Восхождение к знаниям и добру
И снова об уроке…
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость
В школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день- это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера. Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Думаю, что если школа выпустит не очень грамотного человека, то это полбеды, а если из ее стен выйдет выпускник, бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это настоящая беда. Именно поэтому, я в своей педагогической деятельности большое значение уделяю воспитательной работе с детьми.
Сегодня в школе происходят удивительные перемены, появляются новые интересные образовательные программы, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какими бы они глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей доброте, любви, ответственности, душевной отзывчивости и щедрости.
Какие бы не совершались реформы и модернизации в образовании, урок остается вечной и главной формой обучения и воспитания школьника. На нем стояла традиционная и строится сегодня современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Каким ему быть? Как его начать и как закончить? Как к нему готовиться? На эти вопросы постоянно ищут ответы школьные учителя – и начинающие, и имеющие за плечами немалый педагогический стаж.
Урок – основной участок учебно – воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
В.А.Сухомлинский
Исходя из этого, урок я рассматриваю как:
Урок- это время знаний.
Урок- это время развития и саморазвития.
Урок- это время общения, воспитания и самовоспитания.
На каждом уроке должны решаться триединые дидактические задачи:

Образовательная задача – вооружить учащихся системой знаний и навыков.
Развивающая задача – развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,
волю, эмоции, познавательные способности - речь, память,
воображение, восприятие.
Воспитательная задача – формировать у учащихся научное мировоззрение,
нравственные качества, взгляды, убеждения.
Урок-это время знаний.
«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»
Как сделать, чтобы знания, полученные на уроке, остались надолго, закрепились прочно и глубоко? На что следует ориентироваться учителю, определяя цель, задачи, выбирая методы, содержание, если программы дают только общие требования? Каким образом на уроке можно использовать все дидактические принципы? Из какой дидактики они должны быть отобраны? Как понимать успешность учения всех обучающихся и как ее обеспечивать? Эти и другие вопросы волнуют каждого учителя, в том числе и меня.
“…..нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами”. В.В. Путин
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитать в детях желаемые качества?
В реализации этих целей общеобразовательной школы существенную роль играет математическое образование.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составляющей человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, точно выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Я считаю, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. И моя обязанность как учителя– развивать их способность не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать в них радость познания.
Поэтому активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. И хотя данная проблема не нова, но является достаточно актуальной.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить работать самостоятельно, высказывать и проверять предположения и догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Пробудить у ребенка интерес к изучению математики, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. По мнению известного психолога Пойя «Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей».
Я уже неоднократно убеждалась в том, что вся педагогическая практика – процесс творческий и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит результат.
Исходя из этого в своей педагогической практике тщательно подбираю методы обучения по следующим критериям соответствия:
целям и задачам обучения;
дидактическим целям урока;
содержанию темы урока;
интеллектуальным возможностям школьников.
Наиболее часто используемые мною методы обучения:
операционные (конференции, симпозиумы, семинары);
игровое проектирование: исследовательские проекты (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез), практика – ориентировочные проекты (действия направлены на решение реальных проблем), творческие проекты (проект выстраивается в логике представлений и интересов учащихся)
анализ проблемных ситуаций.
Считаю, что нетрадиционные уроки, интерактивные методы обучения и создание условий успеха для каждого обучающегося (когда дети сами учатся и действуют) – это решение многих проблем.
Например:
Урок - панорама – расширяет кругозор, развивает логическое мышление, требует большой подготовки учащихся и учителей, приемлем при изучении сложных тем, биографии ученых.
Изложение нового раздела математики, новой темы начинаю с вводной части, которая привлекает внимание и интерес учащихся. Вводной частью может быть 3-5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такое изложение дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Педагогический процесс всегда связан со взаимодействием обучающегося не только с учителем, но и с “явно не присутствующим учителем”. В качестве “отсутствующих” учителей успешно выступают различные выдающиеся деятели науки и культуры, в том числе ученые- математики. Изучая жизнь и деятельность ученого – математика, ребята имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материала.
На первом уроке геометрии в 7-ом классе рассказываю о зарождении геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о греческом ученом Евклиде, который все созданное до него по геометрии привел в единую стройную систему.
Чтобы у подростка сформировалось адекватное отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Одним из эффективных средств является решение математических задач. По мнению С. Шварцбурда, цель изучения школьного курса математики состоит в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне и в овладении умением применять математику в окружающей действительности. Поэтому в систему упражнений курса математики включаю задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из общетехнических дисциплин, биологии, географии, а так же задания с прикладным содержанием.
ПРИМЕРЫ
1. У голубей период высиживания птенцов на 2 дня меньше периода их выкармливания, а общее время высиживания и кормления составляет 38 дней. Какова длительность каждого периода?
2. Из 1ц молока получается 9кг сыра. Сколько сыра можно изготовить из молока, полученного от 150 коров за 5 месяцев, если средний надой от каждой коровы 16кг в день?
3. Шариковая ручка стоит 40 руб. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 300 рублей после повышения цены на ручки на 10 %?
4. В супермаркете проходит рекламная акция: покупая две шоколадки, покупатель получает третью шоколадку в подарок. Шоколадка стоит 35 руб. Какое наибольшее число шоколадок можно получить за 200 руб.?
5. Стоимость покупки с учетом 3-процентной скидки по дисконтной карте составила 1746 рублей. Сколько рублей пришлось бы заплатить за покупку при отсутствии дисконтной карты?
6. Для одного из предприятий – монополистов зависимость объема спроса на продукцию q (единиц в месяц) от ее цены p (тыс. руб.) задается формулой: q=210-15 p. Определите, максимальны уровень цены p (в тыс. руб.), при котором значение выручки предприятия за месяц r = q p составит не менее 360 тыс. руб.
Стараюсь подбирать задачи так, чтобы они имели несколько способов решения, которые должны найти ученики (то есть даются творческие минуты). Приветствую и оцениваю каждую новую мысль.
Урок – игра (КВН, брейн – ринг, викторина, конкурс, турнир, круглый стол).
Игра – помогает формировать знания, умения, навыки в сочетании с развитием таких качеств, как умение сотрудничать в группе, умение анализировать, подводить итоги, планировать работу, оценивать свои знания, правильно общаться, реагировать на критику, помогать друг – другу.
Игра - естественно присущая ребенку деятельность. Если она интересна, то не может оставить равнодушной ни одного ребенка. В ней наиболее полно раскрываются его фантазии, воображение, таланты, способности. В игре по правилам каждый ребенок уверен в своем успехе. Прогнозирование своего успеха освобождает самых отстающих от комплексов неудачи, неуверенности, ограниченности. Поэтому как можно чаще стараюсь использовать игровые моменты, разнообразить виды работ на уроке.
Большое значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые используются мною на различных этапах урока.
Дидактические игры выступают как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровая форма занятий уместна на различных этапах уроках. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания функций дидактических игр и их классификации. Так коллективные игры в классе разделяю по дидактическим задачам урока на обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Пример. Задаю на неделю изучение самостоятельной темы “Трапеция”. Почему трапеция? О ней мало материала. Играем в аукцион “Учитель и ученики”. Дети находят материала столько, что диву даешься. Затем вместе мы обобщаем, систематизируем и анализируем все новые факты, которых нет в учебнике.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Пример. При изучении геометрии в 7 классе возникает необходимость повторить все аксиомы и проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому использую игровую форму занятий “Конкурс геометров”. Заблаговременно готовлю карточки с заданиями - рисунки к аксиомам. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а также заметить, каких элементов на каждом из них недостает. Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому. Аналогичные задания предлагаю учащимся при повторении таких понятий, как отрезок, полупрямая, угол, равенство фигур и т. д.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.
Пример. На первых уроках геометрии в 7 классе ребята знакомятся с различными простейшими фигурами. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок (чертеж), используя те данные, которые заданы. Запись можно вести символически. В описание рисунка включаются более сложные фигуры, с которыми ученики знакомятся на уроках, то есть рисунок усложняется. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Математическая культура речи получает развитие, чего трудно добиться другими методами. Предлагается задание на дом: придумать рисунок и описать его. В начале урока геометрии учащиеся поочередно показывают задание. Они видят результаты работы других, и это побуждает творить еще лучше, но для этого необходимо изучить учебный материал.
Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания товарищу. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познанию, запоминают новое.
В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер. Быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.
Также на мой взгляд, положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения обучающиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, “открывают” и формулируют новые математические определения. Стремлюсь к тому, чтобы в процессе работы учащиеся как можно больше “открыли” сами. Важным шагом в этом направлении является проведение лабораторных работ на уроке.
Пример. Лабораторная работа, в процессе выполнения которой учащиеся “открывают” число
и выводят формулу длины окружности.
Учащимся предлагаю сделать и принести в класс круги различных диаметров, сделанных из картона, и нитки. На уроке предлагаю ученикам обвести один из кругов карандашом, затем эту окружность “опоясать” ниткой, а затем распрямить ее. Длина нитки будет примерно равна длине данной окружности. То же самое они проделывают с остальными кругами. Учащиеся сами делают вывод, что чем больше диаметр окружности, тем больше ее длина. Затем для каждого случая предлагаю найти отношение длины окружности к длине ее диаметра. Это отношение одно и то же для всех кругов (вывод делают сами учащиеся). Далее предлагаю это отношение обозначить греческой буквой
, длину окружности – буквой С, а длину диаметра – буквой d. Формулу длины окружности учащиеся формулируют самостоятельно.
Большие возможности для развития творческой деятельности учащихся предоставляют практические работы учащихся. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют свои знания, вырабатывают умения пользоваться им, обнаруживают связь математики с жизнью.
Примеры практических работ:
1) задания по вычислению объемов, площадей;
2) вычерчивание диаграмм;
3) составление разного рода смет;
4) измерительные работы на местности;
5) моделирование.
Считаю, что исследовательская работа обучающихся важна для развития их творческой деятельности.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы и их сравнение с литературными данными. На основе опытной, лабораторной, практической работы выводит какие-то новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады, тезисы, рефераты, содержащие его обобщения, решения. Учитель – организатор, дети работают самостоятельно. В исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Меняются и критерии успешности обязательного процесса.
Кроме того, на моих уроках, оцениваются не только точные и правильные ответы, но и участие в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения, активность при обсуждении вопросов, умение правильно формулировать вопросы.
Считается, что исследовательский метод недоступен большинству учащихся и является уделом немногих. Я думаю, что такое суждение ошибочно. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытие, обогащающее науку. Речь идет о творческом поиске. Нужно приучить детей думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому какие-то решения. Такой творческий подход необходим каждому труженику: и физику, и врачу, и учителю, и слесарю, и полеводу, и закройщику. А приучать к творческому подходу нужно с детства, со школьной скамьи. Творческая деятельность обучающихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа становится творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, или ставятся новые задачи и решаются при помощи приобретенных знаний.
Учитель должен видеть красоту и мощь математических методов и передать эту способность своим ученикам. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов.
Математика- наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться применять и тогда все запомнится само собой.
Урок - время развития и саморазвития
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений»
Л.Н.Толстой
В образовательном процессе главной фигурой является ребенок как субъект собственной деятельности, учитель же может направлять и руководить личной деятельностью ученика с целью его дальнейшего развития. Чтобы достичь этого, учителю важно
помочь обучающемуся стать свободной творческой и ответственной личностью;
научить его лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место в жизни, уметь строить свою жизнь такой, какой хотелось бы ее видеть;
вызвать и поддержать у ребенка желание учиться;
развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;
давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен;
создать обстановку комфортности, безопасности для обучающегося, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях.
Устремите ум на радость творчества
Н. К. Рерих
Человек развивается только тогда, когда творит и познает себя. Поэтому на уроках я стараюсь хотя бы несколько минут уделить развитию творческих способностей детей (придумать, зашифровать, прорекламировать, сравнить, доказать свое суждение, подготовить сообщение или интересный вопрос, проблему для класса).
Я думаю, что для реализации развивающих задач урока, нужно общее развитие школьников и
представление каждому из них оптимальных возможностей в личном развитии, самоопределении и самореализации.
Познание себя начинается с самооценки и анализа собственного «Я». Каковы же приемы, обеспечивающие формирование адекватной самооценки? В первую очередь надо включать школьников в процесс оценивания своей познавательной деятельности.
Для формирования самооценки обучающихся использую следующие приемы:
1. Оценка учеником работы, выполненной другими, т.е. взаимооценка, т.к. наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
2. Ученик, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается учителем, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.
Однако для формирования самооценки мало включать учащихся в оценочную деятельность. Нужно вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми ученик должен уметь соотносить (примерять) знания (свои, товарищей) с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия и конечный результат своей работы с эталоном, он и учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход формирования оценочного компонента лежит в основе экспериментального обучения Ш А Амонашвили.
Самооценка превращает ученика в активного субъекта обучения. Функция учителя управление познавательной деятельностью, планирование учебной деятельности, ее мотивирование, контроль, регулирование и оценка. На разных этапах обучения ученик должен выступать в роли учителя. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Одна из важных задач, стоящих пред учителем – предметником – организация учебной деятельности, при которой учащийся не только овладевают основами научных знаний, но и продвигаются в своем психическом развитии.
Урок- время общения и воспитания
Человек- это узел связи
Единственная и настоящая роскошь
Это роскошь человеческого общения
А. С. Экзюпери
Любой урок немыслим без общения. И оно, отнюдь, не ограничивается передачей определенной информацией. Смысл общения гораздо глубже. Он в пробуждении активности класса, в возникновении «интеллектуальных затруднений», в совместном решении сложных задач, в переработке воспринимаемой школьниками информации. По-моему, на уроках необходимо именно такое общение, в котором главными становяться развитие интереса к предмету, углубление знаний, постоянная направленность на поиск ответов на неожиданные, но увязанные с жизнью, повседневностью вопросы, поисковый и исследовательский характер в действиях учителя и учащихся.
Согласитесь, мостики общения соединяют детские души и предмет лишь тогда, когда учитель не ментор, наставляющий и всезнающий, а старший товарищ, с которым можно искать ответы на многие математические, нравственные и жизненные вопросы. Легко ли работать так, да и возможно ли это на каждом уроке? Конечно же, быть ментором, поучающим, наказывающим, спокойнее и проще. Можно заставить выучить, выполнить домашнее задание, прочитать домашнее задание, прочитать дополнительную литературу. Но можно ли заставить чувствовать, сопереживать, осмысленно и с интересом относиться к предмету?
Изучая опыт В К Дьяченко - Явина, К Я Вазиной, я отметила для себя идею взаимного обучения в постоянных и сменных парах и методика коллективной мыследеятельности (КМД) или КСО, когда роль каждого ученика существенно меняется. И тогда для ученика знания - это не то, что он услышал или прочитал, а то, что может объяснить другому.
Неутомительное многократное повторение материала, умение его излагать обеспечивает высокий уровень усвоения. Коллективная мыследеятельность обеспечивает возможность организовать сотрудничество, активное взаимодействие обучаемых с педагогом и между собой. Работа осуществляется в микрогруппах, состав которых может изменяться.
Суть методики КСО:
Вход в проблемную ситуацию | Работа в творческих группах | Общее обсуждение проблемы, защита позиций | Определение новой проблемы |
Помогает поднять обучаемого до осознания и коллективной деятельности как конкретного результата.
Для себя я сделала следующие выводы: лучше всего знания усваиваются, творческие способности проявляются в атмосфере доверия и психологического комфорта в коллективе. Поэтому ведущим компонентом обучения является организация взаимного общения, индивидуальной подход к обучению и воспитанию учащихся.
Для сплочения детского коллектива и улучшения усвоения учебного материала можно использовать идеи методики взаимного обмена заданиями, тематических вопросников, взаимообмена знаниями, поабзацного изучения сложных текстов, методом - «обучи соседа».
Все это способствует:
завершенности в обучении
непрерывной и безотлагательной передачи знаний
взаимосотрудничеству, взаимопомощи и взаимопониманию между детьми
соответствию обучения со способностями каждого
педагогизации каждого участника занятия.
Дети становятся более доброжелательными открытыми и терпимыми активнее проявляют самостоятельность, анализируют, делают выводы, вовлекаются в деятельность.
Вся педагогическая практика – процесс творческий и от того, как ты подходишь к этому процессу таков и результат. «Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десяток учебников и не держаться ни одного из них неукоснительно. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться».
Незаметно как один день пролетели 20 лет работы в школе №5, ставшей для меня родной. Было всякое: достижения и успехи, трудности и неудачи, что, наверное, присуще любому человеку. Но никогда я не разочаровалось в том пути, на который когда–то вступила. Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное — научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что у них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Мне близки слова писателя Владимира Дудинцева: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом, каким наборам приемов воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать». Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой: не выдохлась, ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся в твоем тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы и желание сердце отдавать детям». Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение учителя. Вырастить своих учеников, как минимум, интеллектуалами, как максимум, - интеллигентами! Принцип моей работы можно сформулировать как принцип «четырех СО». Это:
- СОтрудничество, - СОпереживание, - СОрадование, - СОзидание.
Надо работать на успех! А деятельность, как известно залог успеха!
Тезисы выступления
Восхождения к знаниям и добру
И снова об уроке…
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость
В школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день- это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера. Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Думаю, что если школа выпустит не очень грамотного человека, то это полбеды, а если из ее стен выйдет выпускник, бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это настоящая беда. Именно поэтому, я в своей педагогической деятельности большое значение уделяю воспитательной работе с детьми.
Сегодня в школе происходят удивительные перемены, появляются новые интересные образовательные программы, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какими бы они глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей доброте, любви, ответственности, душевной отзывчивости и щедрости.
Какие бы не совершались реформы и модернизации в образовании, урок остается вечной и главной формой обучения и воспитания школьника. На нем стояла традиционная и строится сегодня современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Каким ему быть? Как его начать и как закончить? Как к нему готовиться? На эти вопросы постоянно ищут ответы школьные учителя – и начинающие, и имеющие за плечами немалый педагогический стаж.
Урок – основной участок учебно – воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
В.А.Сухомлинский
Исходя из этого, урок я рассматриваю как:
Урок- это время знаний.
Урок- это время развития и саморазвития.
Урок- это время общения, воспитания и самовоспитания.
На каждом уроке должны решаться триединые дидактические задачи:

Образовательная задача – вооружить учащихся системой знаний и навыков.
Развивающая задача – развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,
волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, воображение,
восприятие.
Воспитательная задача – формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества,
взгляды, убеждения.
Урок-это время знаний.
«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»
Как сделать, чтобы знания, полученные на уроке, остались надолго, закрепились прочно и глубоко? На что следует ориентироваться учителю, определяя цель, задачи, выбирая методы, содержание, если программы дают только общие требования? Каким образом на уроке можно использовать все дидактические принципы? Из какой дидактики они должны быть отобраны? Как понимать успешность учения всех обучающихся и как ее обеспечивать? Эти и другие вопросы волнуют каждого учителя, в том числе и меня.
“…..нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами”. В.В. Путин
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитать в детях желаемые качества?
В реализации этих целей общеобразовательной школы существенную роль играет математическое образование.
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составляющей человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, точно выражать свои мысли, с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить работать самостоятельно, высказывать и проверять предположения и догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Пробудить у ребенка интерес к изучению математики, сделать процесс обучения посильным и радостным – нелегкая задача для каждого учителя. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хорошо знать учебный предмет, необходимо также владеть педагогическим мастерством, уметь активизировать желание детей думать и действовать самостоятельно, сделать процесс познания увлекательным.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. По мнению известного психолога Пойя «Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей».
Наиболее часто используемые мною методы обучения:
операционные (конференции, симпозиумы, семинары);
игровое проектирование: исследовательские проекты (глубокое изучение проблемы, защита собственных путей решения, выдвижение гипотез), практика – ориентировочные проекты (действия направлены на решение реальных проблем), творческие проекты (проект выстраивается в логике представлений и интересов учащихся)
анализ проблемных ситуаций.
Считаю, что нетрадиционные уроки, интерактивные методы обучения и создание условий успеха для каждого обучающегося (когда дети сами учатся и действуют) – это решение многих проблем.
Желаемого результата можно достичь множеством путей. В арсенале и диспут, и индивидуальные задания, и проблемные задачи, и урок- сказка, и урок ролевая игра, и урок- КВН, и также структура занятия, когда уже в водной беседе стремишься вызвать интерес ребят к теме, объяснить ее значение, практическую направленность изучаемого материала.
Урок - время развития и саморазвития
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений»
Л.Н.Толстой
В образовательном процессе главной фигурой является ребенок как субъект собственной деятельности, учитель же может направлять и руководить личной деятельностью ученика с целью его дальнейшего развития. Чтобы достичь этого, учителю важно
помочь обучающемуся стать свободной творческой и ответственной личностью;
научить его лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место в жизни, уметь строить свою жизнь такой, какой хотелось бы ее видеть;
вызвать и поддержать у ребенка желание учиться;
развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;
давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен;
создать обстановку комфортности, безопасности для обучающегося, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях.
Устремите ум на радость творчества
Н. К. Рерих
Человек развивается только тогда, когда творит и познает себя. Поэтому на уроках я стараюсь хотя бы несколько минут уделить развитию творческих способностей детей (придумать, зашифровать, прорекламировать, сравнить, доказать свое суждение, подготовить сообщение или интересный вопрос, проблему для класса).
Я думаю, что для реализации развивающих задач урока, нужно общее развитие школьников и
представление каждому из них оптимальных возможностей в личном развитии, самоопределении и самореализации.
Познание себя начинается с самооценки и анализа собственного «Я». Каковы же приемы, обеспечивающие формирование адекватной самооценки? В первую очередь надо включать школьников в процесс оценивания своей познавательной деятельности
Для формирования самооценки обучающихся использую следующие приемы:
1. Оценка учеником работы, выполненной другими, т.е. взаимооценка, т.к. наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
2. Ученик, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается учителем, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.
Однако для формирования самооценки мало включать учащихся в оценочную деятельность. Нужно вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми ученик должен уметь соотносить (примерять) знания (свои, товарищей) с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия и конечный результат своей работы с эталоном, он и учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход формирования оценочного компонента лежит в основе экспериментального обучения Ш А Амонашвили.
Самооценка превращает ученика в активного субъекта обучения. Функция учителя управление познавательной деятельностью, планирование учебной деятельности, ее мотивирование, контроль, регулирование и оценка. На разных этапах обучения ученик должен выступать в роли учителя. И чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Одна из важных задач, стоящих пред учителем – предметником – организация учебной деятельности, при которой учащийся не только овладевают основами научных знаний, но и продвигаются в своем психическом развитии.
Урок- время общения и воспитания
Человек- это узел связи
Единственная и настоящая роскошь
Это роскошь человеческого общения
А С Экзюпери
Любой урок немыслим без общения. И оно, отнюдь, не ограничивается передачей определенной информацией. Смысл общения гораздо глубже. Он в пробуждении активности класса, в возникновении «интеллектуальных затруднений», в совместном решении сложных задач, в переработке воспринимаемой школьниками информации. По-моему, на уроках необходимо именно такое общение, в котором главными становятся развитие интереса к предмету, углубление знаний, постоянная направленность на поиск ответов на неожиданные, но увязанные с жизнью, повседневностью вопросы, поисковый и исследовательский характер в действиях учителя и учащихся.
Согласитесь, мостики общения соединяют детские души и предмет лишь тогда, когда учитель не ментор, наставляющий и всезнающий, а старший товарищ, с которым можно искать ответы на многие математические, нравственные и жизненные вопросы. Легко ли работать так, да и возможно ли это на каждом уроке? Конечно же, быть ментором, поучающим, наказывающим, спокойнее и проще. Можно заставить выучить, выполнить домашнее задание, прочитать домашнее задание, прочитать дополнительную литературу. Но можно ли заставить чувствовать, сопереживать, осмысленно и с интересом относиться к предмету?
Изучая опыт В К Дьяченко - Явина, К Я Вазиной, я отметила для себя идею взаимного обучения в постоянных и сменных парах и методика коллективной мыследеятельности (КМД), когда роль каждого ученика существенно меняется. И тогда для ученика знания - это не то, что он услышал или прочитал, а то, что может объяснить другому.
Коллективная мыследеятельность обеспечивает возможность организовать сотрудничество, активное взаимодействие обучаемых с педагогом и между собой. Работа осуществляется в микрогруппах, состав которых может изменяться.
Вся педагогическая практика – процесс творческий и от того, как ты подходишь к этому процессу таков и результат. «Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десяток учебников и не держаться ни одного из них неукоснительно. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться».
Незаметно как один день пролетели 13 лет работы в школе №5, ставшей для меня родной. Было всякое: достижения и успехи, трудности и неудачи, что, наверное, присуще любому человеку. Но никогда я не разочаровалось в том пути, на который когда–то вступила. Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное — научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что у них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Мне близки слова писателя Владимира Дудинцева: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом, каким наборам приемов воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать». Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой: не выдохлась, ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся в твоем тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы и желание сердце отдавать детям». Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение учителя. Вырастить своих учеников, как минимум, интеллектуалами, как максимум, - интеллигентами! Принцип моей работы можно сформулировать как принцип «четырех СО». Это:
- СОтрудничество, - СОпереживание, - СОрадование, - СОзидание.
Надо работать на успех! А деятельность, как известно залог успеха!