Возникновение культуры и искусства в первобытном обществе. Художественная культура и религия каменного века. Мегалитические сооружения древнего мира
Лекция 2
Археологическая периодизация первобытнообщинной формации
- каменный век,
- меднокаменный (энеолит),
- бронзовый,
- ранний железный век.
(принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда)
Каменный век
- палеолит – древний каменный век,
- мезолит - средний каменный век,
- неолит – новый каменный век.
В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).
Каменный век Ранний (нижний) палеолит
Возникновение и развитие Homo sapiens - «человека разумного». Согласно научному подходу, человек выделился из животного мира благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, проявилась и стала развиваться человеческая речь.
Каменный век Ранний (нижний) палеолит
Появление древнейших людей – архантропов относится ко времени, отстоящему от нас на 2 – 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы – палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы.
Каменный век Ранний (нижний) палеолит
Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированные по линии восток – запад.
Поздний (верхний) палеолит
В позднем палеолите (40 – 35 тыс. лет назад) формируется человек современного физического типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий труда: они становятся более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно увеличило эффективность охоты.
Поздний (верхний) палеолит
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Произведения искусства – дело рук людей, венчающих весь долгий путь человеческой истории. Искусство у первобытного человека зарождается в эпоху верхнего палеолита. Живопись служила магическим целям. Смесью природной охры с животным клеем на стены пещер наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей, бизонов.
Версия зарождения искусства, предложенная исследователем А. Столяром
- на охоте были сконцентрированы усилия старейшего человеческого коллектива, представлявшие собой не только конкретные физические действия, но и их эмоциональное переживание;
- «Натуральная пантомима» – явление, в котором сфокусировались зачатки художественной деятельности – пластическое действо, разыгрываемое вокруг звериной туши.
В результате первоначально натуралистическое «избыточное действо» постепенно превращалось в такую деятельность человека, которая создавала новую духовную субстанцию – искусство.
Версия зарождения искусства, предложенная исследователем А. Столяром
Звериная туша – композиция из звериных костей – натуральный макет – крупная глиняная скульптура – барельеф – контурный рисунок – детализированное полихромное изображение.
Схема фиксирует основные этапы изобразительной деятельности первобытного человека эпохи палеолита, постепенно приобретавшей эстетический характер.
- Натуральное творчество: композиции из туш, костей, натуральный макет.
- Искусственная изобразительная форма: крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.
- Верхнепалеолитическое изобразительное творчество: росписи пещер, гравировка на кости.
Развитие верхнепалеолитического творчества связано с художественным обогащением рисунка – скупой и схематичный профильный абрис зверя постепенно перерастал в выразительный художественный образ, использующий такие средства живописи, как цвет и объемное изображение.
Наиболее характерные образцы позднего палеолита связаны с пещерными росписями пещер Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Пеш-Мерль (Франция).
https://worldrockart.ru/risunki/peschery-s-naskalnymi-risunkami/
Роспись пещеры Альтамира (Испания)
Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города Сантандер . Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине художественной росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.
Роспись пещеры Ласко (Франция) («доисторическая Сикстинская капелла»)
Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.
Возраст росписей – от 9 до 17 тыс. лет.
Самый таинственный рисунок во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.
Мобильное искусство верхнего палеолита
небольшие скульптуры зверей и женские статуэтки
Палеолитические Венеры — древние статуэтки, изображающие тучных, беременных и даже рожающих женщин. Такие артефакты встречаются на раскопках по всей Европе, несколько образцов археологи обнаружили и на территории России. Самая знаменитая Венера была найдена в 1908 году недалеко от местечка Виллендорф (Австрия), в честь которого и была названа.
Палеолитические Венеры
Основное средство художественной выразительности – округлые объемы, данные с известной долей симметричности. По сравнению с другими образцами (женские фигурки из Дольни-Вестоницы, Гагарино) Венера Виллендорфская отличается определенным совершенством своих форм и четким конструктивным построением. Характерное отсутствие черт лица в этих изображениях подчеркивает обобщенное начало в трактовке образа (но встречаются и удивительные по выразительности портреты).
Особенности живописи палеолита
- Использование минеральных красителей.
- Сюжет – изображение крупных животных – объектов охоты.
- Реализм, объёмность.
- Отсутствие перспективы, композиции.
Мезолит (10-6 тыс. до н. э.) - средний каменный век
здесь появляется многофигурные сцены охоты и сражений. Эти красочные и гравированные изображения небольшого размера на открытых скалах Восточной Испании, Кавказа, Средней Азии.
«Сражающиеся лучники» - одна из самых ярких мезолитических композиций (Испания).
«Танцующие женщины» (Испания) – сюжет!
Неолит (6 – 2 тыс. до н. э.) – новый каменный век
- изобретение формовки и обжига глиняной посуды;
- новый вид творчества – расписная керамика (к наиболее ранним образцом относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии.)
Керамические изделия отличает простейшая форма. Роспись использует геометрический орнамент, размещаемый на тулове сосуда. Все знаки имеют определенный смысл, связанный с зарождающимися анимистическим (одушевленным) восприятием
природы. В частности крест – один из
солярных знаков, обозначающих солнце и луну.
Особенности живописи неолита
- Схематические многофигурные композиции.
- Сюжеты: охота, сражение.
- Большая условность, меньшие размеры.
Бронзовый век
Наиболее характерным видом изобразительного искусства эпохи бронзы становится художественная обработка металла в самых различных видах – ковка, литье, чеканка, гравировка. В большом количестве начинают изготавливаться металлические украшения – серьги, кольца, браслеты, подвески, нашивные мелкие бляшки. Изготовление металлического оружия завершается его декоративной обработкой.
Бронзовый век
С точки зрения тематики изобразительного искусства наблюдается господство образа зверя. Но главная тенденция развития изобразительного искусства, сфокусированного в этот период в сфере украшения предметов практического назначения, это – напряженная работа мастеров над «изобразительной формой».
Мегалитическая архитектура
от греч. «мега» - большой и «литос» – камень.
Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми задачами
3 типа мегалитических сооружений
1.Менгир – вертикально поставленный камень разной величины. Размер колеблется от 1 до 20 м. Менгиры бывают как едва отесанными камнями, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они редко были связаны с погребениями, выполняя, как правило, самостоятельную функцию (место, где происходили какие-либо ритуалы).
Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн
3 типа мегалитических сооружений
2. Дольмен – сооружение, в конструкции которого присутствуют ярко выраженные несомые и несущие части. Простейший дольмен – 2 вертикально поставленных необработанных камня, перекрытых третьим. Наиболее совершенный вид дольмена состоит из четырех хорошо отесанных вертикальных плит, образующих в плане четырехугольник. Сверху они перекрыты еще одной плитой в несколько тонн весом. Такого рода сооружения служит местом захоронения человеческого коллектива.
Дольмен в Ирландии
3 типа мегалитических сооружений
3. Кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный кромлех находится в Англии, около Стоунхенджа.
Кромлех Броугар
(Храм Солнца),
Оркнейские острова.
Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал
Английский кромлех Свинсайд
Ранний железный век
- Железо окончательно вытеснило каменные орудия и полностью заменило бронзовые, что повлекло за собой дальнейшее бурное развитие художественной деятельности человечества.
- Скифская культура (Северное Причерноморье, I тыс. до н.э.). При раскопках обнаружены художественные изделия из бронзы и золота – украшения вождя, коней и оружие. Изобразительные приемы и сюжеты позволяют сделать вывод о господстве «звериного стиля». Оружие украшалось золотыми пластинами с вычеканенными изображениями (на ножнах, рукоятках мечей, секирах), выполнялись наверщия из бронзы, насаживавшиеся на древко.
Элемент золотого ожерелья ( пекторали ) из скифского захоронения в районе г. Покров на Украине; IV в. до н. э.
Религия первобытного общества
- Зачатки религиозных верований зарождаются в первобытном обществе в период палеолита.
- Большое значение охоты в жизни первобытного человека обусловило почитание сил природы и культ зверя. Звериный мир представлялся как бы в виде второй равноправной половины общины.
Тотемизм
- комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений. Тотем (инд.) – его род. Каждый род носил имя своего тотема; его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- По представлениям древних людей, животные представляли свое мясо и умирали, но если сберечь их кости, выполнить обряды – звери возрождаются к жизни. Охотничье колдовство использовалось, чтобы заворожить зверя и он стал легкой добычей.
Фетишизм
Это культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитки фетишизма дошли до наших дней, выражаясь в вере в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.
Анимизм
вера в существование душ и духов. Духи (а позже боги) посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека .
Все это как бы продолжало уже знакомую по палеолиту производственную магию. Но если там, в центре магических усилий оказывался зверь, то теперь надо было слабыми человеческими силами как-то воздействовать на духов природы, существ капризных и необязательных. И только глубочайшая наивная вера в то, что связь между предметами и явлениями можно укрепить за счет конкретных действий, которые обязательно приведут к желаемому результату, заставляя неолитических людей без устали разыгрывать все более сложные ритуально-магические действия.
В основе их лежал принцип – подобное производит подобное. Магия – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.
Духи постепенно трансформировались в богов, которые приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми.