СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности применения технических средств в обучении учащихся с нарушенным слухом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает опыт работы учителя – дефектолога в  применении технических средств  при формировании произношения и развитию слухового восприятия. Основное внимание в работе автор акцентирует на использовании речевого тренажера и возможностях компьютерных программ, применяемых в коррекционной работе с неслышащими обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Возможности применения технических средств в обучении учащихся с нарушенным слухом»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ


Старикова Н.В.


казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа—Югры

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида»,

город Нижневартовск, Россия


Данная статья раскрывает опыт работы учителя – дефектолога в применении технических средств при формировании произношения и развитию слухового восприятия. Основное внимание в работе автор акцентирует на использовании речевого тренажера и возможностях компьютерных программ, применяемых в коррекционной работе с неслышащими обучающимися.



Современное общество вступило в век научно-технического прогресса, который требует от людей, неслышащих в том числе, определенного уровня познания. Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения. Применение их играет важную роль для коррекции речи и компенсации слуховой депривации.

Приоритетными направлениями образовательного процесса в школе I, II вида является работа по формированию произношения и развитию слухового восприятия неслышащих обучающихся. Задача коррекционной работы сводится к организации таких педагогических мероприятий, которые обеспечили бы формирование устной речи.

В нашей школе все кабинеты оснащены техническими средствами: интерактивными досками, электро-акустической аппаратурой «Верботон», речевыми тренажёрами, компьютерами, диапроекторами, индукционной петлей, во многих кабинетах имеется доступ в Интернет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога техническими средствами помогает поставить коррекционную работу на более высокий уровень (СЛАЙД).

Основой формирования естественной и выразительной речи является умение детей управлять темпом произнесения, силой и высотой голоса. Эти характеристики успешно формируются с помощью речевого тренажера «Интон – М». Речевой тренажер обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому и тактильному каналам восприятия. Он позволяет визуально контролировать изменение высоты голоса, дифференцировать согласные по звонкости-глухости; работать над громкостью, ритмом и слитностью произносимых слов и фраз, а также выявлять и контролировать «гнусавость» речи. А недавно я для себя открыла использование речевого тренажёра с другой стороны. Приведу пример из практики. При постановке звука [Р] обучающийся первого класса знал артикуляционный уклад, имел хороший выдох, но все время просил применять вспомогательный элемент - шпатель. При подключении речевого тренажера, ребенок, глядя на светящиеся лампочки, старался громко и продолжительно произносить этот звук, удерживая световую шкалу на определенном уровне, забыв о шпателе. Речевой тренажер отвлёк ребенка и увлёк в занимательную игру. Преимущество данного тренажера в том, что он может работать с персональным компьютером. Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по формированию произношения - автоматизация звука Ж (СЛАЙД)

Для того чтобы изменить роль ученика, сделать его активным участником образовательного процесса учитель-дефектолог в коррекционную работу внедряет новое мощное и многообещающее устройство – персональный компьютер. При подготовке к индивидуальным занятиям использую компьютерную программу PowerPoint, которая включает звуковые эффекты, анимации, картинки. Но, недавно я узнала, что в программе PowerPoint можно создавать триггеры. Триггеры – это устройство с обратными связями, которые значительно расширяют возможности Power Point. С помощью них можно создавать игры, викторины, тесты в презентациях. (СЛАЙД) Дидактические возможности применения таких слайдов велики, это может быть:

  • Заключение пройденной темы. Например, после изучения темы «Путешествие по странам. Египет» обучающимся предлагается ответить на вопросы по пройденной теме, при правильном ответе появляются пирамиды;

  • Проверка знаний, умений, навыков. Например, после изучения правил орфоэпии предлагается выполнить задания. Объективная оценка деятельности может быть в звуковом сопровождении, а также в процентном соотношении правильных ответов;

  • Автоматизация, дифференциация звуков. Например, игра «Разведи животных по домам» при дифференциации звуков.

Применение триггеров в презентации PowerPoint позволяет создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи, индивидуальные особенности и возможности детей, при этом учитель может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, учитывая зону ближайшего развития ученика. Триггеры придают занятию игровой момент и интерактивность презентации.

Содержанием обучения по развитию слуха предусматривается восприятие на слух речевого материала и неречевых звучаний, предъявляемых как самим учителем, так и с помощью опосредующих технических средств звучания: телефон, магнитофон, компьютер. Например, для повышения речевой активности после изучения темы обучающимся старших классов предлагаю вести диалог по телефону, предлагаю просмотр диалога (СЛАЙД). С помощью программы Flash Player применяю: логопедические игры «Учимся правильно говорить», «Уроки Феи правильных звуков» и тестовые задания. Для увеличения эффективности учебного процесса использую еще одну возможность – это запись на компьютер речи обучающегося и последующее ее воспроизведение. Прослушивание записи приводит детей к желанию исправить дефектное произношение, что способствует формированию навыков самоконтроля произношения.

Не секрет, что обучающиеся начальных классов не проявляют интереса к коррекционным занятиям, объясняя это тем, что трудно. Для повышения мотивации использую игровые моменты «Ну, погоди!», «Смешарики». Эти герои знакомы обучающимся, узнаваемы. Дети старательно выполняют задания, помогая достигнуть персонажам своих целей. Например, Смешарик Уш торопится на встречу с Динозавром. От качества выполнений заданий зависит, встретятся они или нет (СЛАЙД).

Несмотря на широкое использование в коррекционном обучении технических средств, их возможности не исчерпаны. В отличие от массовой системы образования компьютер в специальном образовании является эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворяет особые образовательные потребности неслышащих обучающихся.

Именно в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Отмечается диспропорция их психического развития, превалирование наглядных форм мышления над понятийным и длительным переходом на стадию словестно-логического мышления. Развивающий характер упражнений в развитии слухового восприятия направлен на развитие мыслительных операций и словесно-логического мышления.

Практика проведения занятий с применением технических средств, при обучении неслышащих обучающихся, показывает, что они имеют большое коррекционное воздействие. Обучающиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого они готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.

Таким образом, технические средства имеют неограниченные возможности для творчества учителя-дефектолога и являются эффективным средством преодоления вторичных отклонений в обучении неслышащих обучающихся.