год

15

1

1

35

Тематическое планирование

Месяц

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Вид деятельности

Название занятий

Общее кол-во учебных часов

сентябрь

1

Ознакомительная беседа

Волшебный пластилин «Поиграй-ка»

1

2

Лепка, основные приёмы.

«Украсим кукле платье»

1

3

Лепка

«Воздушные шары»

1

4

Лепка

«Бусы для Аси»

1

октябрь

1

Лепка

«Овощи для засолки»

1

2

Лепка

«Созрели яблочки в саду»

1

3

Лепка

«Варим варенье»

1

4

Лепка

«Чудо-грибочки»

1

ноябрь

1

Лепка

«Осеннее дерево»

1

2

Лепка

«Птичка»

1

3

Лепка, работа со стекой

«Ёжик»

1

4

Лепка

«Клубочки для котёнка»

1

Декабь


1

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе»

1

2

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе» (продолжение)

1

3

Лепка, соединение частей в целое

«Снеговик»

1

4

Лепка, работа со стекой

«Украсим ёлочку новогодними украшениями»

1

январь

1

Лепка

«Новогодняя открытка»

1

2

Лепка

«Украсим Пате чашечку»

1

3

Лепка

«Рыбки в аквариуме»

1


4

Лепка

«Рыбки в аквариуме» (продолж.)


февраль

1

Лепка,

Флажок

1

2

Лепка

«Украсим торт»

1

3

Лепка

«Мы делили апельсин»

1

4

Лепка

«Утка с утятами2

1

март

1

Лепка, пространственное расположение

«Веточка мимозы в подарок маме»

1

2

Лепка

«Украсим платье Кате»

1

3

Лепка

«Украсим туфельку»

1

4

Лепка, соединение из частей целого

«Вышла курочка гулять»

1

апрель

1

Лепка, соединение из частей целого

«Самолёт»

1

2

Лепка, соединение из частей целого

«Разноцветный светофорчик»

1

3

Лепка, соединение из частей целого

«Улитка, улитка, выпусти рога»

1

4

Лепка, соединение из частей целого

«Черепаха»

1

май

1

Лепка, соединение из частей целого

«Насекомые На лугу»

1

2

Лепка, соединение из частей целого

«Цветик-семицветик»

1

3

Лепка, соединение из частей целого

«Радуга-дуга»

1

4

Лепка

Свободная тема по выбору детей.

1

Итого часов


35



2.2. Учебно-календарный план

Месяц

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Вид деятельности

Название занятий

Задачи занятия

сентябрь

1

Беседа

Волшебный пластилин «Поиграй-ка»

Вводное занятие. Знакомство с пластилином, с некоторыми его свойствами и приёмами его использования

2

Лепка

«Украсим кукле платье»

Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пласт. и скатывать шарики.

3

Лепка

«Воздушные шары»

Закрепить умение раск-ть.комочки пластилина кругообразными движениями.

4

Лепка

«Бусы для Аси»

Закрепить умение раскатывать комочки, Формировать умения прикреплять готовую форму на плоскость путём расплющивания.

октябрь

1

Лепка

«Овощи для засолки»

«Овощи для засолки»

Продолжать форм-ть умение раскатывать пластилин. Закреплять умение расплющ-ть шарики –помидоры, знания о красном цвете.

2

Лепка

«Созрели яблочки в саду»

Ощипывание небольших кусочков красн. пласт., расплющ-е шариков.

3

Лепка

«Варим варенье»

Лепка предметов круглой формы , скатывание комочков пласт. красн цвета, произвольное располож-е на поверхн-и.

4

Беседа, лепка

«Чудо-грибочки»

Беседа о временах года,, харак-х признаках осени, ежах. грибах

ноябрь

1

Лепка

«Осеннее дерево»

Скатывание из пластилина «колбасок» прямыми движ-ми, деление на части при помощи стеки, скатывание маленьких шариков и преобразование в оваль-ю форму. Цвета: оранж. жёлт. красн.

2

Лепка. Соединение из частей в целое

«Птичка»

Раскатывание комочков пласт. прямыми и круговыми движениями. Прикреплять готовую форму на поверхность.

3

Лепка

«Ёжик»

Закрепл. знаний оваль. формы и приёмов её изготов-я. Использовать дополнит. предметы для передачи харак-х признаков объектов.

4

Лепка, сворачивание колбаски спиралью

«Клубочки для котёнка»

Раскаты-е пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола и сворачивание длинной колбаски по спирали.

Декабрь


1

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе»

Формир-ть умение передавать харак-е особенности внешнего строения ели, раскат-е палочек прямыми движениями движениями. Наносить стекой штрихи –«иголочки».

2

Лепка, работа со стекой

«Вырастала ёлка на горе» (продолжение)

Развивать умение раскатывать длинную колбаску прямыми движ-ми. Разделять её на 2 и несколько равных частей.

3

Лепка, соединение частей в целое

«Снеговик»

Формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по размеру.

4

Лепка, работа со стекой

«Украсим ёлочку новогодними украшениями»

Упражнять в раскатывании комочков пласт-а.кругов. движ-ми и расплющ.на поверхн. Развивать цветовоспр-е в сочетании зелёного цвета с яркими цветами украшений.

январь

1

Лепка

«Новогодняя открытка»

Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение при украш-и елочки, снеговика.закреп-е приёмов раскат-я.

2

Лепка

«Украсим Пате чашечку»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму

3

Лепка

«Рыбки в аквариуме»

Закреплять знания овальной формы и приёмов изготов-я такой формы, передавать харак-е особенности рыбок: хвост, плавники. чешуйки стеками. Продумывать композицон-е построение изображ-я рыбок в разных направ-х.

февраль



1

Лепка,



«Рыбки в аквариуме» (продолж.)

Поощрять инициативу и самостоятельность. упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движ-ми рук при лепке водорослей, камешков. дна аквар-а…



2

Лепка

«Украсим торт»

Формировать умение составлять узор на круге, закреплять умение раскатывать комок пласт. круг. и прямыми движениями.



3

Лепка

«Мы делили апельсин»

Продолж. формировать умение составлять узор на круге, использ-ть в работе дополн-е предметы. Знания о жёл.и оранж. цветах.



4

Лепка

«Утка с утятами2

Формировать умение анализир-ть строение предмета, форму и размер предметаи его отдельных частей, преобразовать овальную.

март



1

Лепка, пространственное расположение

«Веточка мимозы в подарок маме»

Способств-ть радостному весеннему настроению, сделать приятное маме, закреп-ть приемы лепки, разв-ть умение красиво в опред. послед-ти распол-ть шарики у листочков.



2

Лепка

«Украсим платье Кате»

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.



3

Лепка

«Украсим туфельку»

Раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму, прикр-ть готов. Форму на поверхность сплющиванием.



4

Лепка, соедин-ие из частей целого



«Вышла курочка гулять»

Продолжать формировать умение составлять изображения целого объекта из частей одинаковых по форме и разных по величине

апрель



1

Лепка, соединение из частей целого

«Самолёт»

Формировать умение делить брусок пластилина на глаз на 2 равные части. Раскатывать прямыми движениями рук, добиваться точной передачи формы предмета. его строения.



2

Лепка, соединение из частей целого

«Разноцветный светофорчик»

Закреплять знания о светофоре, назначении цветов, прикреплять готовую форму на поверхность.



3

Лепка, соединение из частей целого

«Улитка, улитка, выпусти рога»

Упражнять в раскатывании и формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали, учить дополнять объект необходимыми деталями для выразител-и образа



4

Лепка, соединение из частей целого

«Черепаха»

Вызвать интерес к представителям живот-го мира, расск-ть об особен-х внешнего вида , образа жизни черепах, соединения отдель-х частей в единое целое.

май



1

Лепка, соединение из частей целого

«Насекомые На лугу»

Формировать умение лепить насекомых из отдель-х частей в единое целое. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. (проволоку для усиков. спички.бусинки для глаз…



2

Лепка, соединение из частей целого





«Цветик-семицветик»

Формировать умение передавать пластическим образом изображения цветка, части растения, располагая их на плоскости, закрепить умение использовать в работе знакомые приёмы лепки. Закреплять знания об основных цветах спектра



3

Лепка, соединение из частей целого

«Радуга-дуга»

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движен-и рук, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4


Лепка

Свободная тема по выбору детей.

Закрепление умений и способов работы с пластелином в технике пластинография.



3. Организационный раздел.

Возраст детей: 3-4 года (2-я младшая группа).

Продолжительность занятии: 15 минут 1 раз в неделю.

Количество детей в одной группе: 30 человек (две подгруппы по 15человек)

Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю: по 15 минут, занятия проходят как фронтально, так и коллективно в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

-«Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-«Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- «Музыкальные» занятия.

Ожидаемые результаты:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет

последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Методы работы:

  • индивидуально-дифференцированный;

  • групповой;

  • практический;

  • наглядный;

  • интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

  • игра сюжетная и театрализованная;

  • разговор;

  • рассматривание готовых образцов;

  • лепка под руководством воспитателя;

  • самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

  • пластилин восковой мягкий различных цветов;

  • пластиковые дощечки;

  • стеки пластмассовые;

  • салфетки влажные;

  • бросовый материал.

Форма подведения итогов:

  • выставка детских работ;

  • фотоальбом детских поделок.

3.1 Расписание занятий

День недели

Время проведения

Среда


1 подгр. 15.30 -15.45

2 подгр. 16.00 -16.15

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке

«Волшебный пластилин»

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки пластилином;

-Умеет самостоятельно достигать цель;

-Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из пластилина;

-Недостаточная самостоятельность;

-Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из пластилина;

-Отсутствует самостоятельность, интерес;

-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.



Работа с родителями.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

 Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

3.2. Литература:

  1. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

  2. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» – М.:Карапуз, 2010.

  3. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.

  4. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  5. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издат-я Группа Аттикус, 2009.

  6. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.

  7. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.

  8. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художеств-о творчества" серия "Мастерилка", 2005

  9. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009

  10. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.