МБОУ «Пахаревская школа – детский сад»
Урок
по окружающему миру во 2 классе

Учитель: Муратова Л.Н.
2 класс
Тема урока: Все профессии важны
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; осуществлять синтез как составление целого и частей; проводить анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; уметь соотносить профессии со сферами экономики.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия.
Коммуникативные : адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики;
Оборудование: презентация, учебник по окружающему миру; предметы из цветной бумаги «звёздочки»; карточки с текстовыми заданиями; кроссворд; карта России; картинки первобытных людей, профессий.
Ход урока
I .Организационный момент
-Проверьте всё на месте, всё в порядке, тихо девочки за парту сели, тихо мальчики за парту сели и на учителя посмотрели.
- Ребята, скажите мне пожалуйста, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то не очень.
- У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент.
-А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.
II. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
-На какие виды можно разделить транспорт в зависимости от того где он работает?
- А теперь давайте вспомним виды транспорта в зависимости от того какую работу выполняет транспорт?
- А какие виды транспорта вы знаете в зависимости от количества пассажиров и владельца транспортом?
Какой бывает транспорт?
(наземный – водный – воздушный – подземный)
(грузовой – легковой – специальный)
(личный - общественный)
III. Постановка учебной задачи.
Тему урока узнаем тогда, когда отгадаем кроссворд (СЛАЙД 1)

Загадки к кроссворду
1.Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь.)
2. Я …. шагаю к вам
С кистью и ведром,
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (маляр)
3. Кто в дни болезней всех полезней,
и лечит нас от всех болезней? (доктор,)
4. Наведет стеклянный глаз,
щелкнет раз - и помнит вас. (фотограф)
5. Он учит детишек читать и писать,
природу любить, стариков уважать. (учитель)
6. В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много, потому что он …(артист)
7. Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит ...(сталевар.)
8.Встанем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (водитель,)
9.Шью я куртки и штаны, вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо, потому что я…. (портниха)
Ключевое слово: Профессии.
-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Какие цели поставим перед собой?
IV.Изучение нового материала
-А что такое профессия???
Профессия- это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
-А как возникли профессии?
На доске картинки первобытных людей.
…Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке.
Люди одного племени занимались разными делами.
Мужчины изготавливали орудия для охоты.
Профессии охотника и рыбака уже были.
Женщины занимались собирательством трав, ягод, земледелием и шитьём. С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
- О которых сегодня мы с Вами и поговорим.
1. Чтение стихотворения о профессиях
«все профессии важны
И конечно, нам нужны
Врач, психолог и учитель,
Программист и попечитель,
Тракторист, геодезист
И юрист, экономист
Продолжать сейчас не буду,
Но скажу Вам точно я!
Разные профессии!
Каждому своя!!!!
-Какие профессии вы знаете?
-Какие профессии у ваших родителей?
- На свете есть много профессий и все они важны и почетны!
-А какой трудовой деятельностью занимаются ваши родители?
-Назовите профессии ваших родителей? (ответы детей).
-На свете много профессий и все они важны и почётны.
-Давайте вспомним отрасли экономики и назовём профессии, с ними связанными . (СЛАЙД 3)

-Сельское хозяйство (доярка, пчеловод, ветеринар, комбайнер)
-Промышленность ( пекарь, автослесарь, токарь, столяр)
-Строительство (каменщик, сварщик, монтажник, моляр)
-Транспорт (Боцман, шофёр, водитель, пилот)
-Торговля (продавец, кассир)
- Социальная сфера (учителя, врачи, певцы, музыканты, художники0
- Специальная служба ( военные, полиция, пожарники)
3. Работа по учебнику.
- На стр.124 рассмотрите картинки с разными профессиями. Здесь представлены не все профессии, только малая капля.
-Ребята, существует много профессий, их насчитывается около
10 тыс.
- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 4) 
-А есть и такие профессии название и значение многих возможно вам не известно. Я хочу познакомить вас с несколькими такими профессиями.
«КИНОЛОГ». Вы знаете такую профессию? (Ответы детей)
Хотя многие из вас знакомы с наукой КИНОЛОГИЯ. Это наука о собаках. А людей, которые изучают и воспитывают собак, называют КИНОЛОГАМИ(Слайд 5).

Есть у кого из вас собака? Вас уже можно назвать в какой- то мере КИНОЛОГАМИ. Как вы думаете, любой человек может быть КИНОЛОГОМ? Нет. Только тот, кто любит собак.
«ОКЕАНОЛОГ». (Слайд 6)
Это специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах. Они исследуют морское дно, наблюдение за состоянием и развитием животного и растительного мира морей и океанов.
«СПЕЛЕОЛОГ». (Слайд 7) 
В профессиональные задачи спелеолога входит:
- составление карт пещер,
- исследование подземелий на наличие полезных ископаемых,
- исследование остатков древних культур,
«ЭНТОМОЛОГ». (Слайд 8)
Это люди, которые изучают насекомых и узнать законы, по которым живёт это природное сообщество.
«ИХТИОЛОГ». (Слайд 9)
Это ученый биолог, занимающийся изучением строения, эволюционного развития рыб в природе и при искусственном разведении.
«ОРНИТОЛОГ». (Слайд 10)
Человек изучающий птиц, их повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее.
Герой- это человек, который жертвует жизнью ради жизни других людей. Люди, совершающие подвиги, даже не думают о том, что они будущие герои.
Для них, наверное, превыше всего человеческая жизнь, свобода и честь Родины!
-Людей каких профессий мы можем назвать героями ?
V. Физминутка «Наша Родина-Россия!»
В нашей стране горы- высокие (тянем вверх),
Реки глубокие (присаживаемся),
Степи широкие (разводим руки в стороны),
Леса большие (помахиваем высоко поднятыми руками)
А мы ребята- вот такие! (показываем рукой «класс»)
VI.Продолжение работы по теме урока.
1. -А теперь поработаем в рабочих тетрадях
Там нас ждут друзья: Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.
Откройте с.81 тетради и помогите Вопросику №2….
2.Работа в группах:
Ребята, а теперь предлагаю вам объединиться в группы для выполнения творческого задания.
-Вы знаете пословицы о труде?
У каждого из вас на парте лежат конверты, в них вы найдете половинку шарика, на котором написана часть пословицы. Какого цвета окажется ваша половина, в ту группу вы и пойдете. А чтобы вам было легко догадаться, на столах вы увидите елочные игрушки зеленого, красного и синего цветов. Группы, которые справятся с заданием, поднимут руки. Вам необходимо прочитать и объяснить смысл пословиц. А потом мы украсим этими шариками нашу новогоднюю елочку.
(Группы собирают пословицы и объясняют смысл пословицы)
Игра « Кому принадлежит фраза?»
- Молодцы.
-А сейчас поиграем в игру.
Игра « Кому принадлежит фраза?»
Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?» Вы будете отвечать, человек, какой профессии мог сказать данную фразу:
1. Как вас постричь? А челку короче? (Парикмахер)
2. Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель)
3. Несите кирпичи, цемент. (Строитель)
4. Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)
5. Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-а…» (Врач)
6. Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной)
7. Сколько килограммов картошки взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)
8. Я сейчас заеду на заправку. А потом продолжу свой путь. (Шофёр)
принадлежит фраза?» Вы будете отвечать, человек, какой профессии мог сказать данную фразу:
1. Как вас постричь? А челку короче? (Парикмахер)
2. Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель)
3. Несите кирпичи, цемент. (Строитель)
4. Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)
1. Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-а…» (Врач)
2. Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной)
3. Сколько килограммов картошки взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)
4. Я сейчас заеду на заправку. А потом продолжу свой путь. (Шофёр)
VII.Подведение итогов урока. ( на доске карта России )
Прекрасных профессий
На свете не счесть-
И каждой Профессии
Слава и честь! (учитель читает стихотворение)
-Люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится, когда падает на небе звезда.
- Я приготовила для Вас звездочки, чтобы вы на них написали своё желание: кем вы мечтаете стать в будущем.
Напишите название этой профессии на ваших звездочках и имя. Это ваша мечта. Сохраним звёзды до 11 класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание…
-А сейчас прикрепите свои звездочки на карте нашей страны. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы- наше будущее, надежда и опора России!
VIII. Рефлексия
На ваших столах лежат «ладошки» разных цветов
-Если вам было скучно на уроке, возьмите ладошку зеленого цвета;
-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите желтую ладошку;
-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите красную ладошку.
А теперь покажем свои ладошки.




о | г | а | ц | щ | с | х | е | в | с |
м | л | с | т | о | я | т | ь | ы | и |
ю | а | и | в | х | о | о | р | в | д |
п | д | м | ч | о | д | з | ш | и | е |
о | и | п | л | ы | т | ь | п | д | т |
г | т | р | и | р | ж | х | н | е | ь |
д | ь | к | л | ж | э | г | о | т | ч |
ж | с | в | е | т | и | т | ь | ь | а |
о | г | а | ц | щ | с | х | е | в | с |
м | л | с | т | о | я | т | ь | ы | и |
ю | а | и | в | х | о | о | р | в | д |
п | д | м | ч | о | д | з | ш | и | е |
о | и | п | л | ы | т | ь | п | д | т |
г | т | р | и | р | ж | х | н | е | ь |
д | ь | к | л | ж | э | г | о | т | ч |
ж | с | в | е | т | и | т | ь | ь | а |
о | г | а | ц | щ | с | х | е | в | с |
м | л | с | т | о | я | т | ь | ы | и |
ю | а | и | в | х | о | о | р | в | д |
п | д | м | ч | о | д | з | ш | и | е |
о | и | п | л | ы | т | ь | п | д | т |
г | т | р | и | р | ж | х | н | е | ь |
д | ь | к | л | ж | э | г | о | т | ч |
ж | с | в | е | т | и | т | ь | ь | а |