СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в психологию ( психологияга киришүү)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет психологии. История психологии

План.

1. Возникновение и определение психологии как науки.

2. Предмет изучения психологии.

3. Задачи современной психологии.

4. Психология и ее место в системе наук.

5. Структура психологии.

 

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о  себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем».

                         Николай Константинович Рерих.

Просмотр содержимого документа
«Введение в психологию ( психологияга киришүү)»

Глава 1. Введение в психологию

2.Предмет психологии. История психологии

План.

1. Возникновение и определение психологии как науки.

2. Предмет изучения психологии.

3. Задачи современной психологии.

4. Психология и ее место в системе наук.

5 . Структура психологии.



Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем».

Николай Константинович Рерих.

 

3. Возникновение и определение психологии как науки

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Что же представляет собой психология как наука? Ответ на данный вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

Сам термин «психология» образован из слияния двух греческих слов: psyche – «душа» и logos - «слово», «учение».

П сихология и очень старая и очень молодая наука.

Известный психолог конца ХIХ – начала ХХ вв. Г.Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предистория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, владеть собой. Так возникло представление о душеИзучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто.

Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист Платон понимал душу как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в Высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Первое систематическое изложение психических явлений было предпринято древнегреческим философом Аристотелем в трактате «О душе».

Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал смело отвечать: «Аристотель». Этот древнегреческий философ заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву можно считать также отцом психологии как науки.

Одним из главных вопросов, который волновал философов, была проблема связи души и тела. Именно в таком ракурсе психологическое знание накапливалось в течение многих веков.

Только в XVII-XVIII благодаря бурному развитию естественных наук возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. В то время преобладало убеждение о том, что психическая жизнь – проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа. Такой метод получил название интроспекции (от лат. introspectare – «смотреть внутрь»).

В рамках интроспективной психологии рассматривались многие психологические вопросы, однако ответы на них были чисто теоретическими.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. - года открытия немецким физиологом В. Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической .лаборатории.

Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий ХХ в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии. Их различие сводилось к разным характеристикам сознания со стороны его структуры, содержания и степени активности.

В начале ХХ в. под влиянием запросов развития научного объективного знания, с одной стороны, и социально-экономических потребностей, с другой, - наметился кризис интроспективной психологии. Это привело к тому, что во втором десятилетии возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки – поведение. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour – «поведение»). Его разрабатывали американские психологи Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон и др.,

которые считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания – слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что возможно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься как наука о поведении.

Параллельно бихевиоризму возникло еще одно направление - психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог З.Фрейд.

Его представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, либо вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике. Характеризуя значение этого переворота, один из биографов З.Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».

Н аряду с бихевиоризмом и психоанализом в ХХ в. возникли многие психологические теории, которые оказали большое влияние на развитие психологии как науки. (подробнее о них см. в последующих параграфах).

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – философско-религиозного и естественно-научного. Современная российская психологическая наука в основном придерживается диалектико-материалистического подхода к происхождению психики, в основе которого лежит теория отражения

Кратко этапы развития психологии можно представить в следующей схеме:

Табл.1

4. Этапы развития психологии

Этапы

Определение этапа

Сущность

1 этап

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап

Психология как наука о сознании

Начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознание. Основным методом считалось наблюдение за самим собой.

3 этап

Психология как наука о поведении

Начинается в XX веке. Задача психологии – наблюдение за тем что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакция человека.

4 этап

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Наше время. Характерно многообразие подходов к сущности психики. Основой российской психологии является осмысление теории отражения.














Предмет изучения психологии

Предмет научной психологии составляет изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных.

В этом учебном курсе мы будем говорить в основном о психологии человека. Исследованием психики животных занимается специальная отрасль – зоопсихология.

Психика человека включает в себя многие психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек узнает, постигает мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

  Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности.

 Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Они могут быть вызваны внешней ситуацией, самочувствием человека, индивидуальными особенностями человека.

Человек не просто проникает в мир с помощью психических процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность). Деятельность также поэтому составляет предмет современных психологических исследований.

Кроме индивидуальной психологии в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах.

5.Задачи современной психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Область явлений, изучаемых психологией, огромна, поэтому необходимы сопоставление , интеграция и систематизация накапливаемых знаний.

Б.М.Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» выделил базовые категории психологической науки: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения – а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, прежние десятилетия отечественная психология была преимущественно теоретической дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности является еще одной из задач психологии.

 

       Р.С.Немов в книге «Психология» определяет значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Рассмотрим некоторые наиболее важные аспекты.

1. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

2. Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить отрасль психологии дифференциальная психодиагностика.

3. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами. Это позволяет своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

4. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, - это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

5. Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие отношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами.

6. Психология и ее место в системе наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. 

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей знания, является по выражению Б.М.Ломова, интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

В настоящее время наиболее общепринятой считается классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, общественные и технические.

 

Схема 1

Место психологии в системе наук

 

 

   Технические науки                   Общественные науки

 

Психология

Естественные науки

 

Согласно данной классификации наук психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник их формирования и развития. Психология интегрирует все эти данные науки, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет и свои методы исследования этого предмета.

 

Структура психологии

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельности. На этом основании выделяются следующие отрасли психологии:

психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет рад разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология;

педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;

медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику и психогигиену;

юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую и т.д.;

военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и т.д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. В этом случае будет реализован принцип развития. В зависимости от этого можно выделить следующий ряд отраслей психологии:

возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология (пожилого возраста);

психология аномального развития, или специальная психология разветвляется на: олигофренопсихологию – науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих;

сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.

В основу классификации отраслей психологии можно положить психологические аспекты отношений личности и общества. В этом случае выделится целый ряд отраслей психологии, объединяемых понятием «социальная психология». Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем различие житейской и научной психологии?

2. Почему говорят, что психология – и очень старая и очень молодая наука?

3. Что является предметом психологии как науки?

4. Приведите примеры психических явлений, основываясь на наблюдениях за собой и окружающими.

5. С чем, по вашему мнению, связано существование множества школ и направлений в психологии?

6. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы образования? Почему?

7. Покажите роль психологических знаний в деятельности учителя, инженера, рекламного агента. Попробуйте назвать область деятельности человека, где можно обойтись без знания психологии.

8. * Подберите пословицы, поговорки, афоризмы о психических явлениях.

 

Литература

 

1. Ждан А.Н. История психологии. М., 1990. Разделы I-V.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М., 1995. Т.1. С. 5-15.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов М., 1998. С. 3-22.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998, С. 3-206.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т.1. С. 14-43.