СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Возрождение и гуманизм в Западной Европе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли.  

Просмотр содержимого документа
«"Возрождение и гуманизм в Западной Европе"»

Тема урока: «Возрождение и гуманизм в Западной Европе»

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий

Продолжительность 45 минут

Цели занятия:

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения;

Образовательные: через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи.

Воспитательные: любовь к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.

Развивающие: умение анализировать культуру Возрождения.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.


Основные понятия: Возрождение, гуманизм

Оснащение занятия: доска, компьютер, проектор и презентация по теме «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».

Межпредметные связи: литература, мировая художественная культура, информатика и ИКТ.


Ход урока

Этап урока

Деятельность


1

Оргмомент

Приветствие учителя, опрос отсутствующих

3 мин

2

Повторение старого материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

А) В какой стране в XV в. шла борьба между королём и непокорным вассалом?

Б) Каковы причины победы Людовика XI в этой борьбе?

В) Каковы причины и особенности войны Алой и Белой Роз?

Г) Каково значение объединения Испании?

Д) Какой новый тип государства появляется в Европе в XIV – XV веках?

Таким образом, в Европе в этот период возникают централизованные государства. Столь кардинальным политическим переменам соответствовали изменения в культуре европейских стран. Эти изменения мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока – «Культура Западной Европы в XIV – XV веках» (слайд 1).

10

мин

3

Изучение нового материала




План:

1.Высокое возрождение


2.Великие гуманисты


3.«Титаны Возрождения»



Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли (слайд 2).

Давайте сначала рассмотрим образ мира в средневековой культуре (слайд 3). Нарисуем круг, представляющий мир, а в центре этого круга напишем слово «Бог». Что означает эта схема? То, что в центре мира, по мнению средневекового человека, стоял Бог (воистину, так и должно быть!).

В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) (слайд 4).

Запишем определение: Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны:

  • рост интереса к человеческой личности

  • возрождение античного (греко-римского) наследия (слайд 5).

Эпоха Возрождения отмечена рядом важных технических открытий. Отметим их. Во-первых, это появление портретной живописи, во-вторых, изобретение книгопечатания (слайд 6).

Портретная живопись пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Примером нового подхода является портрет Симонетты Веспуччи работы Сандро Боттичелли (слайд 7).

Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Его портрет мы можем увидеть на экране (слайд 8).

Теперь узнаем, где и почему началось Возрождение.

Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Современный вид Флоренции со зданиями, построенными, главным образом, в эпоху Возрождения, представлен на фотографии на экране (слайд 9).

Чтобы узнать, каковы были причины Возрождения, давайте поработаем с учебником. Открываем пункт 3 «Колыбель новой культуры» на странице 220, читаем пункт и устно выделяем причины, по которым оно началось именно в Италии.

Теперь давайте запишем причины Возрождения:

  • Наличие богатых и процветающих городов

  • Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире

  • Отсутствие в Италии сильной королевской власти

  • Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима (слайд 10).


Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный.

Запишем определение. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек (слайд 11).

А теперь давайте поговорим об искусстве эпохи Возрождения. В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо (слайд 12). Чтобы узнать о них больше, давайте послушаем доклады. Пока один ученик читает доклад, другие в это время работают и заполняют таблицу «Деятели Возрождения» (слайд 13).





(слайды 14-16)

Вершиной искусства раннего Возрождения по праву считается творчество этого великого итальянского художника Сандро Боттичелли. Примером является его знаменитая картина «Рождение Венеры» (слайд 17).

20

мин

4

Закрепление материала

Теперь давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока - Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? (слайд 18). Для этого мы сейчас решим кроссворд.

8 мин

5

Домашнее задание, инструктаж, подведение итогов урока

Деятели

Годы жизни

Эразм Роттердамский

Дезидерий Эразм Роттердамский 28 октября 1469 Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды — 12 июля 1536, Базель Швейцария)

Франсуа Рабле

предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса

Уильям Шекспир

26 апреля 1564 года (крещение), Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — 23 апреля (3 мая) 1616, там же) — английский поэт и драматург...

Томас Мор

7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон)

Джона Локка

29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия)

Леонардо да Винчи

15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник...

Микеланджело Буонарроти

полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник...

Рафаэль Санти

Рафаэ́ль Са́нти 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Доминико Эль Греко

Эль Гре́ко (1541—1614) — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит.

Диего Веласкес

(1599 - 1660), исп. живописец

Альбрехт Дюрер

1 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства.

Питер Брейгель Старший

Пи́тер Бре́йгель Ста́рший ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график...

Рембрандт Харменс ван Рейн




(1606—1669) — голландский художник, Живописец и гравёр.


2 мин



Подведение итогов – 2 мин

Урок закончен. Спасибо за внимание (слайд 22).

2