«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «Семья».
Актуальность.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Предлагаю вам послушать стихотворение.
Назовите, пожалуйста, ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.
С – сила, Е – единство, М – мир, мощь, Ь, Я – ядро.
действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Сначала - в родительской семье, потом – в своей собственной, затем - в семье своих родных. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.
Можно подумать, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Но семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. И только общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Задачи ознакомления с семьёй детей 2-4 лет:
Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
Учить называть свои имя и фамилию, имена членов семьи.
Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представление о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.
Детей 4-5 лет:
Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.
Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Воспитывать желание помогать своим близким.
Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.
Учить называть имена и отчества родителей.
Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представление о том, что такое семья ( семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе о своих родных. Помощи им в конкретных делах.
Формировать представление о том. Что в семье у всех - и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.
Детей 5-6 лет:
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (родным и близким).
Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.
Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи.
Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).
Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).
Закреплять знание имён и отчеств родителей, учить называть имена и отчества бабушек и дедушек.
Закреплять знание домашнего адреса.
Воспитывать интерес к своей родословной.
Формировать представления о семейных традициях.
Детей 6-7 лет.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Закреплять знание своего отчества, имён и отчеств родителей, бабушек, дедушек.
Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства - прабабушка, прадедушка.
Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона.
Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему?
Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. Почему? Правильно, на ромашке гадали – «любит – не любит».
Сегодня ромашки нам помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на 2 команды. На столах находятся 2 корзинки. Чтобы заполнить их, надо принять активное участие в конкурсах.
«Доскажи пословицу»
Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи. Давайте сейчас попробуем их вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало будет предложено, вам надо будет вспомнить её окончание.
Знакомя детей с семьёй и её членами, мы используем художественную литературу. А как вы её знаете, мы узнаем в следующем конкурсе.
«Узнай сказку».
Назвать цитируемое произведение и родственные отношения героев.
«Музыкальный конкурс».
Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идёт речь в песне.
Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи. Ведь семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьёй. Но при этом мы должны быть уверенны в одном, что детский сад только совместно с семьёй смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Воспитанник испытывает психические перегрузки, если воспитательные усилия противодействуют. Освободить его от этой перегрузки поможет принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это почувствовали, предлагаю поиграть.
Игра «Карандаши».
Суть в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Разбившись на пары, друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и стараются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. В кругу группа, не отпуская карандашей синхронно выполняет задания: поднять руки, опустить, вытянуть их вперёд, сделать шаг назад, шаг вперёд, присесть , встать.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый участник, чтобы карандаши не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание, научиться чувствовать другого человека?
Вывод: карандаши - как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, педагоги будем действовать совместно с семьёй.
Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно. Если дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьёй, вовлекать её в свою работу. Осознанное. Активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.