Пояснительная записка
Тематическое направление
Приобщение к культурному наследию.
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора Тема: «Путешествие в стародавние времена».
Актуальность. Время бежит вперёд. Каждый день - новые открытия, новые слова, новые книги и т.д. При этом никогда не надо забывать наших истоков, наш фольклор, наши традиции. Классный руководитель, как путеводная звезда, который на своих мероприятиях может с детьми «перенестись» и в прошлое, и в будущее.
Для учеников коррекционной школы приобщение к культурному наследию играет огромную роль в воспитании творческого потенциала и нравственности. Для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в современном обществе необходимо как можно чаще обращаться к истокам.
Стародавние времена - это мудрость русского народа, сформированные годами нравственные правила жизни, с помощью которых можно научить детей постигать быт и культуру русской земли, воспитывать в детских душах прекрасное.
Целевая аудитория
Ученики 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 12-13 лет, специальной (коррекционной) школы № 1, города Новосибирска.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
На протяжении многих лет с детьми принимаем активное участие в посещении детской библиотеки имени Л.Толстого. На мероприятия, посвященные русским календарным праздникам («Осенины», «Колядки» и д.р.) с учениками на классных часах разучиваем потешки, песенки, колядки. Два года подряд разыгрывали театральные постановки по сказкам и были участниками городских фестивалей театральных коллективов. Театрализация сказок «Помоги Дракоше», «Петя и волшебная Щука» надолго запомнится и детям, и родителям.
Совместно с родителями принимали активное участие во Всероссийском конкурсе «Мои любимые сказки», в номинации «Я сочиняю сказку». Родители помогали детям сочинять произведение по опорным словам, делать рисунки героев к нему.
Именно фольклор обогащает словарный запас у детей с интеллектуальными нарушениями, расширяет кругозор и воспитывает нравственные качества подрастающего поколения. В связи с этим дети являются частыми гостями школьной библиотеки. Библиотекарь школы проводит удивительные, познавательные мероприятия: «По дорогам сказок», «Герои былин», «В гостях у бабушки-Загадушки» и д.р.
Постигая культуру русского народа, дети с ОВЗ становятся эмоционально устойчивыми, коммуникативными, воспитанными. Данное мероприятие - это часть воспитательной цепочки, которая приобщает детей с интеллектуальными нарушениями к культуре русского народа.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: формирование у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Развитие интереса у детей с ОВЗ к миру русской народной культуры.
Обогащение активного словарного запаса у ребёнка с интеллектуальными нарушениями, расширение кругозора, коррекция эмоционально-волевой сферы, воспитание коллективизма.
Воспитание любви к России, к своему народу, к народному творчеству.
Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры учеников коррекционной школы.
Планируемые результаты:
Повторение учениками русских народных сказок, пословиц, частушек.
Коррекция творческих способностей у детей с ОВЗ.
Приобретение опыта патриотической культуры (знание о традициях русского народа, о фольклоре, воспитание чувства любви к Родине).
Сплочение детского коллектива.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора
Форма проведения: игра-путешествие. Игра способствует развитию мышления, воображения, фантазии у детей с ОВЗ; сплачивает детский коллектив.
Игра-путешествие – это прежде всего осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку. Ученик может принять активное участие на какой-либо полюбившейся ему станции и быть там успешным. Через игру дети узнают окружающий их мир, приобретают те нравственные качества, которые помогут им в дальнейшей социализации.
Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для проведения данного воспитательного мероприятия используется:
Технология личностно-ориентированного обучения. Это технология направлена на организацию учебно-воспитательного процесса, с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Игровая технология. Игровая деятельность формирует познавательные, воспитательные, коррекционные задачи.
ИКТ технология. Данное мероприятие с помощью презентации, музыки, яркой наглядности становится интересным, более доступным детям с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии. Реализуются через чередование видов деятельности детей, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Учитель-классный руководитель, библиотекарь школы, родители.
Пословицы, разрезанные на слова; карта, нарисованная на ватмане; иллюстрации музыкальных инструментов; старинный утюг; нарисованная на ватмане берёза и зелёные листики, вырезанные из цветной бумаги.
Интернет, компьютер, принтер, смарт-доска, аудио- и видеоматериалы (презентация, звуки музыкальных инструментов, песня «Во поле берёза стояла», песня «Во кузнеце», музыка для частушек).
Русский народный сарафан.
Чайный сервиз для чаепития и сладости, которые принесли дети и родители.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка может быть использована учителями коррекционных школ для проведения внеклассных мероприятий для детей с ОВЗ; может быть адаптирована для реализации в изменённых условиях воспитателями дошкольных учреждений для детей подготовительной группы.
Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия
Для организации мероприятия «Путешествие в стародавние времена» были заранее проведены дополнительные занятия с учениками 5 класса.
На протяжении двух недель дети посещали библиотеку школы, где под руководством библиотекаря проводились коллективные чтения русских народных сказок, изучение иллюстраций к ним.
На классных часах я, как классный руководитель, проводила конкурс загадок; дидактические игры «Волшебный мешочек», «Составь картинку по образцу», «Доскажи словечко», «Составь пословицу».
На музыкальных занятиях ученики слушали русские народные песни, учились водить хоровод, разучивали частушки.
За две недели до проведения мероприятия был объявлен конкурс на лучший рисунок по теме «Мой любимый сказочный герой». Дети рисовали дома с родителями, накануне мероприятия работы были принесены в школу.
Местом проведения данного мероприятия был выбран школьный класс, украшенный рисунками детей (парты были поставлены по периметру; стулья для детей полукругом, чтобы было видно экран смарт-доски).
Составляя сценарий мероприятия, учитывала психофизиологические особенности детей с ОВЗ.
Была составлена презентация мероприятия, подготовлено музыкальное сопровождение, подобраны все иллюстрации, предметы быта, нарисована карта путешествия. Был заимствован в музее школы старинный утюг, а из костюмерной - русский сарафан.
На мероприятие были приглашены библиотекарь школы и родители учеников из родительского комитета класса. Они накануне просмотрели все рисунки и выбрали три лучших, чтобы на мероприятии наградить детей.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)
Ученики под русскую народную песню «Во Кузнеце» заходят в класс (в классе около окна сидят на стульях библиотекарь и родители). Детей встречает классный руководитель в русском сарафане.
Кл. рук. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Проходите на стульчики, рассаживайтесь.
Кл. рук. Скажите, какой у нас сейчас идёт год?
(ответы детей)
Кл. рук. А какое сегодня число и месяц?
(ответы детей).
Кл. рук. Правильно! А вот у меня есть волшебный мешочек, и в нём лежит предмет, с помощью которого мы можем оказаться в прошлом. Вы хотите попасть в прошлое?
(ответы детей)
Кл. рук. А как Вы понимаете, что такое «прошлое»?
(ответы детей)
Кл. рук. Давайте отгадаем загадку и узнаем, что в мешочке.
Какой обычный в быту предмет заменял героям сказок карту и компас?
(ответы детей)
Кл. рук. Давайте, проверим (ученик выходит, достаёт из мешочка клубочек).
Кл. рук. Да. Это клубочек. С помощью него мы сможем оказаться в прошлом. Узнать, какие песни пели наши прабабушки, на каких инструментах играли наши прадедушки, какие сказки слушали малые детки. Это было давно в стародавние времена, когда Ваши прабабушки, прадедушки были маленькими. Надо взяться за руки, произнести заклинание, чтобы оказаться в стародавних временах.
(произносим хором)
Мы ребята хоть куда,
В прошлом нам побывать пора!
Кл. рук. Ой, мы попали в прошлое (на слайде № 1 русская изба, предметы старины, дети в русских костюмах).
Кл. рук. Теперь, такой вопрос. Как нам путешествовать? Как узнать в каком идти направлении? И что же мы должны узнать интересного и познавательного в этом прошлом?
(ответы детей)
Кл. рук. Ребята, у нас же есть клубочек! Давайте мы его катнём по полу и посмотрим, около чего он остановится (ребёнок выходит и катает клубочек).
Кл. рук. Клубочек останавливается около двери, а что за ней? (в это время по договорённости классного руководителя коллега ставит нарисованную карту под дверь класса).
(ученик выходит, смотрит и приносит карту) Кл. рук. Ребята, а что это?
(ученик читает: «Карта Путешествия»)
Кл. рук. Здорово! Теперь мы будем в прошлом путешествовать по этой карте! Первая станция (читаем хором) «Музыкальная» (слайд № 2).
Кл. рук. Задание у нас здесь такое. Я буду включать звук инструмента, а Вы должны отгадать, что же это за инструмент?
(звук балалайки)
(звук гармошки)
(звук деревянных ложек)
(как только ученики отгадывают, учитель сразу показывает рисунок с этим музыкальным инструментом)
Кл. рук. Ни один праздник на Руси не обходился без плясок, задушевных песен, частушек. Русский народ с песней шёл и в пир, и в мир, и в добрые люди! Послушаем весёлые частушки.
(девочки исполняют частушки под весёлые наигрыши)
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги, Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася.
А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки.
По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал.
Курица обидела.1
Кл. рук. Дальше в путь! Следующая станция (читаем хором) «Предметы старины» (слайд № 3).
(на слайдах учитель показывает предметы старины, а детям их надо назвать, слайды № 4,5,6,7,8)
Кл. рук. Ребята, вот это старинный утюг, который Вы только что видели на рисунке.
(рассматриваем утюг)
Кл. рук. Раньше электричества не было. Чтобы этот утюг погладил рубашку, сарафан, в него надо было положить горячие угли. Сейчас мы поиграем. Каждый из Вас подержит этот утюг в руках, а вместо углей у нас будут пустые киндер сюрпризы.
Кл. рук. Правила такие: под весёлую музыку один ученик утюг открывает и накладывает в него киндер сюрпризы, передаёт другому; другой ученик киндер сюрпризы вытаскивает из утюга и передаёт дальше. Продолжаем пока каждый из Вас не поучаствует в этой игре (действие игры происходит на парте; дети по очереди выходят к ней).
(дети играют под песню «Во кузнеце»)
Кл. рук. Давайте посмотрим на нашу карту. Какая же нас ждёт следующая станция? «Русский фольклор» (читаем хором) (слайд № 9).
Кл. рук. Ребята, какие мы произведения устного народного творчества относим к фольклору?
(ответы детей)
Кл. рук. С библиотекарем школы Вы читали русские народные сказки. На уроках чтения знакомились с малыми жанрами фольклора. Задание такое.
Я читаю отрывок из сказки, а Вы должны сказать название этой сказки.
1. Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.
Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:
- Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами (слайд № 10).2 2. Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! (слайд № 11).3
Чуть свет старуха посылает мужа: – Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре. Старик уехал. А собачка под столом: – Тяф! (слайд № 12).3
Поклонилась лиса коту и спрашивает: — Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как тебя по имени величать? А кот вскинул шерсть и отвечает: — Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой. (слайд № 13).4
Кл. рук. Ребята, Вы очень хорошо знаете русские народные сказки. А сейчас мне надо два смельчака (два ученика выходят к парте). Каждому раздаю по конверту. В конверте на карточках слова. Из этих слов надо составить пословицу и объяснить её смысл (у каждого ученика своя пословица).
Кл. рук. Очень хорошо справились с этим заданием.
Кл. рук. Следующая станция (читаем хором) «Творческая» (слайд № 14).
Отгадайте такую загадку.
Русская красавица Стоит на поляне.
В зелёной кофточке, В белом сарафане.
(ответы детей)
Кл. рук. Да! Символом Земли Русской была и остаётся русская берёзка. Про неё сочиняли песни, стихи. У берёзы белый ствол, а белый цвет символизирует чистоту души русского народа, его гостеприимство.
Кл. рук. Перед нами на рисунке (рисунок прикреплён к школьной доске) мы видим ствол берёзы и ветви. Наша задача сделать дерево красивым, зелёным. Под весёлую музыку каждый ученик выходит к доске и наклеивает на веточки 2-3 листочка (на парте лежат вырезанные из цветной бумаги листья и стоит клей-карандаш).
(практическая часть, песня «Во кузнеце»)
Кл. рук. Берёзка вышла нарядная, красивая. Вставайте в хоровод.
(под русскую народную песню «Во поле берёзка стояла» ученики, родители, библиотекарь, классный руководитель водят хоровод).
Кл. рук. Молодцы (все рассаживаются на свои места). У нас в классе проходил конкурс на лучший рисунок «Мой любимый сказочный герой». Родители и библиотекарь школы подвели итоги конкурса. Предоставляем слово родителям.
(родители поздравляют всех детей, кто принимал участие. Выделяют три работы и награждают этих учеников небольшими памятными призами).
Рисунки детей, которые заняли призовые места представлены ниже.
Кл. рук. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в наше время. Возьмёмся за руки, закроем глаза и хором скажем: «Раз, два, три, четыре, пять! Я домой хочу опять!»
Кл. рук. Вот мы и вернулись в наше время. Русский народгостеприимный, хлебосольный народ (слайд № 15).
Кл. рук. Вот мы сейчас с Вами и нашими гостями накроем парты скатертью, поставим чайные приборы, пряники, печенье, конфеты. Будем чай пить и разговаривать.
Во время чаепития ученики отвечают на вопросы:
Что Вам особенно понравилось в нашем путешествии?
Слышали ли Вы от своих родителей (бабушек) русские народные песни, частушки?
Какие Вы русские народные сказки читаете дома с родителями?
(продолжается чаепитие, доброжелательная беседа за столом)
Мероприятие закончено.
1 Издательский дом Федоров // Деревенские посиделки [Интернет-ресурс]. URL: https://idfedorov.ru/print/article=1087.
2 Русская народная сказка // Царевна-лягушка [Интернет-ресурс]. URL: http://hyaenidae.narod.ru/story2/072.html. 3 Русская народная сказка // Гуси-лебеди [Интернет-ресурс]. URL: http://hyaenidae.narod.ru/story1/041.html.
3 Русская народная сказка // Морозко [Интернет-ресурс]. URL: http://hyaenidae.narod.ru/story1/043.html.
4 Русская народная сказка // Кот и лиса [Интернет-ресурс]. URL: http://hyaenidae.narod.ru/story1/013.html.