СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма при изучении вопросов Холокоста на уроках истории и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Началом изучения истории Холокоста стала экскурсия с учащимися к местам массового захоронения горских евреев на территории Курского района: братские могилы на окраине ст. Курской и в селе Богдановка. В сборнике «Мои журналистские тропы» местного краеведа В.Г. Суменко нашли описание событий 25 сентября и 19 октября 1942 г. Именно в эти дни было произведено массовое уничтожение евреев в Курском районе. Поражённые злодеяниями фашистов, учащиеся приняли решение: в Международный день памяти жертв Холокоста (27 января) и День памяти евреев – жертв нацизма (6 апреля) посещать братские могилы и возлагать цветы. В школе в эти дни учителями истории проводятся мероприятия, посвящённые памяти Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма при изучении вопросов Холокоста на уроках истории и во внеурочной деятельности»



Воспитание патриотизма при изучении вопросов Холокоста на уроках истории и во внеурочной деятельности

Найденова Валентина Ивановна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №1 ст. Курской Ставропольского края


Семьдесят пять лет назад закончилась Великая Отечественная война. Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах, это стремление победить. Для каждой эпохи война означает огромные потери: среди людей, среди культурных ценностей, моральных норм.

В Великой Отечественной войне враг не щадил никого. Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Но самая страшная трагедия Второй мировой войны был Холокост.

Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.

Обращаясь к истории Холокоста, мы рассматриваем её как основу для формирования толерантности и патриотизма. Подобная подача материала позволяет сделать толерантность не абстрактным понятием, а живым историческим примером. Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

Значение знаний о Холокосте и передаче их подрастающему поколению сформулированы историком и философом Бауэром: «Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».

В 2001 году на конференции в Ростове «Уроки Холокоста и толерантность» было зачитано письмо ученика средней школы, который писал в сочинении: «Да, это было ужасно – миллионы трупов, море крови, горы пепла и человеческих тел. И все эти книги на эту тему пишут, конечно же, евреи… Если бы я был на месте Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны, я бы уничтожал евреев оружием массового поражения. Думаю, тогда бы это было не так страшно и мучительно…» Вдумайтесь в эти слова юного человека в начале XXI века. Сама я задумалась над этими словами и задала себе вопрос: «А что наши дети знают о Холокосте?»

В системе своей работы по предмету изучение проблемы Холокоста я связываю с проблемой патриотизма и толерантности. Представление темы в историческом, психологическом, педагогическом, философском контексте позволяет через уроки Холокоста прийти к формированию наиболее значимых черт личности. Изучение темы происходит в курсе истории, обществознания. Для того чтобы определить направления работы по теме Холокост, я изучила опыт преподавания Холокоста в школах России, что дало возможность активизировать работу, целенаправленно мотивировать её. Для учащихся провела анкету с целью выявления их знаний об этом трагическом событии в истории еврейского народа:

1. Что такое Холокост?

2. Против каких народов он был направлен?

3. В чём заключается феномен Холокоста?

4. Каким образом можно преодолеть Холокост?

5. Можно ли ненавидеть народ?

6. Холокост – это болезнь нации или всего человечества?

7. Может ли быть произведён геноцид одного народа?

8. Холокост – путь к толерантности?

Проанализировав анкеты учащихся и обобщив имеющиеся у них знания о Холокосте, я определила круг изучаемого материала во внеурочное время. Началом изучения истории Холокоста стала экскурсия с учащимися к местам массового захоронения горских евреев на территории Курского района: братские могилы на окраине ст. Курской и в селе Богдановка. В сборнике «Мои журналистские тропы» местного краеведа В.Г. Суменко нашли описание событий 25 сентября и 19 октября 1942 г. Именно в эти дни было произведено массовое уничтожение евреев в Курском районе. Поражённые злодеяниями фашистов, учащиеся приняли решение: в Международный день памяти жертв Холокоста (27 января) и День памяти евреев – жертв нацизма (6 апреля) посещать братские могилы и возлагать цветы. В школе в эти дни учителями истории проводятся мероприятия, посвящённые памяти Холокоста. Учащиеся готовят интересные творческие работы о Холокосте - это плакаты, рисунки, стихи, отзывы о прочитанном, личные размышления и наблюдения и т.д. Ребята читают стихи Р. Рождественского, М. Джалиля и стихи собственного сочинения. Ученица 11 класса написала стихотворение «Холокост»:

Послушайте! Послушайте! Услышьте!

Как из земли исходит томный стон.

Послушайте! Прошу, потише!

Как – будто вдалеке грохочет гром.

Послушайте! Ведь он гремит не просто!

Он так напоминает о беде,

Случившейся под властью Холокоста,

Весь страх и ужас, воплотив в себе.

Послушайте! Их крики, вопли, стоны…

Их души словно бродят по земле.

Их в лагеря везли грядой вагоны,

Страдать и умирать их обрекли во мгле.

Послушайте! Мы помнить будем свято!

Нельзя! Нельзя об этом нам забыть!

О том, как страхом было всё объято,

Должны мы вечно в памяти хранить.

Я не могу понять, как так жестоко?

За что? Ответа нет на мой вопрос…

Зачем? Под руководством злого рока

Со смертью вместе правил Холокост.

Апрель 2013 г.


Подобная работа способствует развитию творческого потенциала учащихся. Главным результатом всех этих мероприятий я считаю то, что хотя в нашей школе и обучаются дети разных национальностей и этнических групп, ни разу не было конфликта на межнациональной почве.

Хочу подробнее остановиться на использовании в своей работе метода исследования. Учащимся даю задания, требующие творческого подхода. Наводящие вопросы учителя являются ориентиром для учащихся в выполнении работы. Изучая предложенные источники и литературу, учащиеся находят ответы на такие важные вопросы, как: какие события стали началом Холокоста? Почему стала возможна трагедия еврейского народа? Каковы уроки Холокоста? Затем делают выводы о причинах Холокоста, с которыми выступают перед классом. В данном случае урок я строю с учетом альтернативных подходов к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначных этических оценок личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке способствует приобретению учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Результатом этой работы стало проведение урока «Память о Холокосте – путь к толерантности». Составной частью урока было использование регионального компонента «Холокост на Ставрополье». Разработка этого урока мною была отправлена на краевой конкурс методических разработок, где заняла 1-ое место и опубликована в Интернете на сайте Мультиурок.

Уже много лет я с учащимися старших классов занимаюсь исследовательской работой по краеведению. Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны стал самой массовой братской могилой эвакуированных евреев на территории юга России. «Бабий Яр» - так стали называть места массовых захоронений расстрелянных фашистами. Учащимся 11 класса было предложено выполнить исследовательскую работу «Бабьи Яры» Ставрополья». Ребята изучили краеведческую литературу, доступные архивные документы. Полученные данные были использованы для составления карты «Бабьи Яры» Ставрополья» и с подробным описанием мест захоронений были положены в основу исследовательской работы. Выполнение этой работы способствует воспитанию непримиримого отношения к нацизму как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества, формированию межнациональной терпимости.

В этом учебном году исследовательские работы по Холокосту на Ставрополье и в Курском районе учениц 11 класс приняли участие в научно-просветительском конкурсе «Российский День истории».

Наиболее распространённой формой работы учителя истории являются конференции, семинары и дискуссии старшеклассников. Такие формы работы способствуют активизации познавательного интереса учащихся к трагедии Холокоста. В данном случае Холокост не рассматривается как страница лишь еврейской истории, ибо Холокост – не только еврейская трагедия. «Не бывает геноцида против кого-то, - писал российский мыслитель Михаил Гефтер. – Геноцид всегда против всех».

Использование дискуссии, конференции на уроках по истории Холокоста позволяет познакомить учащихся с различными точками зрения на ту или иную проблему, научить их не только высказывать свою точку зрения, но и аргументированно отстаивать свое мнение, формулировать вопросы и использовать их в качестве «инструмента познания». Но при этом перед учителем встает серьезная проблема: как сделать так, чтобы свободный обмен мнениями на уроке не превратился в пустые разговоры, а учащиеся в процессе спонтанной дискуссии не отклонились от темы урока. В этом случае я выбираю наиболее приемлемую форму дискуссии, которая бы соответствовала теме и целям урока, подготовленности учащихся, особенностям учебного материала. Примером такой формы работы может быть круглый стол по теме «Историческая память». В ходе дискуссии происходит обмен мнениями между всеми учениками класса. В конце занятия учащиеся сделали вывод: «Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший свое государство Израиль не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира, а в январе 2020 года был открыт памятник «Свеча Памяти». В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт. Особенно, если эти люди – твои сограждане. Не говоря уже о жертвах.

Холокост - не просто страница еврейской истории, это общечеловеческая трагедия. В середине XX века на протяжении многих лет совершалось истребление целого народа. Самое страшное, что остальной мир это допустил».

В конце дискуссии «круглого стола» учащиеся говорят о современных уроках Холокоста. В качестве главных уроков они выделяют следующие:

  • Это не должно повториться. Никогда!

  • Холокост – это так страшно, что трудно переживать заново мучения еврейского народа и сегодня!

  • Светлая память всем погибшим в огне Холокоста!

  • Пусть дым Холокоста станет предупреждением геноциду.

  • Берегите мир, он очень хрупкий.

  • Война – это смерть и злодеяния. Остановим войну!

  • Не бывает народов высших и низших. Мы все равны, потому что мы – дети Земли!

  • Лучше пережить события Холокоста на уроке, чем в жизни.

  • Люди, любите нашу общую Землю.

  • Мы все такие разные, но у каждого из нас одно сердце и одна жизнь.

  • Холокост – это трагедия не еврейского народа, а всего человечества.

  • Холокост – это не просто история, это – зловещая правда о войне, которую нельзя скрывать от людей.

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла, осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.

Мы живем в XXI веке в опасное время политических интриг, локальных войн и бесчеловечных актов международного терроризма. Человечество придумало еще более изощренные виды оружия для истребления себе подобных. Запасы атомного и химического оружия столь велики, что с началом новой мировой войны погибнет жизнь на планете Земля. Поэтому сегодня мы обречены, научиться жить в мире и быть толерантными.

Задумывались ли вы, что у каждого человека есть память сердца. Это то важнейшее чувство, которое мы называем любовью к Родине. Оно всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастливым. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь.

Опомнись мир! Ты вспомни, мир!

Нельзя забыть то, чем мы живы!

Ещё теплы тех жертв могилы

И печи с газом не остыли.

Ради людей, детей, любимых.

Проснись же, мир, чума идёт…

А вокруг… пир!