СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"восстань, пророк!" тема творчества в лирике а.с.пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"восстань, пророк!" тема творчества в лирике а.с.пушкина»

«Восстань, пророк!» Тема назначения поэта и поэзии. УРОК В 10 КЛАССЕ

«Восстань, пророк!» Тема назначения поэта и поэзии.

УРОК В 10 КЛАССЕ

Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу :

Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу :

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6). 1. Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею? 2. А почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру? 3. Что же значит быть исполненным Духом Божиим?

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6).

1. Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею?

2. А почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру?

3. Что же значит быть исполненным Духом Божиим?

Подберите к слову МАСТЕР синонимы

Подберите к слову МАСТЕР синонимы

Создатель, творец, благодетель, художник, специалист, профессионал, наставник  Составьте с двумя словами предложения.

Создатель, творец, благодетель, художник, специалист, профессионал, наставник Составьте с двумя словами предложения.

Чтение 6 главы из Книги пророка Исаии (Ветхий Завет, Библия). «1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. О каком престоле идёт речь? 2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Кто такие серафимы? 3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! Что значат их слова «свят, свят, свят»? 4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. Объясните смысл слов «Вся земля полна славы его». 5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа. Почему человек ощутил себя несчастным? В чём был его грех?

Чтение 6 главы из Книги пророка Исаии (Ветхий Завет, Библия).

«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.

О каком престоле идёт речь?

2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

Кто такие серафимы?

3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!

Что значат их слова «свят, свят, свят»?

4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Объясните смысл слов «Вся земля полна славы его».

5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа.

Почему человек ощутил себя несчастным?

В чём был его грех?

6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. Как поступил серафим с грешником? 7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. Какую способность получил прежде грешный человек? 8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Что значат слова: «Вот я, пошли меня»? 9. И сказал он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Какую просьбу Бога должен он выполнить?  Как называется человек, который истолковывает волю Бога? Почему же народ не сможет услышать и понять его?

6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.

Как поступил серафим с грешником?

7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.

Какую способность получил прежде грешный человек?

8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

Что значат слова: «Вот я, пошли меня»?

9. И сказал он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.

Какую просьбу Бога должен он выполнить?

Как называется человек, который истолковывает волю Бога?

Почему же народ не сможет услышать и понять его?

10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их. 11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её». Почему же народ не смог услышать пророка? Как приняли проповедь пророка? В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?» Есть ли надежда на спасение Израиля?  То есть, при каком условии возможно возрождение?

10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.

11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её».

Почему же народ не смог услышать пророка?

Как приняли проповедь пророка?

В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?»

Есть ли надежда на спасение Израиля?

То есть, при каком условии возможно возрождение?

Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием не только казни декабристов, но и смертью Амалии Ризнич, в которую он был влюблен.

Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием не только казни декабристов, но и смертью Амалии Ризнич, в которую он был влюблен.

Вставка рисунка СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРОРОК» ГОД НАПИСАНИЯ- 1826

Вставка рисунка

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПРОРОК»

ГОД НАПИСАНИЯ- 1826

- ангел, стоящий на высшей ступени небесной иерархии, Серафим  - пальцы Персты - глаза Зеницы - небесный, возвышенный, божественный. Горний - земной, человеческий; низменный. Дольний - бесцельный образ жизни Прозябанье - рот, губы -правая рука Уста Десница - голос Глас - повел. накл. от видеть, внимать - слово Виждь, внемли Глагол - человек, которому даны откровения (послания) свыше -место пересечения или расхождения дорог; т.е. человек не знает, куда ему идти дальше Пророк Перепутье

- ангел, стоящий на высшей ступени небесной иерархии,

Серафим

- пальцы

Персты

- глаза

Зеницы

- небесный, возвышенный, божественный.

Горний

- земной, человеческий; низменный.

Дольний

- бесцельный образ жизни

Прозябанье

- рот, губы

-правая рука

Уста

Десница

- голос

Глас

- повел. накл. от видеть, внимать

- слово

Виждь, внемли

Глагол

- человек, которому даны откровения (послания) свыше

-место пересечения или расхождения дорог; т.е. человек не знает, куда ему идти дальше

Пророк

Перепутье

Объясните значение выражений «Духовная жажда», «Пустыня мрачная», «Горний ангелов полёт», «Вещие зеницы», «Грешный язык, и празднословный, и лукавый», «Отверстая грудь».

Объясните значение выражений

  • «Духовная жажда»,
  • «Пустыня мрачная»,
  • «Горний ангелов полёт»,
  • «Вещие зеницы»,
  • «Грешный язык, и празднословный, и лукавый»,
  • «Отверстая грудь».
«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия; «пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник; «горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте; «вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие;  «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.

«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия;

«пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник;

«горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте;

«вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие;

«грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам;

«отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.

Назовите действующих лиц

Назовите действующих лиц

Путник - поэт,  шестикрылый серафим,  Бог

Путник - поэт, шестикрылый серафим, Бог

О чём говорится в первом четверостишии?

О чём говорится в первом четверостишии?

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов

Каким показан путник вначале? Какова теперь его новая миссия, миссия пророка? Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл? Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»? Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима? К каким действиям призывает Бог пророка? Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника? А для чего это нужно? А каковы последствия этих действий?  Каким стал прежде усталый путник? А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?

Каким показан путник вначале?

Какова теперь его новая миссия, миссия пророка?

Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?

Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»?

Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима?

К каким действиям призывает Бог пророка?

Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника?

А для чего это нужно?

А каковы последствия этих действий?

Каким стал прежде усталый путник?

А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?

Какова тема этого стихотворения?

Какова тема этого стихотворения?

Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка

Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка

Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.

Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.

Старославянизмы:  влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол. Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.

Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.

Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.

Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность

Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность

Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении главной идеи стихотворения?

Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении главной идеи стихотворения?

Эпитеты : «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».  Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка Сравнения : «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».  Инверсия : «сердце трепетное», «десницею кровавой». Анафора : 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.

Эпитеты : «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».

Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка

Сравнения : «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Инверсия : «сердце трепетное», «десницею кровавой».

Анафора : 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.

Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?

Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?

В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени К СЛОВУ «ПРОРОК» подберите однокоренные слова.

В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени

К СЛОВУ «ПРОРОК» подберите однокоренные слова.

ПРОРИЦАТЕЛЬ, ПРОРОЧЕСТВО,  ПРОРОЧЕСКИЙ, ПРОРОЧИТЬ, ПРОРОЧЕСКИ

ПРОРИЦАТЕЛЬ, ПРОРОЧЕСТВО, ПРОРОЧЕСКИЙ, ПРОРОЧИТЬ, ПРОРОЧЕСКИ

Вращается весь мир вкруг  человека, - Ужель один недвижим будет он? А.С. Пушкин «Бесы» Оправдывает ли каждый из нас великое предназначение человека на Земле? Какую весть несет наш внутренний голос тем, кто рядом с нами каждый день, каждый час? Мы часто оправдываем свои поступки временем. По этому поводу хорошо сказал Н. Коржавин: «Время? Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».

Вращается весь мир вкруг

человека, -

Ужель один недвижим будет

он?

А.С. Пушкин «Бесы»

Оправдывает ли каждый из нас великое предназначение человека на Земле? Какую весть несет наш внутренний голос тем, кто рядом с нами каждый день, каждый час? Мы часто оправдываем свои поступки временем. По этому поводу хорошо сказал Н. Коржавин: «Время? Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».