СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вторая жизнь песни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа к уроку.

Просмотр содержимого документа
«"Вторая жизнь песни"»










Открытый урок по музыке в 5 классе по теме:



«Вторая жизнь песни»













Учитель музыки первой квалификационной категории: Двойченко О.В.





«Музыка и литература».

Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».

Тип урока: углубление и обобщение темы.

Форма: урок-концерт.



Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.

Задачи:

      1. Обучающие. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.

Познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки.

Закрепить знания средств музыкальной выразительности.

      1. Развивающие. Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (констраст лада, темпа, тембра, жанровой основы мелодии, формы музыкального произведения).

Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.

Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.

Продолжить развитие вокально-хоровых навыков.

Развитие игровых навыков, выразительности исполнения произведений на музыкальных инструментах.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

      1. Воспитывающие. Воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира, воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.

Оборудование:

Фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, проигрыватель DVD.

УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.

Портреты композиторов Глинки, Балакирева, Грига.

Художественный материал:

Глинка, Кукольник «Жаворонок».

Фрагменты симфонической программной музыки Лядов «Кикимора», Римский-Корсаков «Шехеразада».

Струве, Исакова «Музыка».

Стихи: Кукольник «Жаворонок», Тютчев «Утро в горах», Пришелец «Ветерок», Фет «Буря», «Облаком волнистым...».

Фрагмент мультфильма «Пер Гюнт».

Рисунки детей.



Технологии, используемые на уроке:



        1. Личностно-ориентированная.

  1. Технология развивающего обучения.

  2. Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

  3. Технология ассоциативно-образного мышления.

  4. Технология ИКТ.



Методы:



    1. Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).

    2. Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

    3. Метод пластического интонирования.

    4. Прием вокального интонирования.

    5. Метод использования ассоциаций.

Ход урока:

Вход под музыку «Моя Россия».

Музыкальное приветствие.



Сегодня на уроке мы вспомним жанры вокально-инструментальной музыки, которые не могут существовать без литературы, познакомимся с обработками, интерпретациями классической музыки.

Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы? (Песня, романс).

Какая музыка вас встретила? О чем эта песня? Родине).



Исполняем песню «Моя Россия».

Многие композиторы, писатели, поэты, художники воспевали в своих произведениях образ Родины, родной природы.

Ученик читает стихотворение Кукольника «Жаворонок».



Какой образ в стихах? (Образ русской природы).

В каком настроении прозвучали стихи? лирическом, мечтательном).

Какая мелодия соответствует этим стихам? (Плавная, напевная).

Какой композитор написал такую мелодию? (Михаил Иванович Глинка).

Назовите жанр музыкального произведения. (Романс).



Исполнение романса «Жаворонок».

Какая инструментальная музыка не может существовать без литературы? (Программная).

Какую музыку называем программной? (Инструментальная музыка, имеющая программу, которая отражается либо в литературном комментарии, либо в названии произведения).

Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты, вам нужно определить:

      1. Определить по интонациям музыкальную тему.

      2. Назвать музыкальное произведение.

      3. Композитора.

      4. Вспомнить, какое литературное произведение в основе.



Звучат фрагменты из симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», тема Шахриара.

Из симфонической миниатюры Лядова «Кикимора», тема Кикиморы.



А сейчас давайте представим, что мы в концертном зале. Но концерт не совсем обычный.

К этому уроку некоторым ученикам было дано домашнее задание — выучить программную пьесу и подобрать к ней стихи, созвучные по настроению. Вам нужно внимательно послушать стихи, музыку, определить музыкальный образ, дать название пьесе.



Слайд. Определить:

      1. Образ стихотворения.

      2. Средства музыкальной выразительности в пьесе (лад, темп, голосоведение мелодии).

      3. Музыкальный образ или дать название пьесе.



а) Приглашаю ученика. Читает стихи Тютчева «Утро в горах».



Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь выше гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

А сейчас обратимся к заданию на странице 29. Вспомните музыкальные сочинения композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. Привести примеры. (Чайковский, в 4 симфонии звучит мелодия песни «Во поле береза»; Чайковский, в 1 концерте для фортепиано с оркестром звучит украинская народная песня «Веснянка»; Римский-Корсаков, в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы масленицы» используются народные мелодии).

Сейчас послушайте фрагмент музыкального произведения. Обратите внимание на знакомые интонации.



Звучит фрагмент пьесы Балакирева-Глинки «Жаворонок».



Интонации какой мелодии вы узнали? (Мелодия романса Глинки «Жаворонок»).

А какой композитор написал эту пьесу? (Милий Балакирев).



Слайд. Портреты Балакирева и Глинки.



Какой прием развития музыки использовал композитор? (Вариационный).

Как изменилась музыка? (Появились фортепианные пассажи, обилие украшений, трелей. Характер музыки стал более взволнованным, темп быстрее, но в конце замедление. Минорный лад в конце меняется на мажор).

Балакирев сделал обработку романса «Жаворонок». Что такое обработка? (Обработкавсякое изменение оригинального текста).

Что такое интерпретация? (Толкование музыкального произведения исполнителем).

А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.



Слайд.

Какой образ вы видите?

Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).

Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).

Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).

Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине? («Песня Сольвейг», музыка Э. Грига).

Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).

Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).

В каком спектакле звучит «Песня Сольвейг»? пьесе Ибсена «Пер Гюнт»).



Вспоминаем коротко сюжет.



Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.

А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание, в каком исполнении звучит «Песня Сольвейг».

Просмотр фрагмента мультфильма.

Кто спас Пера Гюнта?

Какие чувства помогли ему? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).

В каком исполнении звучит песня? исполнении струнно-смычковых инструментов).

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Одна из них — «Песня Сольвейг».



Слушание в исполнении симфонического оркестра и джазового.



Спросить учеников, что поменялось и как это отразилось а содержании музыки..



Итог урока:

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

Что их объединяет? (Связь с литературой).

Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторыони делают обработки музыкальных произведений. Исполнителиот них зависят интерпретации музыкальных произведений).

И заканчивает наш урок песней Г. Струве, стихи которой написала школьница И. Исакова.

Где музыка берет свое начало? (Вокруг нас, в звуках природы).

Исполнение песни «Музыка».

Поблагодарить детей за выступления. Оценки.

Домашнее задание: творческая тетрадь, страница 20.