СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности учащихся на уроках родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности учащихся на уроках родного языка»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Простинская основная общеобразовательная школа»



















Воспитание личности учащихся

на уроках родного языка















Андрзянова Алиса Илдровна

учитель родного языка и литературы















2019 г.





В качестве эпиграфа к теме моего выступления можно привести слова

Януша Корчака: «Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш. В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины». А зажигать такие костры, на мой взгляд, возможно, если формировать всесторонне развитую, компетентную личность и в своей деятельности следовать девизу: «Учение с увлечением!»

Я думаю, что правильный подход в преподавании родного русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо сформировать убежденность в том, что русский «язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое» (К. Д.Ушинский).

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения миру, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Я согласна с тем, что из двух функций школы - обучающей и воспитывающей – приоритетной должна быть воспитывающая функция. В школе должна быть создана такая воспитательная система, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя. Тогда урок становится средством развития личности, средством воспитания, а не средством передачи знаний.

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее.

Как важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в другом. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему, служении ему.
На уроках родного языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания!

Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Опыт эмоционально-ценностных отношений приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и событий.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,

Умение педагогом создать такую воспитательную систему, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя, позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но и создать личность.