Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Простинская основная общеобразовательная школа»
Воспитание личности учащихся
на уроках родного языка
Андрзянова Алиса Илдровна
учитель родного языка и литературы
2019 г.
В качестве эпиграфа к теме моего выступления можно привести слова
Януша Корчака: «Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш. В каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины». А зажигать такие костры, на мой взгляд, возможно, если формировать всесторонне развитую, компетентную личность и в своей деятельности следовать девизу: «Учение с увлечением!»
Я думаю, что правильный подход в преподавании родного русского языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого ребенку необходимо сформировать убежденность в том, что русский «язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое» (К. Д.Ушинский).
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения миру, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Я согласна с тем, что из двух функций школы - обучающей и воспитывающей – приоритетной должна быть воспитывающая функция. В школе должна быть создана такая воспитательная система, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя. Тогда урок становится средством развития личности, средством воспитания, а не средством передачи знаний.
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее.
Как важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в другом. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему, служении ему.
На уроках родного языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания!
Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Опыт эмоционально-ценностных отношений приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и событий.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,
Умение педагогом создать такую воспитательную систему, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя, позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но и создать личность.