1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. – Тема нашего урока: «Дополнение». Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. – Работать нам предстоит в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Работа с материалом § 37. – Какими частями речи выражаются дополнения? – От каких членов предложения обычно зависят? (Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределенной формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения.) Упр. 182 | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации с тестовыми заданиями «Дополнение» | Знакомство с понятием «прямое и косвенное дополнение» прямое Я налил бабушке чаю и пригласил ее к столу. прямое Мой друг не надел спортивной куртки, отчего простудился и не смог участвовать в соревнованиях. Запишите свои предложения, в которых есть прямые дополнения. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы | | |
3. Выявление места и причины затруднения | Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров. Беседа | – Что нового вы узнали о дополнениях? (Узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах.) | Слушают, рассматривают слайды презентации, выполняют задание | Индивидуальная, групповая | Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний | Устные ответы |
Физкультминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
4. Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | Первое предложение из данных в презентации. Его рассматриваем устно: разбираем, затем работаем над орфограммами. прямое косвенное II спр. сущ. В. п. прич. Т. п. сущ. Т. п. Пароход будит город плачущим гудком. Далее пишем в тетрадях. косвенное сущ. В. п. И понесла вперед пехота свое родимое ура. – Назовите выделенные орфограммы и объясните их правописание. (Понесла – нес, вперед – впереди, пехота – пеший. Ура – здесь междометие в роли существительного.) Объясняет задания по группам | Под руководством педагога составляют план работы над заданием | Групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построен-ного проекта | Организация рабочего места. Письменная работа по группам | 1-я группа. – Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Из предложений выпишите все словосочетания с дополнениями, указав в них главные слова и вид дополнения. В раскрытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кл..новый лист. Он был похож на л..донь с шир..ко расставленными пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и з..крыла написанные строч..ки. Я закрыл свою тетра..ь, заложив на недописанной страниц.. первый осе..ий лист, и вышел в сад. В саду было (по)осеннему тихо и пусто, как в зак..лочен-ном доме. 2-я группа (задание повышенной сложности). – Напишите сочинение-миниатюру по репродукциям картин художников и иллюстрациям с осенними пейзажами (например, И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Летний сад осенью» и др.) на тему: «Обожаю это время года! / Праздник золота и багреца» (А. Барто) – о том, что вы увидели на картине. Или представьте, что картина ожила и вы очутились в лесу, на поляне; свои наблюдения над природой отразите в миниатюре | Работают с заданием | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы. Выполнение письменной работы |
6. Первичное закрепление с комментирова-нием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа | Обсуждение и запись в тетрадь текста упр. 184. – Изменился ли смысл предложений при изменении порядка слов? Почему это произошло? – Иногда бывают затруднения в определении форм имен существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. – Запишем следующее предложение: косвенное Троллейбус обогнал трамвай. – Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный. косвенное косвенное Троллейбус обогнал трамвай. Корни деревьев питают листья. Вывод: прежде чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, увидеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа | Изучают примеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Индивидуальная. Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Листы обратной связи |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все второстепенные члены, укажите их вид (прямое или косвенное дополнение, определение, обстоятельство). Желание полюбоваться красками осени привело меня в парк. Красив осенний парк. Метет багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез на их ветках осталось совсем немного листьев. А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ весь свой товар – крупные красные ягоды. Молодые клены и дубы, отливая золотом и бронзой, украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Оценивание работы учащихся на уроке |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |