ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Баймирова Мария Юрьевна
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж», г. Курск
В статье рассматривается специфика работы учителя с целью воспитания семейных ценностей на уроках литературного чтения.
Вся семья вместе, и душа на месте.
Русская пословица.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяются высшие духовные ценности. Семейные ценности - отчий дом, отношение к родителям, семейный лад, родословная семьи, её традиции – занимают среди них особое место. Не случайно Сухомлинский назвал семью первичной средой, «в которой человек должен учиться творить добро». Помочь детям осознать суть семейных ценностей, их важность, безусловно, должны семья и школа.
У учителя начальных классов есть уникальная возможность с раннего возраста воспитывать в душах чьих-то сыновей и дочерей, внуков и внучек бережное, уважительное отношение к семье. Один из эффективных путей воспитания семейных ценностей – обращение к литературным произведениям на уроках литературного чтения. На основе изучения добрых произведений писателей и поэтов мы вырабатываем у детей способность помогать близким людям, любить, понимать, уважать и беречь их.
Разговор о семье, семейных ценностях уместно начать с разговора о роли матери в жизни любого человека. Анализируя притчу о маме «Мой Ангел» во втором классе, мы помогаем детям глубже осознать, что мама - это самый близкий и дорогой человек на свете. Она является ангелом – хранителем для своего ребёнка, мама всегда мысленно рядом с ним; как никто, она чувствует дитя, молится за него и уберегает от бед и несчастий. Притча открывает детям великую тайну духовной силы и красоты матери, рассказывая о том, что может она сделать для своего ребёнка: «Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив», "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда- либо услышишь, спокойно и терпеливо он научит тебя разговаривать", «Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться», «Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью»…
К разговору о роли мамы в жизни каждого из нас, о трепетном, уважительном отношении к ней нужно обращаться постоянно. Но эта тема широка, и поэтому должна открывать для ребёнка её разные грани. В четвёртом классе дети уже готовы к восприятию эссе Ю. Яковлева «Мама», которое несёт в себе торжественность и трагизм одновременно. «Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом», - так тепло и проникновенно заканчивается первая часть произведения. Печальна, надрывна и одновременно высока вторая часть: «Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.
Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы».
Обращение к столь эмоционально наполненному произведению заставляет задуматься детей не только о святости понятия «мама», о нерушимой духовной связи матери с сыном или дочерью, о её особой роли в жизни каждого человека, но и об обязательствах каждого ребёнка перед матерью, о неразрывности понятий «Мама» и «Родина».
Конечно же, чтение эссе «Мама», беседа на его основе должны быть завершены заданиями, в которых детям будет предоставлена возможность поделиться своими размышлениями, связанными с проблемами, поставленными в тексте, и основными понятиями.
Тема семьи, роли близких людей в нашей жизни безгранична. Развивая тему семьи, мы касаемся и темы уважительного отношения представителей младшего поколения к старшему на примере басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». В качестве эпиграфа к уроку мы предлагаем взять слова автора басни – Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Анализируя басню, дети выясняют, в чём причина бесчеловечного отношения родителей мальчика к старику, как чувствовал себя старик в семье, почему родители заплакали, увидев мастерящего деревянное корытце сына, почему Л.Н.Толстой именно так назвал басню, каков смысл эпиграфа к уроку… И, конечно, главный вопрос, чему научила детей басня. Ученики выносят непреходящую истину из произведения: к близким нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.
Обращение к этому произведению Толстого предполагает важное продолжение: дома дети должны подготовить рассказ о своих бабушках и дедушках, принести их фотографии, возможно, сделать презентацию на основе фотографий. А обсуждение притчи о семье положит начало новой теме – понимания в семье. Вот эта притча: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово - понимание».
Безусловно, литературные произведения, их вдумчивое чтение и осмысление помогают ребенку научиться оценивать свои поступки, способствуют формированию уважительного и бережного отношения к матери и отцу, дедушке и бабушке, учат заботиться о старшем поколении в семье, понимать, любить близких и дорожить ими.