Ковтонюк Мария Васильевна,
Стульнева Зинаида Александровна
учителя социально-бытовой ориентировки
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники
Воспитание национального самосознания обучающихся через
образовательный модуль «Традиции и обычаи русского народа»
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о развитии, сохранении и укреплении народных традиций и обычаев. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, формируют духовные качества и определенные правила поведения. Обычаи - это отношения, передающиеся из поколения в поколение, они не имеют юридической силы, но обладают силой общественного влияния.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим, поэтому воспитание национального самосознания является актуальной и важной темой в образовании.
Современный образовательный стандарт с одной стороны, выдвигает обязательные требования к минимуму знаний, умений и навыков, с другой стороны, даёт учителю возможность для свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса, творческого подхода.
Наша задача – не только реализовать ФГОС, но, главное, передать будущим поколениям опыт в его национальной форме, ведь школа может утвердиться только на истинной любви к своему народу.
Необходимо научить детей чувствовать сокровенное духовное родство, самобытное лицо, свое «я» среди других наций и народов.
А все это возможно только на основе любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство - народ. Эти корни - в нашей речи, в незримой связи с родной землей, с ее судьбой. Эти корни - в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой.
«Да, были люди в наше время - не то, что нынешнее племя...» повторяем Лермонтовские строки, удивляясь не только силе, здоровью выносливости предков, но и душевной их крепости, стойкости, чистоте.
А может, причина именно в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века же донесено до нас, нынешних?
Донести до подрастающего поколения и сохранить все это, помогает образовательный модуль «Традиции и обычаи русского народа», который был разработан нами в рамках предмета СБО.
Цель курса: знакомство с национальными традициями русского народа; формирование уважения к нашей истории и культуре, моральным нормам и духовным ценностям.
Задачи:
- пробуждать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям русских людей; развивать чувство принадлежности к своему народу;
- познакомить с убранством русского жилища, народным костюмом, семейными обрядами, традициями календарной обрядности;
- научить готовить простые блюда национальной кухни;
- формировать чувство национальной гордости, уважения к представителями других национальностей, проживающих в России.
Курс рассчитан на освоение материала с 5 по 9 класс. Всего модуль предполагает 42 часа.
Распределение модуля «Традиции и обычаи русского народа» в программу предмета СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
№п/п | Тема | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | Вн. работа | Итого |
1 | Введение | 1 | - | - | - | - | - | 1 |
2 | Жизнь человека в доме и мире | 1 | - | - | 1 | - | 1 | 3 |
3 | Интерьер и убранство жилища | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 |
4 | Особенности праздничного и бытового костюма | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
5 | Семейно-бытовые обряды | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
6 | Традиции календарной обрядности | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 19 |
| ИТОГО | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 17 | 42 |
Данный модуль реализуется как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
В учебной деятельности тематика «Традиции и обычаи русского народа» интегрируется в темы уроков по СБО «Жилище», «Одежда и обувь», «Семья», «Питание», «Культура поведения».
Например, тему «Жизнь человека в доме и мире» - изучаем в 5 классе. Изучая тему «Семья», изучаем родословную семей и выполняем практическое задание «Составление родословной».
Тему «Интерьер и убранство русского жилища» - изучаем с 5 по 9 класс, интегрируя в тему «Жилище».
Тему «Особенности праздничного и бытового костюма» изучаем при прохождении темы «Одежда и обувь» - это и история русского костюма, и использование элементов народного костюма в современной одежде.
При изучении темы «Питание» знакомимся не только с обрядовыми блюдами, но и учащиеся делают проекты: «Блинные истории», «Бабушкина кулебяка» и. т.д.
Учащиеся стали более активными: самостоятельно подбирают рецепты блюд, привлекают родителей и бабушек, готовят дома и приносят рецепты и отчеты.
В рамках внеурочной деятельности совместно с другими учителями трудового обучения уже традиционной стала неделя «Традиции и обычаи русского народа», проводятся различные мероприятия от интеллектуальных «Знатоков» до массовых гуляний. В рамках этой недели мы знакомим учащихся и с русской народной кухней.
На своих уроках для каждой параллели мы проводим разные мероприятия: в 5 классе – «Чайный калейдоскоп», в 6 – «Праздник каши», в 7 – «Где щи, там и нас ищи», в 8 - «Русская выпечка», в 9 - «История Русской кухни». Проводим конкурс знатоков обычаев и традиций русского народа. Традиционно неделя заканчивается праздничными Масленичными гуляниями: развлечениями, веселыми конкурсами и сжиганием Масленицы или Пасхальной ярмаркой.
Кроме этого увеличилась заинтересованность учащихся и их родителей в выполнении проектов: 5 класс – составление генеалогического древа. 6 класс – «Каша – пища наша». 7 класс – «Душевные супчики». 8 класс – элементы народного костюма в современной одежде (вышивка, бисероплетение, вязание, головные повязки, …). 9 класс – использование изделий декоративно-прикладного творчества в интерьере (куклы-обереги, керамика, …), обрядовая кулинария.
В этом году проект «Русская коса» завершился мастер-классом для учащихся и родителей.
С большим желанием наши учащиеся участвуют в мастер-классах: рождественские прянички, изготовление куклы-оберега, оформление блюд и сервировка стола.
Анализ диагностической части данного курса свидетельствует о росте интереса и осведомленности наших обучающихся о национальных традициях русских людей.
Диагностика показывает постепенное увеличение знаний и умений. К концу 9 класса учащиеся самостоятельно и с помощью родителей могут выполнить минипроекты.
Знания:
![]()
Умения:
![]()
Хотим наше выступление закончить словами академика Д.С.Лихачева: «Современное общество должно быть озабочено не только передачей знаний, но и воспитанием душ. Поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность».
Литература:
1. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: С.А. Казакова,…). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1
2. «Застолье», сост. Басаргина Е.Ю. – СПб.: ТОО «Диамант», 1996
3. «Традиционные русские праздники в начальной школе», Кабинетская Т.Н. – Псков, 1997
4. «Русские праздники и игры», Пенкееев И.А. – М.: ООО «Эксмо-пресс», 1999
5. «С игрой круглый год», Коган М.С. – Новосибирск, 2004
6. «Зимние игры и забавы для детей», - Петров В.М. – М.:ТЦ «Сфера», 2000
7. «Весенние игры и забавы для детей», - Петров В.М. – М.:ТЦ «Сфера», 2000
8. «Летние игры и забавы для детей», - Петров В.М. – М.:ТЦ «Сфера», 2000
9. «Традиционный русский костюм Северного Прикамья. Коллекция «Пермь Великая»», Шейерман О.И. – ООО «ИПК «Соликамск», 2014