СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание семейных ценностей на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается специфика работы учителя с целью воспитания семейных ценностей на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание семейных ценностей на уроках литературного чтения»

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Баймирова Мария Юрьевна

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж», г. Курск

В статье рассматривается специфика работы учителя с целью воспитания семейных ценностей на уроках литературного чтения.

Вся семья вместе, и душа на месте.

Русская пословица.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяются высшие духовные ценности. Семейные ценности - отчий дом, отношение к родителям, семейный лад, родословная семьи, её традиции – занимают среди них особое место. Не случайно Сухомлинский назвал семью первичной средой, «в которой человек должен учиться творить добро». Помочь детям осознать суть семейных ценностей, их важность, безусловно, должны семья и школа.

У учителя начальных классов есть уникальная возможность с раннего возраста воспитывать в душах чьих-то сыновей и дочерей, внуков и внучек бережное, уважительное отношение к семье. Один из эффективных путей воспитания семейных ценностей – обращение к литературным произведениям на уроках литературного чтения. На основе изучения добрых произведений писателей и поэтов мы вырабатываем у детей способность помогать близким людям, любить, понимать, уважать и беречь их.

Разговор о семье, семейных ценностях уместно начать с разговора о роли матери в жизни любого человека. Анализируя притчу о маме «Мой Ангел» во втором классе, мы помогаем детям глубже осознать, что мама - это самый близкий и дорогой человек на свете. Она является ангелом – хранителем для своего ребёнка, мама всегда мысленно рядом с ним; как никто, она чувствует дитя, молится за него и уберегает от бед и несчастий. Притча открывает детям великую тайну духовной силы и красоты матери, рассказывая о том, что может она сделать для своего ребёнка: «Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив», "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда- либо услышишь, спокойно и терпеливо  он научит тебя разговаривать", «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться», «Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью»…

К разговору о роли мамы в жизни каждого из нас, о трепетном, уважительном отношении к ней нужно обращаться постоянно. Но эта тема широка, и поэтому должна открывать для ребёнка её разные грани. В четвёртом классе дети уже готовы к восприятию эссе Ю. Яковлева «Мама», которое несёт в себе торжественность и трагизм одновременно. «Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом», - так тепло и проникновенно заканчивается первая часть произведения. Печальна, надрывна и одновременно высока вторая часть: «Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.

Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.

Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы».

Обращение к столь эмоционально наполненному произведению заставляет задуматься детей не только о святости понятия «мама», о нерушимой духовной связи матери с сыном или дочерью, о её особой роли в жизни каждого человека, но и об обязательствах каждого ребёнка перед матерью, о неразрывности понятий «Мама» и «Родина».

Конечно же, чтение эссе «Мама», беседа на его основе должны быть завершены заданиями, в которых детям будет предоставлена возможность поделиться своими размышлениями, связанными с проблемами, поставленными в тексте, и основными понятиями.

Тема семьи, роли близких людей в нашей жизни безгранична. Развивая тему семьи, мы касаемся и темы уважительного отношения представителей младшего поколения к старшему на примере басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». В качестве эпиграфа к уроку мы предлагаем взять слова автора басни – Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Анализируя басню, дети выясняют, в чём причина бесчеловечного отношения родителей мальчика к старику, как чувствовал себя старик в семье, почему родители заплакали, увидев мастерящего деревянное корытце сына, почему Л.Н.Толстой именно так назвал басню, каков смысл эпиграфа к уроку… И, конечно, главный вопрос, чему научила детей басня. Ученики выносят непреходящую истину из произведения: к близким нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Обращение к этому произведению Толстого предполагает важное продолжение: дома дети должны подготовить рассказ о своих бабушках и дедушках, принести их фотографии, возможно, сделать презентацию на основе фотографий. А обсуждение притчи о семье положит начало новой теме – понимания в семье. Вот эта притча: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово - понимание».

Безусловно, литературные произведения, их вдумчивое чтение и осмысление помогают ребенку научиться оценивать свои поступки, способствуют формированию уважительного и бережного отношения к матери и отцу, дедушке и бабушке, учат заботиться о старшем поколении в семье, понимать, любить близких и дорожить ими.