СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в географию

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение в географию»

География 6 класс. Урок 1.

Что изучает физическая география? - ВВЕДЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с новым предметом, основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии; рассказать о требованиях учителя; вызвать интерес к предмету.

Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, тетради.



ХОД УРОКА

• Введение География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку. Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д. Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу. Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.





I. Организационный момент

* Организационно-дисциплинарные требования к изучению курса;

• повторение критериев оценивания учебных достижений;

* виды контроля и практических работ;

• необходимые материалы для изучения предмета в течение года (учебник, зо шит, тетрадь с печатной основой для практических работ, атлас, контурные

карты и т. д.);

* требования к ведению тетрадей и тому подобное.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Прием " привлекательная цель»

Каждый из вас, должно быть, запускал бумажные кораблики весенними ручьями

и, возможно, мечтал отправиться с ними в далекие сказочные странствия. Кто не мечтал о

дальние страны и приключения вместе с литературными и кинематографическими героя мы? Случалось ли вам воображать себя отважным первооткрывателем неизведанных

земель, продираясь извилистыми тропами в лесу? На уроках географии на вас

будут ожидать увлекательные путешествия, удивительные открытия, интересные игры. Но

без предварительной подготовки отправиться в путешествие отнюдь нельзя. Любой

опытный путешественник знает: к открытиям следует тщательно готовиться. И поможет же нам в этом наука география.

III. Изучение нового материала

1. Формирование понятие «география»

География-наука, изучающая природу Земли, населения и его хозяйственную деятельность. Слово "география «в переводе с греческого языка означает» земле описание «(»гео « — земля,» графо" — пишу).

2. Задачи географии древних времен и современной географии

География древних времен стремилась ответить на вопрос где? и что? Современная

география пытается ответить на вопрос как? и почему?

3. Система географических наук

Работа со схемой учебника

Современная география-это комплекс наук о Земле. В зависимости от особенностей объектов исследования систему географических наук разделяют на физическую и

социально-экономическую географию.

Физическая география изучает природу Земли, явления и процессы, происходящие на ней. Физическая география объединяет науки, непрерывно связанные между собой:

землеведение, геоморфологию, метеорологию, климатологию, гидрологию, океанологию, почвоведение и многие другие.

Социально-экономическая география изучает население Земли и его хозяйственную деятельность. В состав социально-экономической географии также входят риз ни науки, например география населения, география промышленности, география

сельского хозяйства и многие другие.

6

Особое место в системе географических наук занимает картография-наука

о картах, методах их создания и использования.

4. Что изучает курс «Общая география». (Знакомство с содержанием учебника)

Работа в группах

Каждая группа получает задание ознакомиться с тематическим содержанием пэв ного раздела учебника и выяснить, что является объектом его изучения. Выводы

групп учитель записывает на доске.

5. Методы (способы) географических исследований

В период накопления географических знаний основным был метод географических

экспедиций и наблюдений, во время которых описывали новые земли или какое-либо

природное явление. Различные способы географических исследований объектов на расстоянии,

что обусловлено невозможностью добраться до них по тем или иным причинам, называются дистанционными методами. В отчетах экспедиций прошлого описания и ма люнки делались со значительного расстояния. Существенно повысилось качество дистанционных

методов, когда путешественники начали использовать аэрофотосъемку.

В наше время ценную информацию ученые получают с помощью косых снимков. С их помощью создают базы данных географических

информационных систем (ГИС), составляют электронные карты и атласы. Ком пьютерные программы позволяют заниматься моделированием и прогнозированием

географических процессов и явлений, а также их последствий. Современные географы во время

изучение природы используют физические, химические, биологические методы исследования. Одним из самых распространенных способов познания окружающего мира

есть картографический метод-изображение природных процессов и явлений с помощью условных знаков.

6. Источники географических знаний

Географические карты и печатные издания (учебные учебники, пособия, справочники, энциклопедии, журналы и, даже художественная литература), мульти медийные источники (теле - и радиопередачи, видеофильмы, компьютерные средства информации), музейные экспозиции, собственные наблюдения и тому подобное.

IV. Закрепление изученного материала

• Как дословно переводится слово «география»?

• Кого из древних ученых называют «отцом географии»?

* Что изучает физическая география?

• Какие методы используются для проведения географических исследований?

* Для каких видов человеческой деятельности наиболее необходимы географической науки?

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

* Проработать текст параграфа.

* Составить список книг по географии, которые есть дома