«Восстань, пророк!» Тема назначения поэта и поэзии.
УРОК В 10 КЛАССЕ
Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу :
«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6).
1. Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею?
2. А почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру?
3. Что же значит быть исполненным Духом Божиим?
Подберите к слову МАСТЕР синонимы
Создатель, творец, благодетель, художник, специалист, профессионал, наставник Составьте с двумя словами предложения.
Чтение 6 главы из Книги пророка Исаии (Ветхий Завет, Библия).
«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.
О каком престоле идёт речь?
2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
Кто такие серафимы?
3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
Что значат их слова «свят, свят, свят»?
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
Объясните смысл слов «Вся земля полна славы его».
5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа.
Почему человек ощутил себя несчастным?
В чём был его грех?
6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.
Как поступил серафим с грешником?
7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.
Какую способность получил прежде грешный человек?
8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
Что значат слова: «Вот я, пошли меня»?
9. И сказал он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.
Какую просьбу Бога должен он выполнить?
Как называется человек, который истолковывает волю Бога?
Почему же народ не сможет услышать и понять его?
10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.
11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её».
Почему же народ не смог услышать пророка?
Как приняли проповедь пророка?
В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?»
Есть ли надежда на спасение Израиля?
То есть, при каком условии возможно возрождение?
Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием не только казни декабристов, но и смертью Амалии Ризнич, в которую он был влюблен.
Вставка рисунка
СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРОРОК»
ГОД НАПИСАНИЯ- 1826
- ангел, стоящий на высшей ступени небесной иерархии,
Серафим
- пальцы
Персты
- глаза
Зеницы
- небесный, возвышенный, божественный.
Горний
- земной, человеческий; низменный.
Дольний
- бесцельный образ жизни
Прозябанье
- рот, губы
-правая рука
Уста
Десница
- голос
Глас
- повел. накл. от видеть, внимать
- слово
Виждь, внемли
Глагол
- человек, которому даны откровения (послания) свыше
-место пересечения или расхождения дорог; т.е. человек не знает, куда ему идти дальше
Пророк
Перепутье
Объясните значение выражений
- «Духовная жажда»,
- «Пустыня мрачная»,
- «Горний ангелов полёт»,
- «Вещие зеницы»,
- «Грешный язык, и празднословный, и лукавый»,
- «Отверстая грудь».
«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия;
«пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник;
«горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте;
«вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие;
«грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам;
«отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.
Назовите действующих лиц
Путник - поэт, шестикрылый серафим, Бог
О чём говорится в первом четверостишии?
Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов
Каким показан путник вначале?
Какова теперь его новая миссия, миссия пророка?
Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?
Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»?
Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима?
К каким действиям призывает Бог пророка?
Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника?
А для чего это нужно?
А каковы последствия этих действий?
Каким стал прежде усталый путник?
А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?
Какова тема этого стихотворения?
Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка
Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.
Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.
Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность
Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении главной идеи стихотворения?
Эпитеты : «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».
Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка
Сравнения : «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Инверсия : «сердце трепетное», «десницею кровавой».
Анафора : 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.
Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени
К СЛОВУ «ПРОРОК» подберите однокоренные слова.
ПРОРИЦАТЕЛЬ, ПРОРОЧЕСТВО, ПРОРОЧЕСКИЙ, ПРОРОЧИТЬ, ПРОРОЧЕСКИ
Вращается весь мир вкруг
человека, -
Ужель один недвижим будет
он?
А.С. Пушкин «Бесы»
Оправдывает ли каждый из нас великое предназначение человека на Земле? Какую весть несет наш внутренний голос тем, кто рядом с нами каждый день, каждый час? Мы часто оправдываем свои поступки временем. По этому поводу хорошо сказал Н. Коржавин: «Время? Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».