ВОСПИТАНИЕ У РЕБЁНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
«Наши дети-это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А.С.Макаренко
«Мать, помни, ты -главный воспитатель, главный педагог».
В.А.Сухомлинский
«Плохо тому сыну, которого отец не учил».
Украинская народная пословица
Не только в школе, но и дома , в семье, мы учим детей любить книги. Наверное нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем же всё закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.
Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.
Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов:
«Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?». Объясните значение трудных слов. Спросите понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Чему научила книга? Попросите рассказать о главном герое, главном событии.
Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.
Как читать вместе?
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т.д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью». И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
Начинать чтение книги с обложки и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
8. Не бойтесь хвалить ребёнка! Как можно чаще стимулируйте его чтение похвалой.
Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.