СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всероссийский урок генетики: "Практика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Всероссийский урок генетики: "Практика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозерска



















Тема: «Моя ДНК»



9 – 10 классы


(Урок разработан на основании Методических рекомендаций федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации для среднего и старшего школьного возраста (14 – 18 лет))







Учитель биологии и географии

Дереко Александр Александрович


Учитель биологии и химии

Пархоменко Валентина Иннокентьевна








































г. Гусиноозерск

2024

А КТУАЛЬНОСТЬ

Перед педагогическим сообществом поставлена конкретная задача обеспечить массовую подготовку высококвалифицированных кадров в области генетики. Поэтому задача учителей, преподающих естественнонаучные дисциплины в школе, – заинтересовать и увлечь школьников этой стратегически важной для развития общества наукой.

Г енетика – это одна из ведущих наук современного естествознания. Она изучает основные фундаментальные свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Генетика является относительно молодой научной дисциплиной, но, несмотря на свой возраст, оказывает огромное влияние на человечество. Сегодня генетика активно внедряется в различные сферы деятельности человека, предлагая новые подходы исследования биологических объектов и процессов. Важно не только познакомить школьников с основными понятиями и законами генетики, научить решать задачи на построение схем скрещивания и подготовить к сдаче необходимых экзаменов, но и обязательно вдохновить обучающихся возможностями этой науки, познакомить с основными методами молекулярно-генетических исследований и, самое главное, создать условия для овладения приемами работы молекулярных генетиков. Практическая работа в
лаборатории или в школьном кабинете биологии с простым оборудованием и с использованием несложных исследовательских методик может помочь школьникам сделать свой профессиональный выбор в области генетики.
На данном уроке обучающимся предлагается самостоятельно выделить собственную ДНК и посредством практической работы познакомиться с молекулярной биологией.

Увидеть – значит поверить. Для учеников, в первый раз слышащих или мало знающих о молекулярной биологии, ДНК – нечто абстрактное и недоступное взгляду. Практическая работа, предложенная в данном уроке, помогает сделать невидимое видимым – убедиться в том, что ДНК вполне реальна и осязаема. И, может быть, это поможет направить наших юных ученых в сторону генетики и приблизить будущие открытия в данной области.

П ОЧЕМУ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА ПО
ВЫДЕЛЕНИЮ ДНК:

1) Выделение ДНК позволяет обучающимся увидеть их собственные гены. Ученики будут в восторге от того, что смогут собственными глазами увидеть вещество, делающее каждого из нас уникальным и неповторимым.

Выделенную ДНК можно перенести в стеклянный сосуд и бережно хранить сколь угодно долго.

2) Выделение ДНК помогает ученикам понять её свойства. Молекулы ДНК, из которых сделаны наши хромосомы, невероятно длинные и тонкие. Тонкие белые нити, из которых состоит осадок ДНК, – это многие тысячи отдельных молекул, переплетенных друг с другом, как клубок ниток.
3) Выделение ДНК — это первый шаг в биотехнологии. С помощью этой работы ученики получают представление о том, как можно выделить ДНК для использования в современных научных экспериментах.

Р абота может быть выполнена в любое удобное время в течение года, но наиболее полезно связать ее со следующими темами:
• Биомолекулы,
• Строение клетки,
• Митоз и мейоз,
• Генетика,
• ДНК-технология.

Предполагается, что школьники перед проведением урока уже имеют представление о структуре и функции ДНК.

Перед началом лабораторных занятий покажите ученикам, если они не пользовались, градуировки на пипетке или объясните, как пользоваться автоматической микропипеткой (если она есть в наличии), пусть попрактикуются. В качестве единицы измерения в течение работы будет применяться как 250 мкл, так и 1 мл. Для успешного выполнения работы необходимо собрать достаточное количество клеток со внутренней поверхности щеки. Проверьте, чтобы ваши ученики правильно выполнили эту процедуру. Также желательно, чтобы во время проведения работы учащиеся записывали свои действия и полученные результаты,
наблюдения в дневник исследований.















































































































































































































































































































































































































































































































































































































18