В дошкольном возрасте наиболее распространены следующие вредные привычки:
сосание пальца
грызение ногтей
кусание губ
скрежет зубами
жевание края одежды или карандашей
теребение волос
ковыряние в носу
хруст суставами пальцев
Причины возникновения вредных привычек
Детская психика очень пластична и сильно подвержена различного рода воздействиям. Любое даже незначительное нарушение или изменение в окружении ребенка может оказывать влияние на его поведение. Основными причинами возникновения вредных привычек, то есть навязчивых стереотипных действий, у малышей являются:
Личностная тревожность;
Излишнее эмоциональное напряжение;
Перевозбуждение;
Стрессовые ситуации (ссоры родителей, разлука с близким человеком, болезнь и так далее);
Дисгармония детско-родительских отношений (излишняя строгость, эмоциональная холодность, непоследовательность в воспитании);
Недостаток внимания и заботы;
Проблемы в общении со сверстниками;
Малыш также может перенять привычку от близкого человека или просто от другого ребенка в детском саду или на площадке.
Что делать, если ребенок сосёт палец или грызет ногти?
Самой распространенной привычкой в раннем и младшем дошкольном возрасте является сосание пальца. Ее корни находятся в младенчестве, когда сосательная потребность определена физиологически. Позже, когда малыш испытывает тревогу или находится в состоянии стресса, он возвращается к этой привычке - таким образом кроха успокаивается. Дети могут сосать не только пальцы, но и, например, рукава кофт, края одел, мягкие игрушки и другие вещи. Бывает, что малышу очень сложно расстаться с соской. Эта привычка может иметь как физиологические (компенсация отсутствия грудного вскармливания в младенческом возрасте), так и психологические причины (желание привлечь внимание, тревожность, нарушения стиля семейного воспитания). Рекомендации родителям:
Не нужно делать ребенку замечания и акцентировать его внимание на проблеме;
Не отбирайте соску насильно, вполне возможно, что на месте старой вредной привычки возникнет новая;
Всячески оказывайте малышу поддержку и не отказывайте в помощи, если ребенок в ней нуждается;
Чтобы помочь крохе почувствовать уверенность в себе, понемногу возлагайте на него обязанности, с которыми он может хорошо справиться самостоятельно.
Грызение ногтей, так же как и сосание пальца, является инфантильным поведением, то есть частичным возращением ребенка на более раннюю стадию своего развития. Чаще всего оно встречается в старшем дошкольном возрасте. Грызя ногти, малыш может давать выход агрессии, снимать напряжение, раздраженность, переполняющие его чувства и просто получать удовольствие от этого процесса. Эта привычка обычно формируется очень быстро и приобретает непроизвольный характер, поэтому с ней сложно бороться.
Если грызение ногтей связано с вымещением агрессии, научить ребенка конструктивным способам ее проявления (например, можно быть подушку, рвать бумагу, топать ногой);
Следите за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не был перегружен интеллектуальными занятиями;
Придумайте для него различные способы релаксации и снятия напряжения;
Не концентрируйте внимание ребенка на его привычке;
В момент, когда малыш грызет ногти, переключайте его внимание на что-то интересное;
Не ругайте кроху и не пытайтесь бороться с вредной привычкой напрямую.
В большинстве случаев, чтобы побороть вредную привычку ребенка, достаточно уделять малышу чуть больше внимания и формировать у него уверенность в собственных силах.
Вредные привычки, наличие которых обычно сильно беспокоит родителей, появляются у детей не на пустом месте. Для ребенка сосание пальца, грызение ногтей и другие патологические привычки - это способ снятия эмоционального напряжения, возможность справиться с тревогой и различными переживаниями. Концентрирование внимания малыша на его навязчивых действиях и прямые запреты только способствует закреплению привычки. Кроха начинает видеть в этом средство привлечения внимания. Нельзя убрать внешние проявления проблемы, не ликвидировав ее причины. Родителям детей с вредными привычками необходимо с терпением и бережностью относиться к своему ребенку и постараться помочь ему справиться со своими внутренними переживаниями.