«Воспитание и закрепление бытовых навыков у детей с ОВЗ».
Черных Лариса Васильевна
воспитатель Белгородской коррекционной общеобразовательной школы – интерната №23», г. Белгород
Беседина Ирина Николаевна
воспитатель Белгородской коррекционной общеобразовательной школы – интерната №23», г. Белгород
Лепперт Татьяна Владимировна
воспитатель Белгородской коррекционной общеобразовательной школы – интерната №23», г. Белгород
Одной из основных целей нашей школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку дети находятся в интернатном учреждении круглосуточно, очень важно научить и закрепить у них различные бытовые навыки [1, с. 12].
Воспитание и закрепление бытовых навыков происходит на всех видах деятельности, а особенно на занятиях по бытовому труду.
Специальные задачи социально – бытовой ориентации, которая даёт возможность прививать учащимися навыки бытового труда:
Обучать детей с ОВЗ этике поведения во время приёма пищи, при общении с людьми.
Учить детей с нарушением слуха сервировать стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приёма пищи.
Учить детей мыть посуду.
Обучить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом).
Научить пользоваться бытовыми приборами: утюгом, электрочайником, пылесосом.
Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).
Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться полотенцем.
Содержать в порядке свою одежду и обувь.
Активизировать речь через практическую деятельность, обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Перед воспитателем стоит задача: воспитать у учащихся бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Детей учат вешать одежду, складывать вещи. В младшем возрасте – учу, в старшем – контролирую.
Некоторые воспитатели большое внимание обращают на формирование у детей навыков и умений самообслуживания. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи своё место» - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям с ОВЗ, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются [3, с. 55].
Создание бытовых привычек необходимо начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности.
С ранних лет нужно воспитывать у детей с нарушением слуха любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам».
Учащиеся с нарушением слуха более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливать их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Очень важно научив всему этому добиваться у детей привычки выполнять все эти правила ежедневно самостоятельно не только утром, но и вечером.
Формирование бытовых навыков предполагает, и умение учащихся быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
С раннего возраста детей с ОВЗ приучать надо правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережёвывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть такие классы, которые не выработали такой привычки: бросают хлеб в столовой, не вытирают столы, не убирают классы. Это проблема и над этой проблемой надо работать. Воспитание бытовых навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от учащихся точного и чёткого выполнения действий, из правильной последовательности. В младших классах необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших классах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления бытовых навыков на протяжении всего периода обучения целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные дидактические материалы, разнообразные сюжетные картинки [2, с. 131].
Для закрепления бытовых навыков желательно давать детям с ОВЗ различные поручения, например, назначить ответственных для систематической проверки у сверстников состояние ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу, порядка в спальне. Бытовые навыки быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто – то стал значительно опрятнее и т. д.).
Важным источником накопления знаний о людях труда являются экскурсии на производство. На экскурсиях дети наблюдают за тем, как трудятся люди, знакомятся с организацией труда и трудовой обстановкой, видят результаты труда взрослых. Во время экскурсии важно показать нравственную сторону труда взрослых: их отношение к труду, коллективный характер труда [4, с. 158].
Воспитатель во время экскурсии обращает внимание также на эстетическую сторону труда, знакомит детей с результатами работы, показывает образцы мастерства. Большое значение имеет правильный выбор объекта экскурсии. В первую очередь следует познакомить детей с видами труда, близкими их опыту: школой, предприятиями обслуживания населения (школьной прачечной, почтой, магазином, аптекой, ателье и др.). В дальнейшем детей можно познакомить с предприятиями промышленности и сельского хозяйства. Знания, полученные о труде взрослых, дети могут воплотить в своих творческих работах: рисунках, рассказах.
Таким образом, правильно подумав и спланировав работу по воспитанию и закреплению бытовых навыков, основ труда можно добиться самостоятельного выполнения бытовых навыков и воспитать культурного человека нашего общества.
Список литературы:
Багрова И.Г., Богданова Т.Г., Большакова Е.А., Сурдопедагогика/ под ред. Речицкой Е.Г. – М., 2004 г.
Девятова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербаков А.М., Социально – бытовая ориентировка. М., 2005 г.
Речицкая Е.Г., Развитие глухих детей в процессе внеклассной работы. Л., 2007 г.
Титова Е. В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. – М., 2006 г.