Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
А.С. Пушкин
Осталось позади XX столетие - время тревожных событий, сложных и противоречивых. Что ждет нас впереди - загадка. История доказала, что мы никогда не были благодарными детьми России. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Культура развлечений и потребительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации исчезают те черты, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг. Дети и молодежь нуждаются в защите не только от террористических актов, но от агрессивной проповеди безнравственности и разрушительного для души и тела образа жизни. Навязывается стереотип: жить — значит наслаждаться, «Бери от жизни все». Нет более печального для христианского сердца зрелища, чем духовное клонирование молодых людей с одинаковым выражением в глазах, пьющих одну и ту же кока-колу, танцующих под одни и те же музыкальные ритмы, одинаково говорящих и одинаково чувствующих. Многие десятилетия людей отлучали от веры, а это привело к разрушению нашей духовной культуры. Все чаще в российских глубинках встречаются пустые села и деревеньки, до которых никому нет дела. А храмы? Разрушенные, они стоят едва ли не в каждом селе, как молчаливые укоры совести. Порой нам не хватает ни денег, а самого простого человеческого тепла, доброты. Нам нужна нравственная сила, способная вернуть веру в самих себя, ибо только внутренне целостный человек способен творить и строить, а не разрушать. И как всегда в трудную минуту взгляды людей обращаются в прошлое, стараясь найти спасение в своих истоках, в своих корнях.
Маленькой точкой на карте России обозначено село, расположенное в 45 километрах от Воронежа и известное далеко за пределами области не только своей историей, но и своими замечательными людьми. Был Землянск городом, центром большого уезда, был районным центром, а сейчас – село, которое раскинулось в середине России. В 2012 году Землянск отметил свое 355-летие. Это одно из крупных сел Семилукского района, основанное как военная крепость Белгородской черты, имеет уникальную и интересную историю. Почти пятьдесят лет, с 1965 года, в школе существует музей «История села», созданный и бережно хранимый учащимися и учителями. Как будто по воле волшебника, в Землянске перемешались картинки из далекого прошлого и настоящего, из сельского и городского, из уже отжившего и ультрасовременного. На фоне живописной природы можно увидеть прихожан, идущих по звону колоколов в Никольский храм (1794г.), рабочих, возвращающихся со смены на частных предприятиях КФХ «Борть» и КФХ «Сытный край», мужичка в стеганой фуфаечке, неспешно погоняющего свою лошаденку по одной дороге с новыми недешевыми автомобилями. В этих сюжетах вся сегодняшняя Россия. Бесконечен и неутомим бег времени. Его невозможно остановить, как невозможно удержать в руках воду. С годами все плохое забывается и исчезает, но не забывается то, что по-настоящему дорого и значимо, то, что остается жить в веках. Поэтому и есть в мире вечные ценности. Ведь неслучайно сброшенные и уничтоженные после революции колокола зазвучали вновь, символизируя бессмертие России, возвещая, что Россия жива. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. На наш взгляд, сегодня педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая или воспитывать, обучая и развивая - должны выбрать второе. Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства нашего времени. Православная культура как образовательная область обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. Занимаясь данной деятельностью несколько лет, мы пришли к пониманию того, что необходимо строить воспитательную работу, опираясь на традиции Святой православной Руси, приобщая ребенка к русской культуре в соответствии с православным мировидением. Желая возродить величие Отечества, мы не должны забывать, что немыслимо возродить культуру, нравственность, духовность без основ христианства, без тесного сотрудничества государства с Русской Церковью, ведь именно на православных идеалах формировались доброта, милосердие, совестливость, умение прощать, готовность к бескорыстной помощи, честность, патриотизм, культура межэтнического общения, трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело.
Воспитание духовно – нравственной личности в нынешних условиях разгула негатива в средствах массовой информации, жестокости и преступности в быту – дело не простое. За годы в нашей практике сложилась система краеведческой и исследовательской работы, имеющая реальный духовный потенциал.
Обращаясь к истории своего края, своего народа, дети начинают осознавать величие своей Родины, в них растет потребность стать творцом, гражданином своего Отечества, иметь возможность влиять на ход истории. Важным здесь является согласованность в действиях всех субъектов образовательного процесса: специалистов, работников библиотек, настоятеля местного прихода, родительской общественности через организацию совместных творческих занятий познавательного характера. Этому способствуют проведение конкурсов, экскурсий, поездок, часов общения. У нас появилась возможность чаще бывать в храме, где приходской священник проводил экскурсии, объяснял смысл и значимость церковных служб, беседовал с ребятами об их проблемах.
Стали традиционными мероприятия, посвященные календарным православным праздникам. В них принимали активное участие родители, настоятель нашего храма во имя Святого Николая Чудотворца иерей Андрей Золотарев, давший благословление автору данной книги на его труд.
Уже не первый год в МКОУ Землянская СОШ ведется работа в этом направлении. Дети с энтузиазмом принимают участи в конкурсах сочинений «Мое доброе имя», оформляют выставки «Моя семья», в старших классах начинают проводить исследования, также основанные на краеведческом материале. Работы наших учащихся стали победителями конкурсов различных уровней: «Край Воронежский православный», «Человек в истории хх века», областных и районных краеведческих конференций. «Праздник со слезами на глазах», «Ради жизни на земле», « Жизнь, отданная людям», « Моя семья», « Память пылающих лет», «Святые заступники Руси», «Храмы земли Воронежской» - это совместные работы детей и родителей пополнили семейные архивы, школьные музейные экспозиции и стали связующим звеном между поколениями. На конкретных фактах из жизни близких людей учащиеся усваивают такие понятия как «любовь к ближнему, Отечеству», « трудовой подвиг», «долг перед родиной». Мы уверены, что только совместно, объединив усилия государства и общества, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.
Мы надеется, что знакомство с данной монографией поможет ни одному человеку открыть для себя новые страницы истории нашего края.
С уважением Попова Елена Васильевна, Смирнова Лариса Владимировна, учителя МКОУ Землянская СОШ.